В 1929-1932 годах С.Эйзенштейн и Г.Александров работали в США, где обучались мастерству у своих коллег в Голливуде. В 1934 году Григорий Александров поставил фильм «Веселые ребята». В этой музыкальной комедии режиссер соединил эксцентрические и цирковые трюки, приемы мюзик-холла и оперетты. С фильма «Веселые ребята», в котором снялся и джазовый музыкант Леонид Утесов, начался «звездный» путь актрисы Любови Орловой и дебютантов в кино композитора Исаака Дунаевского, поэта В.Лебедева-Кумача. Картина имела огромный успех как в СССР, так и за рубежом.
В традициях музыкально-эксцентричного кино поставлены и другие фильмы Александрова, получившие признание зрителей и специалистов кино: «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947). Во всех этих лентах главную роль исполняла жена Григория Александрова - Любовь Орлова. В середине 1950-х годов режиссер несколько отошел в тень, но продолжал работать - ставил спектакли в театре и преподавал в ВГИК, но снимал мало. Скончался Григорий Александров 16 декабря 1983 года, через несколько лет после смерти жены.
1783 - родился Стендаль (Анри Мари Бейль)
1783 - родился Стендаль (Анри Мари Бейль), французский писатель.
Анри Бейль родился 23 января 1783 года в Гренобле в семье адвоката. В семь лет потерял мать. Рос в доме деда, вольнодумца и поклонника просветителей. В 1800-1802 годах служил сублейтенантом в итальянской армии Бонапарта, в 1805-1812 годах - интендантом; сопровождал императорские войска при их вступлении в Берлин, Вену, в походе на Москву. После падения Наполеона уехал в Италию, где соприкоснулся с движением карбонариев, встречался с Байроном. В 1821 году вернулся во Францию, а в 1831 году поселился в качестве французского консула в итальянском городке Чивитавеккья. Первые сочинения Бейля начали выходить в свет в 1815 году. В 1817 году род псевдонимом Стендаль выходит его книга «Рим, Неаполь и Флоренция». При жизни Стендаля его творчество признавалось немногими современниками, но среди них были Оноре де Бальзак, Гете, Проспер Мериме, А.Пушкин, Л.Толстой. Умер Стендаль от удара 22 марта 1842 года в Париже.
Переоценка произведений Стендаля произошла только со второй половины XIX века. Его друг и душеприказчик Ромен Коломб в 1850-е годы предпринял полное издание его произведений, включая журнальные статьи и переписку. С этого времени Стендаль вошел во французскую литературу как один из самых крупных ее представителей. Школа французских реалистов середины 1850-х годов признала его вместе с Бальзаком своим учителем.
Среди произведений Стендаля - памфлеты, трактаты, новеллы, повести, романы: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи в Италии» в двух томах, «О любви» (трактат), «Расин и Шекспир» (памфлет), «Жизнь Россини», «Арманс» (роман), «Прогулки по Риму», «Ванина Ванини» (новелла), «Красное и черное» (роман), «Итальянские хроники», «Воспоминания эготиста» (автобиографическая повесть), «Люсьен Левен» (роман, произведение не окончено), «Жизнь Анри Брюлара» (автобиографическая повесть), «Записки туриста», «Пармская обитель» (роман), дневники, письма. По произведениям Стендаля были сняты кино- и телефильмы: «Ванина Ванини», «Пармская обитель», «Красное и черное». В 1933 году в Гренобле был создан Музей Стендаля.
1832 - родился Эдуард Мане
1832 - родился Эдуард Мане, французский живописец, один из основоположников импрессионизма.
Эдуард Мане родился в Париже в богатой буржуазной семье. Вопреки уговорам родителей стать юристом, Мане решил стать моряком и плавал юнгой в Рио-де-Жанейро. Но победила страсть к искусству. В 1850-1856 годах Мане посещает мастерскую исторического живописца Тома Кутюра, где приобщается к классическому наследству. Совершает турне по музеям Европы. Его интересуют Тициан, Тинторетто, Рембрант, Хальс, Пуссен, Делакруа, Энгр, Веласкес, Гойя. Испанские мотивы отражены в картинах Мане «Лола из Валенсии», «Гитарист», «Испанский балет». Затем следуют знаменитые картины «Любитель абсента», «Завтрак на траве», «Олимпия». Новаторская живопись Мане подверглась яростным нападкам критики, считавшей художника бунтарем в искусстве. Используя и переосмысливая сюжеты и мотивы живописи старых мастеров, Мане стремился наполнить их острым современным звучанием.
В конце 1860-х годов Мане сблизился с Дега, Моне, Ренуаром и перешел к пленэрной живописи; глухие и плотные тона с преобладанием темных цветов сменились более светлой и свободной живописью («В лодке»). Основная тема произведений Мане - сцены парижской жизни («Нана», «В кабачке папаши Латюиль»). Шедевр Мане - картина «Бар в Фоли-Бержер». На первом плане - продавщица за стойкой бара, за ее спиной большое зеркало, в котором отражается весь зал ресторана, наполненный посетителями. Благодаря свойству зеркал зал кажется огромным, уходящим в бесконечность. Он расстилается перед усталым взором продавщицы. Судя по ее отражению со спины, она выслушивает подошедшего к стойке мужчину, но по ее лицу и глазам нельзя подумать, что она с кем-то беседует, так утомленно замкнуто это лицо. Кажется, что она одна, а окружающие - красочный, но не радостный мираж. Это полотно соединило в себе все излюбленные жанры и приемы художника: портрет, натюрморт, бытовую сцену, динамичность толпы и разнообразные световые эффекты.
Творчество Мане вдохнуло новую жизнь во французское искусство XIX века. В последние годы жизни он был награжден орденом Почетного легиона. Скончался Мане 30 апреля 19883 года.
1931 - назад умерла Анна Павловна Павлова
1931 - назад умерла Анна Павловна Павлова, великая русская балерина.
Анна Павловна (Матвеевна) Павлова родилась 12 февраля 1881 года в Петербурге, в семье рядового солдата Преображенского полка и прачки. В 1891 году поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, по окончании которого в 1899 году была принята в Мариинской театр. В 22 года Анна Павлова стала первой солисткой Мариинского театра, а еще через три года - прима-балериной. С 1908 года она постоянно гастролировала за рубежом, участвовала в знаменитых «Русских сезонах» Парижа, положивших начало ее мировой славе. В 1910 году Павлова создала собственную труппу, с которой объездила весь мир, выступая в Европе, Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии, ряде стран Азии.
В ее труппе работали русские балетмейстеры и преимущественно русские танцовщики, с ними создавались новые хореографические миниатюры (балетмейстер Михаил Фокин специально для труппы Павловой поставил в 1913 году «Прелюды» на музыку Ф.Листа и «Семь дочерей Горного короля» на музыку А.Спендиарова). В 1911 году она уехала из Санкт-Петербурга, последовав за своим антрепренером и мужем Виктором Дандре. Последний раз Анна Павлова побывала в России в 1914 году. Павлова сохраняла в гастрольном репертуаре балеты П.И.Чайковского и А.К.Глазунова, «Тщетную предосторожность», «Жизель», «Коппелию», «Пахиту». В своих многочисленных концертных номерах она опиралась главным образом на традиции отечественного искусства. Великая русская танцовщица скончалась 23 января 1931 года от плеврита во время гастролей в Гааге, не дожив нескольких дней до своего пятидесятилетия.
Она не думала умирать, была готова выйти на сцену. Последними ее словами были: «Приготовьте мне костюм Лебедя...». Хореографическая миниатюра на музыку К.Сен-Санса «Лебедь» (название «Умирающий Лебедь» она получила позднее) была поставлена совместно с Фокиным и впервые исполнена Анной Павловой 22 декабря 1907 года. Эта миниатюра вошла в ее биографию навсегда, став символом нового русского балета. 25 января 1931 года, когда Лондон узнал о смерти великой балерины, в театре «Аполло» шел балетный спектакль. В память Анны Павловой оркестр исполнил музыку Сен-Санса при открытом занавесе. Сцена была пуста, лишь луч прожектора скользил по ней. Весь зал поднялся и стоял, пока не смолкли последние аккорды музыки. После смерти прах Анны Павловой был перенесен в Лондон, на этом настоял Виктор Дандре, утверждавший, что Павлова сама упоминала «о желательности такого варианта для похорон». После ее смерти уже было невозможно что-либо проверить. И прах Анны Павловой до сих пор покоится в крематории «Голдерс грин».
1556 - в Китае произошло одно из самых разрушительных в истории землетрясений
1556 - в Китае произошло одно из самых разрушительных в истории землетрясений, в результате которого погибли примерно 830 тысяч человек.
На территории Китая, в поясе, простирающем от Юнняня до Пекина, издавна отмечалось множество землетрясений. Два самых сильных в истории Китая землетрясения, которые одновременно явились и одними из самых разрушительных в мире, наблюдались именно в этих местах. Эпицентр землетрясения, произошедшего в 1556 году, находился в провинции Шэньси, у ее столицы - города Сиань. Сиань расположен на берегу великой реки Хуанхэ, где равнины наполнены рыхлыми осадками. По рассказам очевидцев, целые города погружались в грунт, разжиженный вследствие колебаний, и тысячи жилищ, вырытых в рыхлых холмах, обрушились в считанные секунды. Поскольку землетрясение произошло рано утром, большинство семей еще находилось дома и с этим, несомненно, связано огромное число жертв - 830 тысяч человек.
В ХХ столетии одно из самых крупных землетрясений в Китае произошло 28 июля 1976 года в 3 часа 42 минуты местного времени, прямо под Таншанем, городом с населением около полутора миллиона человек, расположенным в 160 километрах от Пекина. Масштаб разрушений и число жертв были почти беспрецедентными. Жилые дома, заводы превратились в груду обломков. Весь город практически сравнялся с землей. Некоторые районы покрылись множеством огромных трещин. Одна из таких трещин поглотила здание больницы и переполненный пассажирами поезд. Пострадали не только дома - были обрушены мосты, искривлены железнодорожные пути, перевернуты поезда, повреждены автострады, разорваны трубопроводы, нарушены плотины. Официальных сообщений об этой катастрофе из Китая не поступало, но в достоверном отчете, помещенном в гонконгской газете, сообщалось, что погибли 655 237 человек.
1960 - Жак Пиккар и Дональд Уолш опустились на дно Марианской впадины
1960 - Жак Пиккар и Дональд Уолш на батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув рекордной глубины 10 915 метров.
С древних времен человек стремился познать подводный мир. Еще Александр Македонский (356-323 годы до нашей эры) погружался в море в большом стеклянном сосуде, а в своих военных операциях прибегал к помощи ныряльщиков (например, при осаде Тира в 334 году до нашей эры). Самые ранние упоминания о водолазных аппаратах относятся к XVI веку.
Такие аппараты представляли собой лишенные дна колокола, в которые по трубам поступал воздух. Первый колокол, вмещавший в себя более одного водолаза, был построен в 1690 году Эдмондом Галлеем. Хорошо известный нам водолазный костюм с металлическим шлемом, сконструированный англичанином А.Зибе, еще в 1837 году широко используется при подводных работах на глубине до 60 метров. В 1943 году Жак Ив Кусто и Эмиль Ганьян изобрели акваланг, который сделал водолаза значительно подвижнее. В 1620 году Корнелиус ван Дреббель построил одну из первых подводных лодок. Приводимая в движение двадцатью гребцами, она плавала по Темзе на глубине пяти метров (с 1960-х годов подводные суда стали применяться для подводных наблюдений и подводного строительства; с 1973 года подобные суда используются при подводной добыче нефти и газа для осмотра трубопроводов, ремонта и обслуживания платформ).
Серьезные попытки исследовать большие глубины были начаты в 1930 году, когда у Бермудских островов Отис Бартон и Уильям Биб в батисфере - стальном шаре, опускаемом с корабля на тросе, погрузились до глубины 425 метров. 23 января 1960 года швейцарский ученый Жак Пиккар и американский лейтенант Дональд Уолш в батискафе «Триест» опустились на дно самой глубокой в Мировом океане Марианской впадины, достигнув глубины 10 915 метров.