Эдуард Успенский родился 22 декабря 1937 года в городе Егорьевске Московской области. Окончив школу, поступил в Московский авиационный институт. В студенческие годы начинает заниматься литературным творчеством, печатается с 1960 года. Творческий путь начинал как юморист, у него совместно с А.Аркановым вышло несколько юмористических книг. По собственному признанию, в детскую литературу попал случайно. Его детские стихи начали печатать как юмористические в «Литературной газете», они звучали в радиопередаче «С добрым утром!». Получил широкую известность как автор детских книжек «Крокодил Гена и его друзья», «Вниз по волшебной реке». Огромную популярность приобрели его пьесы, написанные совместно с Р.Качановым - «Чебурашка и его друзья», «Наследство Бахрама», «Отпуск крокодила Гены». Образы придуманных им Чебурашки, крокодила Гены и других героев любят дети нескольких поколений.
В 1976 году вышел сборник стихов «Все в порядке». В 1980-1990 годах публикует серию замечательных детских книжек «Каникулы в Простоквашино», «Дядя Федор, пес и кот», «Колобок идет по следу», «Разноцветная семейка», «Красная Рука, Черная Простыня, Зеленые Пальцы (страшные повести для бесстрашных детей)», «Лекции профессора Чайникова (занимательный учебник по радиотехнике)». Эдуард Успенский выступал как автор сценариев мультфильмов, многие из которых любимы не одним поколением зрителей. Ее герои, Крокодил Гена и Чебурашка, живут в нескольких мультфильмах вот уже несколько десятилетий. Не меньший успех выпал на долю приключений друзей из Простоквашино - Дяди Федора, Шарика, кота Матроскина. И они тоже обрели свое экранное воплощение.
Кроме того, Эдуард Успенский писал для популярной детской передачи «Радионяня», для телепередачи «АБВГДейка», вел телевизионную передачу «В нашу гавань заходили корабли». Произведения писателя переведены более чем на 25 языков, его книги выходили в Финляндии, Голландии, Франции, Японии, США. В последние годы в организованном им издательстве «Самовар» публикуются и его новые книги. Закончил многолетнюю работу над циклом исторических романов, рассказывающих о периоде Лжедмитрия и Смутного времени. Живет и работает в Москве.
305 лет назад (1702) родился Жан Этьен Лиотар, известный швейцарский живописец
Жан Лиотар родился в Женеве 22 декабря 1702 года в семье ювелира, эмигранта из Франции. Учился в женевской мастерской Д.Гарделя, с 1723 года - в Париже у Ж.Массе. Уже в ранний период специализировался на портрете, в том числе и миниатюрном. Излюбленной его техникой стала пастель. В 1736 году получил предложение сопровождать в Италию французского посланника при неаполитанском дворе маркиза де Пюизье. С тех пор начались странствия Лиотрана по Европе. Он работал в Риме, Константинополе, Вене, Венеции, Дармштадте и Лионе, побывал также в Валахии (Румынии) и Голландии.
С 1758 года жил в основном в родном городе. Писал портреты папы Климента XII, императрицы Марии Терезии, принца Уэльского, многих членов императорского дома и представителей знати. В это же время он исполнил пастелью портрет красавицы Анны Бальдауф, всемирно известный под названием «Шоколадница». Перед художником открылись блестящие перспективы. Вскоре благодаря знакомству с знатным англичанином кавалером Понсомби Лиотар был приглашен в путешествие по Востоку. Он побывал в Мессине, Сиракузах, на Мальте, греческих островах Делос и Парос, в Смирне, Константинополе. Увлекшись Востоком, изображал себя в традиционных местных одеяниях («Автопортрет», 1743).
Портреты Лиотара отличаются большим разнообразием. В одних ощутима связь со стилем рококо с присущей ему любовью к нарядным и сложным костюмам, к обилию мягких струящихся тканей, изяществу грациозных поз и движений. Таковы портреты «Мадам Эпине», «Читающая девушка», «Мадам Боэр». В других, более многочисленных портретах, преобладает стремление к объективной и точной характеристике (портреты Марии Терезии, маршала Морица Саксонского, жены художника, мадам Коньяр («Дама в кружевах»). Однако все же самыми популярными его работами стали типажные портреты, поэтизирующие женственность («Прекрасная читательница», 1746). В поздние годы писал также простые по мотиву, тонально-изысканные натюрморты, близкие по духу искусству Ж.Б.С.Шардена («Груши, инжир и сливы», 1782). Опубликовал «Трактат о принципах и правилах живописи» (1781). Умер Жан Этьен Лиотар в Женеве 12 июня 1789 года.
150 лет назад (1857) в России появились первые почтовые марки
Первые знаки почтовой оплаты были введены в России в 1845 году - так называемые «штемпельные куверты» для городской почты Санкт-Петербурга. Их успех привел к выпуску в 1848 году штемпельных конвертов для общегосударственной почты. Проект первой российской почтовой марки был утвержден к изданию в октябре 1857 года. Отпечатанные пробные экземпляры первых марок утвердил царь Александр II и «высочайше повелеть соизволил называть их вместо штемпельных почтовыми марками». На марке был изображен государственный герб России - в голубом овале на фоне мантии, увенчанной короной (автор рисунка - старший гравер Экспедиции заготовления государственных бумаг Ф.М.Кеплер).
22 декабря 1857 года Почтовый департамент издал циркуляр «О введении почтовых марок для всеобщего пользования». На основании этого циркуляра марки вводились в действие с 1 января 1858 года в европейской части территории России, а на Кавказе, в Закавказье и Сибири с 1 марта 1858 года. Марка стоила 10 копеек, тираж ее составил три миллиона экземпляров. Первые почтовые марки Советской России были выпущены в 1918 году, к первой годовщине Октябрьской революции. История этих марок была несколько необычной.
Еще в начале 1917 года, сразу же после свержения императора Николая II, министерство почт и телеграфов Временного правительства приняло решение выпустить почтовую марку, олицетворяющую освобождение народа из оков царизма. На них художник Р.Зарриньш изобразил руку с мечом, разрубающим цепь, и надписью «Россия». Однако, пока марку изготавливали, Временное правительство было свергнуто большевиками, и вновь образованный Наркомпочтель РСФСР, после некоторого изменения клише марки, дал указание выпустить ее как свою. На Московском, Петроградском и почтамтах губернских городов страны появились в продаже первые революционные марки достоинством 35 копеек (синяя) и 70 копеек (коричневая). Выпустили их несколько экземпляров. Затем вышел указ с 1 января 1918 года пересылать простые письма и открытки бесплатно, за счет государства. Этот указ действовал до 15 августа 1921 года.
Первые почтовые марки СССР были выпущены в августе 1923 года. Они были посвящены Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. 14 января 1992 года в почтовое обращение поступили первые марки Российской Федерации, они были посвящены зимним Олимпийским играм в Альбервиле. Все виды отечественных знаков почтовой оплаты - марки, маркированные почтовые конверты и карточки, а также подготовительные материалы к их изданию: оригиналы, проекты, пробы, эссе, образцы хранятся в Государственной коллекции знаков почтовой оплаты при Центральном музее связи им. А.С.Попова, основанном в 1872 году. Из года в год фонды коллекции пополняются современными выпусками почтовых марок стран мира - из Всемирного почтового союза (ВПС) и отечественными знаками почтовой оплаты - из издательско-торгового центра «Марка». В настоящее время коллекция насчитывает около восьми миллионов единиц хранения.
102 года назад (1905) началось декабрьское вооруженное восстание в Москве
Первая русская революция началась 22 января (9 января ст.ст.) 1905 года с расстрела царскими войсками мирной демонстрации народа, двинувшегося к Зимнему дворцу просить у Николая II защиты от притеснений. Столичные власти не нашли лучшего средства остановить толпу, как рассеять ее картечью. Гибель невинных детей, женщин, стариков, с иконами в руках направлявшихся к царю-батюшке, привела к яростному революционному взрыву. На сторону восставшего народа переходили воинские части. Летом 1905 года на сторону революции перешел эскадренный броненосец «Князь Потемкин Таврический». Осенью того же года отказалась подчиняться командованию часть Черноморского военно-морского флота (корабли «Очаков», «Св. Пантелеймон» и др.). Лидером восставших моряков стал лейтенант Петр Шмидт. Апогей революции пришелся на октябрь 1905 года В стране началась всероссийская политическая стачка. Стремясь с помощью реформ сбить накал революции, император 30 (17 ст.ст.) октября 1905 года издал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», провозгласивший гражданские свободы (неприкосновенность личности, свобода слова, собраний, союзов) и созыв Государственной думы, без одобрения которой ни один закон не мог войти в силу. Манифест был подготовлен С.Ю.Витте. Очень небольшая часть населения России расценила Манифест как победу революции. Из числа представителей этой части населения сформировались две правые политические партии - партия либерально-монархической буржуазии (конституционные демократы, или кадеты) и партия чиновников, помещиков и крупной буржуазии (октябристы). Но многомиллионные массы крестьян и рабочих продолжали революционную борьбу.
22 декабря (9 ст.ст.) вооруженное восстание началось в Москве. В ответ на обстрел артиллерией училища Фидлера (у Покровских ворот) - одной из баз дружинников - рабочие начали строить баррикады. С 23 по 26 декабря баррикады были созданы во всех районах Москвы. Их защищали боевые дружины, насчитывавшие около двух тысяч вооруженных и около четырех тысяч невооруженных бойцов. В их рядах были и рабочие из эсеровских и меньшевистских дружин, но руководство фактически осуществляли большевики. В течение девяти дней дружинники отбивали атаки жандармов и войск. Бои развернулись на Кудринской площади, Арбате, Лесной улице, на Серпуховской и Каланчевской площадях, у Красных ворот. Центром восстания стала Пресня, где борьбой руководил районный Совет. Главной базой боевых дружин была Прохоровская мануфактура. В Замоскворечье опорными пунктами дружинников были типография Сытина и фабрика Цинделя. На Каланчевской площади и в ближайшем районе сражались боевые дружины железнодорожников.
Царские власти располагали небольшими надежными силами солдат, казаков, жандармов и двумя тысячами полицейских, вооруженных винтовками. После того как накал борьбы в Петербурге стал ослабевать, император решился на отправку в Москву Семеновского гвардейского полка и переброску Ладожского пехотного полка из района Варшавы. Прибыв в Москву 28 и 29 декабря, эти части создали абсолютный перевес сил над силами восставших. Московское вооруженное восстание было жестоко подавлено. После московских событий начался постепенный спад революции. Разрозненные революционные выступления продолжались до середины 1907 года.
71 год назад (1936) умер Николай Алексеевич Островский, писатель, участник гражданской войны
Николай Островский родился 29 сентября 1904 года в селе Вилия Острожского уезда Волынской губернии в семье рабочего. Начальное образование получил в церковно-приходской школе, которую окончил в девять лет. С 12 лет работал по найму: кубовщиком, рабочим материальных складов, подручным кочегаром на электростанции. В 1917-1919 годах учился в двухклассном, потом в высшем начальном училище. Сблизился с шепетовскими большевиками. С 1918 года, после начала германской оккупации, по официальной биографии «выполнял поручения большевистского подполья». 20 июля 1919 года вступил в комсомол, а 9 августа ушел на фронт добровольцем. Воевал в частях кавалерийской бригады Г.Котовского и Первой Конной армии.
После тяжелого ранения в августе 1920 года Н.Островский был демобилизован. С 1920 работал в Главных железнодорожных мастерских Киева помощником электромонтера, учился в электротехникуме, одновременно был секретарем комсомольской организации. В 1922 году участвовал в ударном строительстве железнодорожной ветки для подвоза дров. Простудившись, тяжело болел, заразился тифом. После выздоровления был послан в пограничный район Украины на руководящую комсомольскую работу: был комиссаром батальона всеобщего военного обучения в Берездове, членом Шепетовского окружкома комсомола. В 1924 году вступил в ВКП(б). Ранение дало осложнения, и в 1927 году тяжелая болезнь приковала Островского к постели. В 1928 году он потерял зрение.
Николай Островский мужественно боролся с болезнью, занимался самообразованием, учился в заочном коммунистическом университете, готовя себя к литературной работе, придумал систему письма. Слепой, неподвижный, испытывающий страшные боли, он создает роман о становлении советской власти «Как закалялась сталь» (1932-1934), имевший большой успех. В романе он создал идеализированный образ героя-комсомольца Павки Корчагина. Роман был официально признан одним из лучших произведений социалистического реализма, а сам Н.Островский еще при жизни стал героем советской пропаганды, создавшей из него образ идеального комсомольца. Произведение Островского «Как закалялась сталь» выдержало более 200 изданий на многих языках мира. До конца 1980-х годов роман Островского занимал центральное место в школьной программе, а ученикам предлагалось писать сочинения о том, что Корчагин является для них идеалом. В 1987 году роман, как довольно невысокий по художественному уровню и крайне политизированный и некритичный, исчез из программы и теперь практически забыт. Несмотря на болезнь, Островский встречался и переписывался с читателями, выступал по радио, опубликовал ряд статей.
В 1934-1936 годах он работал над новым романом о гражданской войне в Западной Украине - «Рожденные бурей», первая книга которого вышла в свет в день похорон писателя. Николай Островский умер 22 декабря 1936 года в Москве. В 1940 году был открыт Дом-музей Николая Островского в Сочи и Мемориальный музей в Москве. Его именем названа улица в Железнодорожном округе Курска.
6 лет назад (2001) покончил жизнь самоубийством Жак Майоль, французский ныряльщик
Жак Майоль родился 1 апреля 1927 года в Шанхае. Страсть к морю появилась у него еще в детстве - свои каникулы он проводил на берегах Тихого океана. Его отец возглавлял исследовательский отдел французского муниципалитета. Возможно, впечатления от подводных гротов японского острова Кюсю и стали для Жака толчком к познанию водной глубины. Но его будущее определила встреча, которая произошла в Морском аквариуме Майами в 1955 году. Там он увидел выступление самки дельфина на кличке Клоунесса. «Всем, что я умею, я обязан Клоунессе. Она научила меня надолго задерживать дыхание, улавливать движение воды и становиться частью океана», - говорил позднее Майоль в своих интервью.
Погружения на глубины свыше 30 метров начались в 1958-1959 годах, а в 1960 году он превзошел американских рекордсменов, опустившись на глубину 35 метров. Следующим рекордом стало погружение без акваланга на 66-метровую глубину (1966 год). В конце 1973 года Майоль поселился на Эльбе, где основал центр по изучению адаптации человека к морю. 23 ноября 1976 года Майоль достиг глубины 100 метров. Вот как он вспоминает об этом: «Стараюсь ни о чем не думать, слиться с окружающей средой, стать единым с океаном. Чувствую, как удлиняюсь, растворяюсь и сливаюсь с ним... Наконец с грохотом достигаю диска... Жизнь буквально висит на ниточке троса. Он как символическая пуповина связывает меня со всем живым на земле». Экстраординарные способности Жака Майоля не раз ставили в тупик медиков. Во время погружения под воду его пульс достигал 20 ударов в минуту, что обычно провоцирует обморок. Жака Майоля по праву называли «человеком-амфибией». Он прославился мировыми рекордами по погружению на морскую глубину без акваланга и специального подводного снаряжения.
В 1986 году свет увидела его автобиографическая повесть «Человек-дельфин», а через три года роман «Десять морских королей». Дружба и соперничество Жака Майоля с итальянским ныряльщиком Энцо Майорка вдохновили кинорежиссера Люка Бессона на создание фильма «Голубая бездна», вышедшего в 1988 году. Знаменитый французский ныряльщик в возрасте 74 лет покончил жизнь самоубийством: он повесился в своем доме на итальянском острове Эльба. Перед тем как уйти из жизни, Майоль написал предсмертную записку. В ней он попросил друзей предать его тело сожжению и рассеять прах в море. Самоубийство Жака Майоля потрясло всю Францию и стало настоящим шоком для его близких и друзей. По их словам, последнее время Майоль страдал тяжелой депрессией и практически ни с кем не общался.