Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


26 ноября


     Принцесса Мари Софи Фредерике Дагмар родилась в Копенгагене в семье будущего короля Кристиана IX, впоследствии прозванного «тестем» Европы. Среди ее братьев и сестер были будущий король Дании Фредерик VIII, будущий король Греции Георг I, а также будущая королева Англии Александра. Принцесса Минни, как называли Мари Софи Фредерике Дагмар в детстве, была четвертым ребенком из шести детей королевской четы. Принцесса Дагмар провела детство в Желтом дворце на Амалиегаде рядом с королевским дворцом Амалиенборг. Семья продолжала жить во дворце на Амалиенгаде даже после того, как отец будущей российской императрицы 15 ноября 1863 года был провозглашен королем. В 1866 году принцесса вышла замуж за наследника российского престола Александра Александровича, который с 1881 года до своей смерти в 1894 году правил страной под именем императора Александра III. В связи с замужеством принцесса Дагмар приняла православие и взяла себе имя Мария Федоровна. У нее родились шестеро детей, в том числе будущий император Николай II. Природный ум и политическая интуиция жены безусловно оказывали влияние на принятие Александром Ш важных политических решений. Общепризнанно, что Мария Федоровна пользовалась глубоким уважением мужа. Когда в девяностых годах XIX столетия Россия изменила свою внешнеполитическую ориентацию с германской на французскую, не последним в этом вопросе было мнение Марии Федоровны, с юношеских лет настроенной антигермански (потеря Данией Шлезвига в 1864 году расценивалась там как национальное поражение и не могла не оставить следа в душе датской принцессы). Огромная общественная деятельность императрицы как главы организации Ведомства императрицы Марии играла важную роль в жизни России конца XIX - начала XX веков. В ведении Ведомства находились учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни. Немалые средства на их содержание вкладывала царская семья. Благотворительные учреждения Ведомства были созданы практически во всех крупных городах Российской империи. В Москве и московской губернии их насчитывалось не менее 10, в Петербурге и его окрестностях - более 17. Среди них были: Общество попечения о детях лиц, ссылаемых по судебным приговорам в Сибирь; Братолюбивое общество по снабжению неимущих квартирами; Приют для неизлечимых больных; Александро-мариинский дом призрения; Благотворительное общество при Обуховской больнице; Мариинский институт для слепых девочек и Институт взрослых слепых девиц; Мариинский родовспомогательный дом и находящаяся при нем школа повивальных бабок; многочисленные общины сестер милосердия, попечительства для пособий нуждающимся семействам воинов, дома призрения детей бедных жителей, приюты для сирот, оставшихся после павших воинов. По инициативе Марии Федоровны в 1882 году возникли Мариинские женские училища для девушек-горожанок (промежуточная ступень между начальными школами и средними учебными заведениями). Императрица попечительствовала также женскому Патриотическому обществу, Обществу спасения на водах, Обществу покровительства животных и др. В годы первой мировой войны она вела большую работу на посту главы Российского общества Красного Креста. Как свидетельствуют историки, императрица была очень живой, активной женщиной, любившей светские увеселения, долго сохранявшей молодость и отличавшейся безупречным вкусом. Ее почти 30-летний брак с Александром III был довольно счастливым, несмотря на несхожесть характеров супругов. Императрица Мария Федоровна провела в России более 50 лет, пережила революцию, стоившую жизни двум ее сыновьям и пяти внукам. Революционные события февраля 1917 года застали ее в Киеве, откуда она затем переехала в Крым. В 1919 году она покинула Россию на борту английского дредноута «Мальборо». После непродолжительного пребывания с мая по август у своей сестры, вдовствующей королевы Англии Александры, Мария Федоровна 19 августа 1919 года вернулась в Данию. Начиная с 1920 года она проводила зиму в королевском дворце Амалиенборг в Копенгагене, а остальную часть года в небольшом загородном замке Видере под городом Клампенборг к северу от Копенгагена. Под конец жизни вдовствующая императрица окончательно поселилась в Видере. Мария Федоровна скончалась 13 октября 1928 года в Видере под Копенгагеном. Проводить в последний путь бывшую русскую императрицу в Копенгаген съехались сотни русских эмигрантов из Парижа, Лондона, Стокгольма, Брюсселя. Отпевание состоялось 19 октября. На панихиде были представители всех королевских домов Европы, был и великий князь Кирилл Владимирович, принявший на себя в 1922 году императорский титул. Похороны прошли торжественно. Копенгаген давно не видел ничего подобного. Длинная процессия, возглавляемая церковными служителями в сопровождении эскорта датской гусарской гвардии, проследовала через центр Копенгагена до станции Естепорт, и далее гроб с телом датской принцессы Дагмар, бывшей императрицы России Марии Федоровны, задрапированный пурпурной мантией, направился поездом в город Роскилле к знаменитому Роскилльскому собору. Как писал в своих воспоминаниях великий князь Александр Михайлович, «в последний раз в своей жизни и в первый раз после революции Мария Федоровна оказалась во главе столь блестящей процессии... Со своей смертью она обрела то, что потеряла в тот день, когда ее сын отрекся от престола, - свое почетное место». По воспоминаниям дочерей, Мария Федоровна при жизни не раз высказывала мысли о своем желании быть похороненной в России в Петербурге в Петропавловском соборе, где покоится прах ее супруга, императора Александра Ш и где есть специальное место для ее захоронения. Однако императрица всегда подчеркивала, что это может произойти лишь тогда, когда в России все будет спокойно. В течение 80 лет имя Марии Федоровны в России было предано забвению. В октябре 2005 года Россия и Дания подписали меморандум о перезахоронении праха императрицы в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Прах Марии Федоровны доставили из Копенгагена в город на Неве 26 сентября - именно в этот день в 1866 году датская принцесса впервые ступила на российскую землю. 28 сентября 2006 года в Петропавловском соборе состоялась церемония перезахоронения праха Марии Федоровны. Об окончании церемонии петербуржцев известил 31 залп из орудий, расположенных на бастионе Петропавловской крепости. Именно такое количество залпов было произведено, когда датская принцесса Дагмар впервые вступила на русскую землю.

REGNUM
REGNUM

175 лет назад (1832) основана Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации
     Военная академия Генерального штаба Вооруженных Сил России - старейшее из военных вузов России. Официальное открытие военной  академии (в то время Императорской) состоялось 26 ноября 1832 года в день Святого Георгия Победоносца в Санкт-Петербурге в присутствии императора Николая I. В 1855 году академии было присвоено наименование Николаевской  академии Генерального штаба. За период с 1832 по 1918 год в ее стенах было подготовлено 4532 офицера, в том числе такие известные военачальники, как Михаил Скобелев, Михаил Драгомиров, Михаил Алексеев, военные ученые Генрих Леер, Александр Свечин, Николай Пржевальский и многие другие. После воссоздания академии 1 ноября 1936 года перед ней была поставлена задача готовить высококвалифицированных командиров для несения службы Генерального штаба в крупных общевойсковых штабах и органах высшего командования. Наряду с этим ВА ГШ явилась центром научно-теоретических исследований по вопросам стратегии и оперативного искусства. В академии преподавали такие крупные военачальники и педагоги, как Яков Алкснис, Дмитрий Карбышев, Александр Свечин, Евгений Шиловский и другие. Ее закончили маршалы Александр Василевский, Алексей Антонов, Иван Баграмян, Андрей Гречко, Леонид Говоров, Михаил Казаков, Матвей Захаров, Павел Курочкин и генерал армии Семен Куркоткин, многие другие видные военачальники советской поры. В современной России Академия продолжает готовить кадры для российской армии и для армий других стран. Для обучения в академии традиционно отбираются лучшие офицеры военных округов, флотов и центральных органов военного управления. В этом плане завет императора Николая I - «...школа эта составится из лучших офицеров всех ведомств без исключения» свято соблюдается и поныне. Военная академия Генерального Штаба является ведущим военным образовательным учреждением Российской Федерации по проведению научных исследований проблем обеспечения военной безопасности России, военного строительства, применения ВС РФ, военного и государственного управления.

155 лет назад (1852) умер Павел Андреевич Федотов, живописец и график, один из крупнейших мастеров русского романтизма, родоначальник критического реализма
     Павел Федотов родился в Москве 4 июля 1815 года в семье титулярного советника. Учился в Первом московском кадетском корпусе. Был направлен в Петербург для службы в Финляндском полку. В 1835-1845 годах посещал рисовальные классы петербургской Академии художеств; его наставниками были баталист А.И.Зауэрвейд и К.П.Брюллов. Выйдя в отставку, думал заняться батальной живописью, но затем всецело отдался, по его собственным словам, «страсти к нравственно-критическим сценам из обыденной жизни». К его раннему периоду относятся детальные акварельные портреты сослуживцев и сцены полковой жизни, порой сатирические («Брань под Смоленским кладбищем»). Сатиричны и его первые, столь же скрупулезно-детальные «штатские» образы («Передняя частного пристава накануне большого праздника»). Готовил вместе с гравером Е.Е.Бернардским журнал карикатур, нарисовав для него около 30 композиций с текстом. Добродушная ирония, господствующая в бытописательных, небольших по масштабу федотовских шедеврах («Свежий кавалер», «Утро чиновника, получившего первый крестик», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа») сменяется жестокой трагикомедией в сцене сватовства горбуна в «Разборчивой невесте» на сюжет басни Крылова. Житейский анекдот претворяется в меланхолическую поэму во «Вдовушке». В картинах «Анкор, еще анкор!» и незавершенных «Игроках» доминирует чувство абсурда бытия, предвосхищающее тему абсурда в искусстве символизма. Особое место в творчестве мастера заняли портреты, где ирония уступала место светлому, созерцательному лиризму («Н.П.Жданович за клавесином»). Ценным комментарием к его живописи и графике служат тексты самого художника («Записки П.А.Федотова о его жизни», пояснения к картинам, записные книжки, письма. Он писал также лирические стихи, сочинил несколько романсов и музыку к ним. В 1852 году и художника обнаружились признаки острого психического расстройства. Умер Павел Федотов в Петербурге 26 ноября 1852 года.

82 года назад (1925) состоялся первый испытательный полет самолета АНТ-4 конструкции А.Н.Туполева
     Самолет АНТ-4 по компоновке, аэродинамике намного опережал свое время. Первый семиминутный полет на АНТ-4 выполнил летчик-испытатель А.И.Томашевский 26 ноября 1925 года на Центральном аэродроме. Хорошие летно-технические и эксплуатационные качества самолета легли в основу конструкций многих советских бомбардировщиков. Самолет был признан и зарубежными конструкторами, они зачастую копировали его схему. С моторами М-17 в 500-680 лошадиных сил в зависимости от взлетного веса (6200-7928 килограммов) скорость самолета у земли была от 184 до 207 километров в час. В варианте бомбардировщика с полным стрелковым вооружением - шестью пулеметами, тонной бомб и экипажем из шести человек самолет развивал скорость 184 километра в час, набирал высоту 4900 метров, дальность полета - 3000 километров. Во второй половине 1928 года начался серийный выпуск АНТ-4. На нем же проводились и всевозможные эксперименты - заправка горючим в воздухе, работа первых ракетных ускорителей взлета, полеты с ракетными двигателями, разработанными в газодинамической лаборатории. На АНТ-4 проводились испытания по созданию летающего авианосца, несущего два истребителя. В «послужном списке» АНТ-4 - участие в спасении челюскинцев: именно на этом самолете пилот А.В.Ляпидевский вывез из ледового лагеря первую группу полярной экспедиции. Настоящим триумфом АНТ-4 «Страна Советов» стал перелет Москва - Нью-Йорк. Маршрут этого исторического перелета был проложен по трассе  Москва - Омск - Хабаровск - Петропавловск-Камчатский - остров Атту - Сиэтл - Сан-Франциско - Нью-Йорк. Экипаж самолета состоял из четырех человек: командира С.А.Шестакова, второго пилота Ф.Е.Болотова, штурмана Б.В.Стерлигова, бортмеханика Д.В.Фуфаева. Машина преодолела более 20 тысяч километров за 141 летный час, при этом восемь тысяч было пройдено над океаном. 29 октября 1929 года АНТ-4 приземлился в Нью-Йорке.
             
70 лет назад (1937) родился Борис Борисович Егоров, летчик-космонавт СССР; первый врач, совершивший полет на космическом корабле
     Борис Егоров родился 26 ноября 1937 года в Москве. Окончил 1-й Московский медицинский институт в 1961 году. Работал в Государственном научно-исследовательском испытательном институте авиационной и космической медицины (в дальнейшем Институт медико-биологических проблем - ИМБП). В 1964 году был зачислен в отряд космонавтов. Космический полет совершил 12-13 октября 1964 года продолжительностью одни сутки 17 минут на первом в мире многоместном космическом корабле «Восход» с космонавтами Владимиром Комаровым и Константином Феоктистовым. Стал первым в мире врачом, совершившим космический полет. В космосе вел расширенные медико-биологические исследования о влиянии факторов космического полета на организм человека. После полета в космос продолжал работать в ИМБП, затем возглавлял Институт биомедицинской технологии. Доктор медицинских наук, профессор. Доктор медицины Берлинского университета имени Гумбольдта. Герой Советского Союза. С Скончался 12 сентября 1994 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

30 лет назад (1977) умер Алексей Николаевич Грибов, народный артист СССР
     Алексей Грибов родился 31 января 1902 года в Москве.  Окончил 3-ю Студию  МХАТ в 1924 году. С этого же года он - актер Московского художественного театра (МХТ), который стал единственным театром всей его жизни.  Здесь он создал драматические и комедийные образы: Фрол Баев («3емля» Н.Вирты), Левшин («Враги» М.Горького), Глоба («Русские люди» К.Симонова), матрос Соловцов («Офицер флота» А.Крона). 2-й мужик («Плоды просвещения» Л.Толстого), Непряхин («Золотая карета» Л.Леонова), Чебутыкин, Епиходов и Фирс («Три сестры», «Вишневый сад» А.Чехова), Достигаев, Лука («Достигаев и другие», «На дне» М.Горького). Острая характерность, сатирические краски отличают исполнение ролей Собакевича («Мертвые души» по Н.Гоголю), Фомы Опискина («Село Степанчиково...» по Ф.Достоевскому). Его искусство отличалось предельной достоверностью, яркой сценической выразительностью, глубокой народностью. Одной из последних его театральных работ была роль в спектакле «Соло для часов с боем», поставленном Олегом Ефремовым специально для «стариков» МХАТ, где он играл вместе с О.Андровской, М.Яншиным, М.Прудкиным, В.Станицыным. В кино Алексей Грибов дебютировал в 1935 году ролью Горбунова в фильме «Горячие денечки» и вскоре стал широко известен и как киноактер. Особенно популярны его роли в фильмах «Шведская спичка» (Чубиков), «Взрослые дети» (Королев), «Полосатый рейс» (капитан), «Начальник Чукотки» (Храмов), «Свадьба» по А.Чехову (отец), «Смелые люди» (Воронов), «Верные друзья» (Нехода). Последняя работа Грибова в кино - фильм «За все в ответе» (1973). Он много снимался в телеспектаклях, играл в первом советском телесериале «День за днем», работал в радиостудии, в мультипликации, где озвучивал фильмы («Муравьишко-хвастунишка», «Песенка мышонка», «В стране невыученных уроков», «Конек-Горбунок».  Умер Алексей Николаевич Грибов 26 ноября 1977 года.

Hosted by uCoz