На антикварном рынке закрепилась тенденция к специализации. Российский антикварный салон, открывшийся в ЦДХ, отражает общие тенденции развития арт-рынка: поляризацию и специализацию его игроков, сообщил РИА Новости вице-президент Международной конфедерации антикваров и арт-дилеров, владелец галереи "Акварель" Георгий Путников.
"Российский рынок окончательно оформился, теперь есть те, кто торгует антиквариатом в самом широком смысле, и те, кто торгует искусством. Нужно и то и другое, но именно на последних антикварных салонах стало очевидно, что появилась база для создания салона искусств, на котором могли бы быть работы исключительно высокого качества", - пояснил он.
Лучшую экспозицию салона, по мнению самих участников, представила молодая галерея "Школа" - на ее стенде красовалась небольшая, но цельная и ценная коллекция русского авангарда. Драматичная "Испанка" Петра Кончаловского, качественные работы Давида Штеренберга, Юрия Анненкова и Роберта Фалька.
В целом антиквары согласны с тем, что на салоне качество предметов значительно выросло, и, очевидно, стало меньше откровенных фальшивок, но вместе с тем, шедевров все меньше. "Здесь много качественных, но средних работ, поэтому идет попытка переключения покупателя на новые области, например - графику", - сообщила РИА Новости владелица галереи "Элизиум" Марина Молчанова.
Галерея "Элизиум" в экспозиции "От "Мира искусства" до "4 искусств" представила рисунки Михаила Ларионова, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Коровина и Александра Бенуа.
Другие галереи тоже сделали ставку на графические проекты. На стенде галереи "Русский авангард 1910-1930 годы" предлагали графику Ольги Розановой, Натальи Гончаровой и Михаила Гончарова.
Галерея "Альбион" на выставке "Черно-белая классика" предлагает рисунки Андрея Боголюбова, Ивана Шишкина, Александра Бенуа и Владимира Маковского. Московско-лондонская галерея "Равенскорт" (Ravenscourt Galleries) выставила графику русских и французских художников первой половины ХХ века - Мстислава Добужинского, Александра Бенуа и Андре Дерена.
Молчанова пояснила, почему несколько галерей сделали попытку "приучить" покупателя к графике. "Мы просто стараемся донести до наших клиентов то, что на Западе все так давно знают: работы на бумаге продаются не хуже, чем живописные. На Западе есть аукционы, специализирующиеся исключительно на графике, которая, в отдельных случаях, может стоить очень дорого. Например, "Автопортрет" на бумаге формата А4 австрийского художника Эгона Шиле (Schiele Egon) стоил 1,5 миллиона доларов, а неблольшая работа Пита Мондриана (Mondrian Piet) - больше 1 миллиона долларов. У нас для графики перспектив больше, так как исторически небольшой запас качественной живописи", - рассказала она.
И хотя периодически на салоне слышался радостный для галеристов звук рвущейся липкой ленты - значит паковались покупки - в целом о громких приобретениях пока никто не заявлял. Лишь в галерее "Школа", выставившей единое собрание миллионных Кандинского, Штеренберга и Фалька сообщили о том, что идут переговоры о покупке коллекции целиком.
В целом, мнения участников салона относительно ситуации на современном российском антикварном рынке разделились между "загниванием и кризисом" и "стагнацией". В частности, антиквары отметили, что если в прошлом году на участие в салоне в "листе ожидания" стояла очередь из 50 галерей, то на этом салоне до последнего предлагались места.
"Это общая тенденция на антикварном рынке, на лицо сокращение объема продаж, особенно в том, что касается продаж-покупок дорогих русских вещей" - рассказал Алексей Зайцев, совладелец галереи "Альбион".
Галеристы и дилеры отчасти связывают снижение покупательской активности с предстоящими выборами. Эксперт, пожелавший остаться неизвестным, пояснил, что подобная ситуация не редкость в преддверии выборов, когда люди переключаются на категории, не требующие разовых масштабных вложений, - недорогих западных художников или графику.
Кроме того, антиквары отметили, что появление накануне Салона изданного Россвязьохранкультурой "Каталога подделок произведений живописи" не способствует привлечению новых клиентов. В каталог вошло 150 произведений живописи. Кроме того, в справочник включены произведения, которые находятся в российском и международнм розыске, а также перечень предметов, похищенных из Государственного Эрмитажа.
"Если вы обратите внимание, то стабильно раз в три-четыре месяца происходит какая-то негативная шумиха вокруг антикваров. Пару лет назад на салоне прогремело "дело Преображенских", потом кражи из Эрмитажа, скандал вокруг музейной экспертизы, вслед за этим выпуск каталогов краденных ценностей и подделок. Все это, очевидно, не способствует привлечению новых покупателей, а за счет сохранения старых (которые давно уже работают со своими консультантами и сами, часто в искусстве разбираются не хуже галеристов) рынок может выживать, но не развиваться", - отметил Зайцев.
Кроме того, добавил он, сам подход к оформлению каталога вызывает определенные сомнения. "Перед каждой картиной есть надпись: "Внимание:возможно, подделка". И слово "возможно" - ключевое. Такой каталог - общедоступное издание, адресованное широкой аудитории, в том числе и не имеющей профессиональных знаний и опыта, находящейся "не в теме". Поэтому здесь неуместна двусмысленность. Если составители уверены, что перед ними фальшивка, это должно быть сказано определенно. Но тогда нужно быть готовыми к судебным искам о защите чести, достоинства и деловой репутации со стороны владельцев опубликованных с таким клеймом вещей. А то получается, что работу "ославили", хозяину нанесли материальный и моральный ущерб - ведь с точки зрения обывателя оговорка "возможно" ничего не меняет. Так что либо подобные обвинения должны быть обоснованы и доказуемы - в том числе в суде - либо такие издания должны существовать и распространяться исключительно в профессиональной среде", - считает Зайцев.
С ним согласен и Путников, по мнению котрого, подобные каталоги должны существовать только для служебного пользования.
"Похожесть" картин, особенно в жанре пейзажа, еще не является однозначным доказательством фальсификации. Художники из разных стран, школ, а нередко и эпох многократно писали виды одних и тех же мест, нередко выбирая и одинаковые ракурсы. Вспомним, что именно обвинение в плагиате - как позже выяснилось, вздорное и необоснованное - стало причиной самоубийства Константина Крыжицкого", - сказал Зайцев.
Он также сообщил, что в его практике был случай, когда продавался пейзаж "Церковь в Нормандии" кисти Виктора Зарубина, а "знатоки" твердили, что это подделка с работы Ильи Остроухова. "Но мы разыскали эту работу Остроухова, покопались в литературе и выяснили, что два произведения похожи не потому, что одно "списано" с другого, а потому, что они вместе ездили на этюды и их мольберты стояли рядом, судя по выбранным ракурсам - где-то в полутора метрах друг от друга", - рассказал он.
Среди лучших работ нынешнего салона, который будет работать до 28 октября, эксперты выделили список примерно из шести десятков предметов искусства.
В топ-лист попали "Театральные эскизы" Бенуа из галереи "Элизиум", "Морской пейзаж" Лентулова из галереи "Равенскорт", эскизы Кварегнги галереи "Русская усадьба", "Портрет испанки" работы Кончаловского из галереи "Школа", пейзаж "Ревель. Лодки у маяка" Боголюбова галереи "Альбион" и другие.
|