Джон Рид родился 22 октября 1887 года в городе Портленде (США) в семье богатого бизнесмена. Выпускник престижного Гарварда, поэт и любимец женщин, Рид был гордостью Портленда, когда на студенческих вечеринках читал свои романтические стихи. Впоследствии он опубликовал их в местном журнале «Трубадур». Поэзия привела Рида в журналистику, он начал сотрудничать с изданиями левого политического спектра - «New Review», «The Masses», «The Metropolitan Magazine». Для последнего Рид писал очерки о мексиканской революции и ее главном герое Панчо Вилье. В книге «Революционная Мексика» он выступил против вмешательства США во внутренние дела этой страны. Осенью 1917 года приехал в Россию. Участвовал в Октябрьской революции в Петрограде. Вернувшись на родину, Рид совершил около двадцати агитационных поездок по стране, выступая в защиту Октябрьской революции. Один из организаторов коммунистической партии США (1919). Осенью 1919 года «неистовый репортер» снова приехал в Петроград, участвовал в работе II конгресса Коммунистического Интернационала, был членом Исполкома Коминтерна. Джон Рид умер в России 17 октября 1920 года, по официальной версии советских властей, от тифа. Похоронен на Красной площади у Кремлевской стены. Рид - автор одного из лучших историко-мемуарных трудов об Октябрьской революции «Десять дней, которые потрясли мир». «Летописец Октября» ездил по России, собирая материал для своей новой книги. Ленин высоко оценил книгу американского журналиста-коммуниста и даже написал предисловие к ней. Он рекомендовал издать ее в миллионах экземпляров на всех языках планеты. Русский перевод книги Рида появился на книжных полках в 1923 году, и Сталин сразу же невзлюбил ее: в произведении Рида имя Сталина не упоминается среди руководителей восстания. Книга была подвергнута критике, а позднее замурована в спецфондах. Переиздание было осуществлено только четыре года спустя после смерти Сталина, в 1957 году.
135 лет назад (1872) умер Теофиль ГОТЬЕ, французский писатель и критик
Теофиль Готье родился 31 августа 1811 года в Тарбе, городе во французских Пиренеях. До трех-четырех лет - до переезда в Париж, говорил на баскском языке. Учился в колледже Шарлеманя, занимался плаванием и рисованием. Хотел стать художником, но после того как его представили Виктору Гюго, юный Готье начал писать стихи. Первый сборник его стихотворений увидел свет 28 июля 1830 года. Затем Готье сочинил поэму «Альбертус». В 1832 году вышел второй сборник стихов, потом - «Молодая Франция». Тогда же началось сотрудничество поэта с различными изданиями, и впоследствии на жизнь он зарабатывал в основном именно журналистикой - писал в газеты статьи об искусстве и творчестве художников, публиковался в литературных журналах. В предисловии к своему роману «Мадмуазель де Мопен» (1835-1836), а позже и в статьях в книге «Новое искусство» (1852), Теофиль Готье обосновал теорию «искусства для искусства», которая стала программной для группы поэтов «Парнаса». Заинтересовавшись театром, он писал либретто балетов - всего больше десяти. Пять из них были поставлены на сцене, огромный же успех сопутствовал «Жизели». Литературным результатом многих путешествий Готье (в Испанию, Алжир, Италию, Грецию, Турцию, Россию) стали опубликованные им путевые очерки. После поездки в Египет, которым писатель был очарован, он создал «Роман мумии» (1858) - действие в нем происходит в Древнем Египте. Одна из вершин творчества Готье - лирические миниатюры сборника «Эмали и камеи» (1852). Широко известны фантастические рассказы Теофиля Готье, а также приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863), не раз экранизированный. Из критического наследия писателя представляют интерес книга о забытых поэтах XV-XVII веков «Гротески» (1844) и вышедшая посмертно «История романтизма». Стихи Готье на русский язык переводили В.Г.Бенедиктов, В.Я.Брюсов, Н.С.Гумилев. Умер Теофиль Готье 22 октября 1872 года в Париже.
45 лет назад (1962) президент США Джон Кеннеди объявил об установлении морской блокады Кубы в ответ на размещение на острове советских ракет среднего радиуса действия (Карибский кризис)
Желание США покончить с победившей в январе 1959 года кубинской революцией не ограничивалось торгово-экономическими санкциями. Организация контрреволюционных мятежей в городах Тринидад, Сьенфуэгос, в провинции Камагуэй, бомбардировки с воздуха кубинских аэродромов в Сантьяго-де-Куба и Гаване, организация прямого вооруженного вторжения в районе Плайя-Хирон в апреле 1961 года, постоянное присутствие авианосцев и десантных кораблей морской пехоты вблизи берегов острова - все эти средства военного давления на Кубу широко и открыто применялись США. От военной агрессии Куба смогла защититься с помощью СССР. Кубинское правительство заключило с правительством СССР соглашение о размещении на Кубе оружия стратегического назначения (решение о размещении ракет было принято Политбюро ЦК КПСС 24 мая 1962 года). 16 октября 1962 года ЦРУ доложило президенту США Джону Кеннеди об обнаружении в районе Сан-Кристобаля (провинция Пинар-дель-Рио) стартовых позиций ракетных войск. В короткие сроки американцами был определен и тип ракет, размещенных на Кубе. 22 октября правительство США объявило об обнаружении ракет на Кубе. В тот же день президент США заявил об установлении «карантина» вокруг Кубы. На Флориде была сконцентрирована почти 250-тысячная группировка американских войск, состоявшая из морской пехоты, авиационных, десантных, танковых и других дивизий, корпусов и частей. Правительство СССР в ответ заявило, что нанесет «самый мощный ответный удар». В СССР были приведены в повышенную боевую готовность все Вооруженные силы и в первую очередь - РВСН. Кубинские войска сосредоточились на побережье, в местах возможной высадки десанта. Были взяты под охрану все важные объекты, мосты, электростанции. В Гаване на площадях были установлены зенитные орудия, открывавшие огонь при облетах американских самолетов. В тот же день был созван Совет безопасности ООН, на котором обсуждался вопрос вывоза с Кубы советских ракет в увязке с отказом от вторжения на остров. 26 октября Н.С.Хрущев направил послание президенту США Дж.Кеннеди. 27 октября публикуется заявление советского правительства, в котором сообщается о готовности СССР убрать с Кубы вооружение, которое США считают «наступательным» при условии, что США уберут свои ракеты из Турции. Кеннеди это условие отклонил и заявил, что все работы на ракетных базах на Кубе должны быть прекращены. В этот же день на Кубе был сбит американский самолет-разведчик У-2, облетавший полевые позиционные районы ракетных войск. 29 октября брат президента США Р.Кеннеди встретился с послом СССР Анатолием Добрыниным и от имени президента США в ультимативной форме заявил, что, если советские баллистические ракеты не будут немедленно убраны с Кубы, США вынуждены будут начать боевые действия не позднее 30 октября. Н.Хрущев, получив сообщение Дж.Кеннеди, решает дать позитивный ответ. В результате достигнутого компромисса было принято решение вывести ракеты Р-12 с Кубы. 31 октября исполняющий обязанности Генерального секретаря ООН У Тан, прибывший на остров для урегулирования последствий конфликта был проинформирован о демонтаже ракетных установок. С 5 по 9 ноября ракеты с Кубы были вывезены. 20 ноября СССР согласился вывести с Кубы советские бомбардировщики. 21 ноября США отменили морскую блокаду Кубы. 12 декабря 1962 года советская сторона завершила вывод личного состава, ракетного вооружения и техники. В январе 1963 года ООН получила заверения СССР и США о том, что Карибский (кубинский) кризис ликвидирован.
196 лет назад (1811) родился Ференц ЛИСТ , венгерский композитор, пианист, дирижер
Родился в Венгрии, в местечке Доборьян (область Шопрон). Это было одно из поместий известных венгерских князей Эстергази, имя которых связанно с историей жизни и других великих музыкантов - Гайдна, Шуберта. Выдающееся дарование композитора обнаружилось довольно рано. Первые шаги в музыке Лист делал под руководством отца. Приехав в Вену, брал уроки у ученика Бетховена Карла Черни, а также у известного итальянского композитора Антонио Сальери. Переехав в Париж, композитор попал в круговорот музыкальной жизни. Огромную роль для Листа сыграли его встречи и общение в музыкальной столице с выдающимися музыкантами - Никколо Паганини, Гектором Берлиозом и Фредериком Шопеном. Потрясенный гениальной игрой Паганини, Лист, уже успевший к тому времени завоевать славу маэстро фортепиано, с новым жаром занялся фортепьянной игрой и поставил перед собой цель достигнуть в этой области мастерства, равного мастерству Паганини. Лист добился поставленной цели. Многие нити связывают этих двух наиболее выдающихся исполнителей - виртуозный блеск, служащий средством раскрытия содержания исполняемого произведения, декоративность и красочность, вызывающая ассоциации с звучностью симфонического оркестра или отдельных его инструментов. Беспримерной по своему размаху концертной деятельностью Листа почти во всех странах Европы были отмечены 1839-1847 годы. Эти непрерывные концертные поездки, сопровождающиеся сплошным триумфом, принесли Листу огромную славу и популярность. В 1848-1861 годах композитор живет в Веймаре. В этот период им созданы лучшие произведения. В области симфонии Лист ввел новый жанр одночастной симфонической поэмы, ставшей излюбленной в творчестве композиторов разных стран и получивший большое развитие и оригинальное творческое претворение в русском классическом симфонизме второй половины XIX века (симфонические картины, поэмы, фантазии Балакирева, Римского-Корсакова, Чайковского, Глазунова). Исполнительскому творчеству Листа был свойственен грандиозный размах и пафос, приподнятость и вместе с тем поэтическая картинность - мощные аккорды во всех регистрах, каскады виртуозных пассажей, певучая кантилена. Игра Листа поражала слушателей богатством красок, тембровых оттенков. В вокальной лирике XIX века значительное место занимают и песни Листа. До конца своих дней Лист сохранял творческую силу и душевную молодость. Несмотря на плохое самочувствие, Лист поехал в Байрейт, чтобы послушать оперы Вагнера «Парсифаль» и «Тристан и Изольда». Заболев воспалением легких, Ференц Лист умер в Байрейте 31 июля 1886 года.
163 года назад (1844) родилась Сара БЕРНАР, великая французская актриса
Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже в семье инженера. По окончании драматических классов Парижской консерватории в 1862 году актриса дебютировала в театре «Комеди Франсез». Затем «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон» и снова «Комеди Франсез». Бернар играла молодых героинь классического и современного репертуара. Это были пьесы Расина, Гюго, Вольтера, де Бернье, Пароди. С 1880-х годов Бернар играла своих современников. Для нее В.Сарду пишет «Теодору», затем спустя три года «Тоску», а еще позже - «Колдунью». Э.Ростан специально для нее создал такие пьесы, как «Принцесса Греза», «Самаритянка», «Орленок». Особенным успехом она пользовалась в пьесах А.Дюма-сына, и одной из ее лучших ролей была роль Маргариты Готье в «Даме с камелиями». Тогда же актриса сыграла и мужские роли - Гамлета и Лорензаччо в пьесах Шекспира и Мюссе. Станиславский считал искусство Сары Бернар примером технического совершенства, он отмечал ее красивый голос, отточенную дикцию, пластичность. Знаток театра князь Волконский также высоко ценил сценическое мастерство Бернар: «Она прекрасно владела полярностью переживаний - от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости - тончайшая нюансировка человеческих чувств. И потом - знаменитый говорок, знаменитый шепот, знаменитое рычание, знаменитый «золотой голос», - отмечал Волконский. - Последняя ступень мастерства - ее взрывы... Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться. То же самое в ее мимике: какое умение от едва заметного зарождения до высшего размаха...». Правда, находились критики, которые считали, что виртуозное мастерство, изощренная техника, наблюдательность, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью игры. По мнению Чехова, «каждый вздох Сары Бернар, ее слезы, ее предсмертные конвульсии, вся ее игра - есть не что иное, как безукоризненно и умно заученный урок». Тургенев в письме к Полонской писал: «Не могу сказать, как меня сердят все совершаемые безумства по поводу Сары Бернар, этой наглой и исковерканной пуфистки, этой бездарности, у которой только и есть, что прелестный голос. Неужели же ей никто в печати не скажет правды?..». Бернар часто гастролировала за границей, выступала во многих театрах Европы и Америки, трижды посещала Россию (1881, 1892, 1908 годы). В 1893 году она приобрела театр «Ренессанс», а в 1898 году - театр на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар. Актриса дважды была замужем: первый муж - принц из древнего французского рода, второй - необыкновенной красоты актер из Греции. Но главной страстью Сары был театр. Им она жила, им вдохновлялась. Еще Сара занималась живописью, скульптурой, сочиняла забавные романы и смешные пьесы. Она отважилась подняться в небо на аэростате Жиффара, где на высоте 2300 метров смельчаки «плотно поужинали гусиной печенкой, свежим хлебом и апельсинами. Пробка от шампанского салютовала небу с приглушенным шумом...». Актриса много работала и над своей физической формой, даже после того, как в 1915 году ей ампутировали ногу. Она продолжала выступать почти до последних дней жизни. Умерла Сара Бернар в марте 1923 года в возрасте 78 лет в своем доме. Чуть ли не весь Париж пришел на похороны «королевы театра». Десятки тысяч почитателей ее таланта шли за гробом из розового дерева через весь город - от бульвара Мальзерб до кладбища Пер-Лашез. Последний путь Сары Бернар был буквально усыпан камелиями, ее любимыми цветами.
17 лет назад (1990) городу Горькому возвращено его историческое название Нижний Новгород
Нижний Новгород - областной центр Нижегородской области; имеет площадь 350 квадратных километров; численность населения - почти полтора миллиона жителей. По численности населения Нижний Новгород - третий после Москвы и Санкт-Петербурга город в России. История города начинается в 1221 году. Нижний Новгород был основан у места слияния великих русских рек - Волги и Оки князем Юрием (Георгием) Всеволодовичем как опорный пункт обороны русских границ от мордвы, черемисов и татар. Город получил название «Нижний», как предполагают историки, из-за расположения в «низовских» землях относительно Новгорода Великого. С конца XV века на многие десятилетия Нижний становится надежным оплотом Москвы в борьбе за великий речной путь. В это время в городе возводится каменный кремль, ставший выдающимся сооружением русского фортификационного искусства. От стен этого кремля зимой 1612 года выступило ополчение во главе с Козьмой Мининым и Дмитрием Пожарским для борьбы с польско-литовскими захватчиками. Со взятием Иваном Грозным Казани (1552), а затем и Астрахани Нижний Новгород стал центром, через который шла вся торговля русского государства с востоком. В XVII веке Нижний Новгород был центром массовых формирований судовых караванов. Уже тогда Нижний стал крупным центром судостроения. На XVIII век приходится возвышение Нижнего Новгорода как административного центра. С 1714 года город стал губернским, а с 1779 по 1796 год - центром Нижегородского наместничества, включавшего в себя в разное время Вятскую, Костромскую, Пензенскую губернии и Алатырскую провинцию. В это время в Нижнем Новгороде были открыты партикулярные больница и аптека, начали действовать публичные частные театры (театр Н.Г.Шаховского - один из старейших в стране). На рубеже XVIII и Х1Х Нижний Новгород стал крупным научным и культурным центром страны. Здесь жили механик-самоучка И.Кулибин, математик Н.Лобачевский, видный педагог И.Кужелев, историк Н.Ильинский, писатель-путешественник В.Баранщиков и многие другие. В городе жили и трудились основоположники отечественной художественной и публицистической фотографии А. Карелин и М.Дмитриев. 7 октября 1932 года Нижний Новгород был переименован в город Горький в связи с 40-летием литературной и общественной деятельности пролетарского писателя Максима Горького. Решение о переименовании города и области было принято указом ВЦИК и постановлением президиума крайисполкома. Соответствующее решение в самом Нижнем Новгороде было воспринято весьма неоднозначно. Одним из тех, кто не одобрил смену названия города, стал сам Горький. В письме Федору Хитровскому (нижегородскому журналисту и краеведу) 19 февраля 1933 года из Соренто он писал: «Сегодня первый раз писал на конверте вместо Н.Новгород - Горький. Это очень неловко и неприятно». 22 октября 1990 года городу было возвращено его историческое название. Нижний Новгород является одним из 100 городов в мире, представляющих, по мнению ЮНЕСКО, мировую культурную ценность: в городе расположен уникальный Нижегородский Кремль с Михайло-Архангельским кремлевским собором - древнейшим каменным храмом Нижнего (сооружен в ознаменование победы народного ополчения под предводительством Минина и Пожарского в начале XVII века). В соборе погребен прах Козьмы Минина. В городе сохраняются монастырские комплексы, редкие по историко-архитектурным особенностям для России XVII-Х1Х веков. Важнейшая роль в деле сохранения культурно-исторического наследия города принадлежит музеям. На сегодня в Нижнем Новгороде действуют 14 музеев (вместе с филиалами), семь из них - муниципальные.