Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


30 сентября

Юрий Любимов родился 30 сентября 1917 года в Ярославле. По отцовской линии он происходит из крестьян, дед его был крепостным, отец служил по коммерческой части, мать работала учительницей. В 1922 году семья переехала в Москву. С началом репрессий мать и отец были арестованы, а юноше пришлось бросить школу и поступить в электромеханический техникум. Одновременно он занимался в хореографической студии. В 1934 году поступил в студию МХАТ-2, на сцене которого сыграл свою первую роль в спектакле «Мольба о жизни» Ж.Дюваля. В 1936 году был принят в театральное училище при Театре имени Евг.Вахтангова. С 1946 по 1964 годы Юрий Любимов был ведущим артистом  этого театра. Здесь им сыграно более 30 ролей: Олег Кошевой («Молодая гвардия»), Шубин («Накануне»), Крис («Все мои сыновья»), Сирано («Сирано де Бержерак»),  Треплев («Чайка»), Ромео («Ромео и Джульетта»), Моцарт («Маленькие трагедии»). В 1941 году Юрий Любимов впервые снялся в кино - в фильме «Цветные новеллы» А.Мачерета. Всего же актер снялся в 18 фильмах, среди которых - «Беспокойное хозяйство», «Мальчик с окраины», «Кубанские казаки», «На подмостках сцены», «Каин XVIII», «Человек с планеты Земля». В 1959 году состоялся режиссерский дебют Любимова - постановка пьесы А.Галича «Много ли человеку надо». В 1963 году со студентами Щукинского училища Любимов поставил спектакль «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта. Этот спектакль и стал началом истории легендарного Театра на Таганке, где Юрий Любимов поставил около сорока спектаклей.

REGNUM

В марте 1984 года Любимов был освобожден от должности художественного руководителя театра, а 11 июля 1984 года лишен советского гражданства. Этому решению властей предшествовали постоянные нападки на театр, запрет спектаклей «Владимир Высоцкий», «Борис Годунов», запрет репетиций «Театрального романа». Ю.Любимов уехал за рубеж, где продолжал работать; он ставит спектакли «Преступление и наказание» (удостоен высших театральных премий, в том числе в Австрии - Премии Иозефа Кайнца), «Бесы» (лондонский театр Альмида), в стокгольмском Королевском драматическом театре - «Пир во время чумы» и «Мастера и Маргариту». 23 мая 1989 года Юрия Любимова восстановили в гражданстве. После возвращения в страну в Театре на Таганке он поставил спектакли «Пир во время чумы», «Самоубийца», «Электра», «Живаго»,  «Медея Еврипида», «Братья Карамазовы» «Шарашка», «Хроники» и многие другие. К 35-летию театра восстановлен спектакль «Добрый человек из Сезуана». Одновременно режиссер продолжает работу за рубежом. В 2001 году вышла книга Ю.Любимова «Рассказы старого трепача. Воспоминания».

90 лет назад (1917) родился Владимир Ефимович ЦИГАЛЬ, скульптор, народный художник СССР

Родился 30 сентября (1917 года в Одессе. В 1927-1930 годах учился в пензенской средней школе, брал уроки живописи у академика живописи, преподавателя Пензенского художественного училища Н.Ф.Петрова. В 1930 году семья переехала в Москву. Там Виктор поступил в ФЗУ «Мосэнергомонтажа» и окончил его в 1933 году. Работал электромонтером. В 1934 году поступил в Московское областное художественное училище памяти 1905 года, а в 1938 году - в Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. Студент-дипломник Виктор Цигаль, несмотря на бронь, ушел добровольцем на фронт. Как военного художника его направили на Черноморский флот, в морскую пехоту, где он выпускал фронтовую газету «Полундра», которая пользовалась большой популярностью. В одном из интервью Цигаль рассказал: «Ленинскую премию я получил за мемориальный комплекс в Новороссийске, «Памятник десантникам» на Малой земле. Мне он особенно близок: я сам участвовал в этом десанте в ночь с 3 на 4 февраля сорок третьего года...». В 1946 году, после возвращения с фронта, Цигаль закончил Суриковский институт. Его дипломной работой стали иллюстрации к рассказу «Белый клык» Джека Лондона. В 1947 году он был принят в Московский Союз художников.

REGNUM

За свою долгую творческую жизнь Владимир Цигаль спроектировал и установил около 50 памятников - генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву (Маутхаузен, Австрия) и разведчику Рихарду Зорге (Москва и Баку), детскому врачу Нилу Филатову, Сергею Есенину, Хо Ши Мину в Москве, татарскому поэту Мусе Джалилю в Казани, герою итальянского сопротивления Федору Полетаеву в Рязани, памятники Николаю Томскому и норвежскому полярному исследователю Ф. Нансену в Москве и многие другие.  Владимир Цигаль является также автором бронзовой скульптуры Георгия Победоносца, установленной в Кремле на куполе Сената (совместно с А. Цигалем ). Его скульптурные композиции и портреты академиков Сергея Чаплыгина, Сергея Вавилова, летчика-космонавта Германа Титова, композитора Дмитрия Кабалевского, американского художника Рокуэлла Кента, «Анна Франк», «Маяковский в Америке», «Двойной портрет» отличаются высочайшим мастерством ваяния, передают неповторимое своеобразие личности. Работы последних лет - бронзовые рельефы, сгруппированные художником в самостоятельные серии - «Фрагменты истории», «Победители», «Поколения». Владимир Ефимович Цигаль с 1991 года является руководителем творческой мастерской скульптуры Российской академии художеств. Автор ряда мемуарных книг под общим названием «Не переставая удивляться».

Международный день глухонемых

Международный день глухонемых установлен в ознаменование создания Международной федерации глухонемых (1951) - одной из старейших международных организаций, объединяющих людей с ограниченными возможностями. Отмечается в последнее воскресенье сентября. Не все люди с пороками органов слуха являются абсолютно глухими - среди них есть слабослышащие (то есть те, у кого сохранились остатки слуха) и те, которые не слышат совсем ничего. По статистике, нарушениями слуха страдает каждый девятый человек. Его теряют в результате травмы, болезни или врожденных пороков. Но никто из людей, не имеющих слуха, не считают себя немыми - у глухих есть язык жестов, такой же полноценный и богатый, как язык вербального общения. Первая школа для глухих людей - Парижский институт глухонемых - был основан в 1760 году во Франции аббатом де Л'Эпе. Он был основоположником мимического метода, большим сторонником языка жестов. В начале XIX века выпускники Парижского института глухонемых начали отмечать день рождения Шарля Мишеля де Л`Эпе, празднования в честь него стали традиционными. В 1912 году пышно отмечалось 200-летие со дня рождения великого француза, на которое было приглашено множество глухих из разных стран, что, возможно, и стало одной из первых международных встреч сообществ глухих, положившей начало контактам. Естественным путем развивалась и международная жестовая коммуникация. В 1950-е годы для обслуживания международных мероприятий глухих - конгрессов, симпозиумов, конференций, в том числе и спортивных, Международная федерация глухонемых разработала систему жестов. Первый такой словарь был опубликован в 1965 году и содержал 300 жестов, 3-е издание 1975 года включало уже 1500 жестов. В 1982 году в США вышла книга Саймона Кармела «Международная ручная азбука глухих», описывающая 43 дактильных (комбинации пальцев) алфавита, используемых в 59 странах мира. В России первая школа для глухих детей была открыта в 1806 году в Павловске. В 1900 году в Москве был открыт первый детский сад для не слышащих (он был и первым в Европе). В начале ХХ века учреждения для детей с проблемами слуха, зрения или развития были лишь единичными. Система специального образования начала складываться в начале 1930-х годов. В середине 1990-х годов в России было 84 школы для глухих (в них обучалось 11 с половиной тысяч человек), 76 школ для слабослышащих (свыше 10 тысяч учащихся). За последние годы количество специальных учреждений увеличилось, выросла квалификация педагогов, а с появлением компьютеров и интернета жизнь глухих людей стала намного богаче и активнее.

66 лет назад (1941) началась Московская битва, завершилась победой 20 апреля 1942 года

В начале сентября 1941 года немецко-фашистское командование приступило к подготовке операции по захвату Москвы. Замысел операции предусматривал мощными ударами крупных группировок окружить основные силы войск Красной Армии, прикрывавших столицу, и уничтожить их в районах Брянска и Вязьмы, а затем стремительно обойти Москву с севера и юга с целью ее захвата. Операция по взятию Москвы получила кодовое название «Тайфун». Для осуществления этого плана немецкому командованию удалось на направлениях главных ударов создать внушительное превосходство в людской силе и технике, подавляющим было и господство в воздухе. Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 года ударом 2-й танковой группы по левому крылу Брянского фронта. 2 октября перешли в наступление основные группировки немецких войск в районе Смоленска. Гитлеровцам удалось прорвать оборону и к 7 октября окружить четыре советские армии западнее Вязьмы и две - южнее Брянска. Путь на Москву, как полагало немецкое командование, был открыт. Но планам фашистов не суждено было сбыться. Окруженные советские армии в течение двух недель в упорных боях сковывали около 20 немецких дивизий. В это время спешно укреплялась Можайская линия обороны, срочно подтягивались резервные войска. С Ленинградского фронта был отозван Георгий Жуков, который 10 октября вступил в командование Западным фронтом. Несмотря на большие потери, гитлеровцы продолжали рваться к Москве. Они захватили Калинин, Можайск, Малоярославец. Бои шли уже в 80-100 километрах от столицы. В середине октября началась эвакуация из Москвы правительственных учреждений, дипломатического корпуса, промышленных предприятий, населения. Спешка при проведении эвакуации породила неразбериху и панику. По Москве поползли слухи о планируемой сдаче города немцам. Это вынудило Государственный комитет обороны ввести в Москве с 20 октября осадное положение. В первых числах ноября наступление немцев было остановлено почти на всех участках. Противнику не удалось овладеть Москвой и тем самым победоносно закончить войну на востоке. Но гитлеровцы не оставили намерений захватить советскую столицу. В спешном порядке подтягивались резервы, проводилась перегруппировка войск для нанесения решающего удара. Советское командование также воспользовалось передышкой в боях для подтягивания к Западному фронту сформированных в Сибири и на Урале дивизий. В середине ноября 1941 года немецкие войска вновь перешли в наступление, но встретили упорное и мужественное сопротивление советских воинов. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерала Ивана Панфилова, отразившая в первый день наступления несколько танковых атак врага. Легендарным стал подвиг группы бойцов этой дивизии, которую возглавил политрук Василий Клочков. Более 30 немецких танков пытались прорваться вдоль Волоколамского шоссе. Четыре часа длился бой, враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог сломить оборону. Всю страну облетели слова Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади - Москва!». Упорные бои шли у стен Тулы, в районе Наро-Фоминска и Клина, под Дмитровом и Каширой. Наступление немецких войск стало ослабевать. Создались благоприятные условия для перехода Красной Армии в контрнаступление. Советские войска перешли в наступление 5 декабря 1941 года, разгромили ударные группировки группы армий «Центр» и сняли угрозу, нависшую над Москвой. На полях Подмосковья было нанесено первое крупное поражение немецко-фашистской армии во второй мировой войне, развеян миф о ее непобедимости. В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч машин и много другой техники. Красная Армия вырвала у врага стратегическую инициативу и создала условия для перехода в общее наступление.

761 год назад (1246) умер ЯРОСЛАВ ВСЕВОЛОДОВИЧ, князь Переяславль-Залесский, третий сын Всеволода Большое Гнездо, отец Александра Невского

Ярослав Всеволодович (1191-1246)К началу ХШ века Владимирское княжество, в состав которого входили и переяславские земли, достигло наивысшего могущества. Это произошло в период правления Всеволода (1176-1212), который первым из князей принял титул великого князя. История сохранила за ним прозвище Большое Гнездо. Незадолго до смерти, в 1211 году, Всеволод составил завещание, в котором поделил Владимиро-Суздальскую землю на уделы. Стольный город Владимир он отдавал старшему сыну Константину, Ростов - второму сыну Юрию, Переяславль - третьему сыну Ярославу. Но сыновья начали междоусобные распри. Всеволод Большое Гнездо назвал старшего сына Константина ослушником и передал правление своему любимому сыну Юрию. В 1216 году на реке Липица между Константином и Юрием произошло кровопролитное сражение, в котором победу одержал Константин. Юрий бежал в Городец, а Константин провозгласил себя великим князем владимирским. Впоследствии братья примирились. Константин Всеволодович объявил Юрия наследником владимирского престола. В 1219 году, после смерти Константина, великим князем владимирским стал Юрий Всеволодович, а после его гибели в битве с татаро-монголами в марте 1238 года княжение во владимирских землях перешло к Ярославу, бывшему в то время переяславским удельным князем. При нем Переяславль-Залесский превратился в крупный политический и культурный центр северо-восточной Руси. В городе велось самостоятельное летописание. При княжеском дворе, вероятно, по образцу аналогичного лицевого свода Всеволода Большое Гнездо, была составлена рукопись, называемая ныне «Летописец Переяславля-Суздальского». Она включает в себя описание событий, происшедших на Руси и в Переяславском княжестве с 1138 по 1214 год. Переяславская летопись была обнаружена и издана в Х1Х веке К.М.Оболенским. С именем Ярослава Всеволодовича также связывается знаменитый памятник древнерусской литературы первой четверти ХVП века «Моление Даниила Заточника». Оно представляет собой позднейшую из двух редакций памятника (ранняя, конца ХП века, носит название «Слово Даниила Заточника» и адресована новгородскому князю Ярославу Владимировичу (1080-1119). По языку «Моление» близко к «Слову о полку Игореве», «Поучению» Владимира Мономаха, ранним летописям, но резко отличается от них по своему содержанию, имеет ярко выраженную сатирическую и публицистическую окраску. Сравнительно мирный период развития Переяславского княжества закончился в 1237 году. Нашествие войск монгольского хана Батыя жестоко разорило Русь. Из 74 ее городов 49 были разрушены (в том числе и Переяславль). Ярослав переселился во Владимир, а в 1243 году первым среди русских феодалов отправился в столицу Золотой Орды - Сарай, где получил от Батыя «ярлык» (т.е. подтверждение своих прав) на великое владимирское княжение. В 1245 году Ярославу Всеволодовичу  вновь пришлось ехать в Орду по вызову хана. Оттуда его отправили в монгольские степи, в Каракорум, ко двору великого хана Гуюка. Как предполагают, князь был там отравлен и умер по пути домой в 1246 году. Ярослав был женат на внучке половецкого хана Кончака, второй его женой стала дочь князя Мстислава Мстиславича Удалого Феодосия. От этого брака имел двух дочерей и нескольких сыновей, из которых наиболее известны Александр (Невский), Андрей, родоначальник суздальских князей, и Ярослав, родоначальник князей тверских. После переезда Ярослава во Владимир переяславский удел перешел к его второму сыну - Александру (старший Федор умер за несколько лет до этого в юном возрасте). Александр Ярославович княжил в Переяславле с 1240 года до своей смерти в 1263 году. Позднее был князем новгородским, а в 1252-1263 годах - великим князем владимирским. С новгородским периодом жизни связана его слава выдающегося полководца.

Hosted by uCoz