Сначала он принял участие в торжествах по случаю 100-летия создания Социалистического интернационала молодежи (СИМ), а затем тоже вполне торжественно открыл пресс-кафе для иностранных журналистов " Корреспондент-Кафе" и попутно развернутую в его стенах выставку работ российского художника-карикатуриста Вячеслава Николаева "Нерассказанные сказки".
По шутливому признанию канцлера, он воспользовался поручением Социнтерна, вице-президентом которого является, от лица старших товарищей подравить подрастающую партийную смену с солидным юбилеем, чтобы потом в непринужденной и свободной обстановке вернисажа пообщаться с иностранными журналистами.
Гузенбауэр высоко ценит вклад СМИ в поддержание демократических обществ, поскольку именно журналисты позволяют политикам "взглянуть на себя и проводимую ими политику со стороны очень придирчивым оком, заставляют анализировать свои действия и поведение через призму медийного мира.
"Для нормального функционирования демократического общества между политиками и СМИ должна быть постоянная взаимосвязь. Те, кто делает политику, и те, кто за этой политикой внимательно следит, должны откровенно обмениваться мнениями, анализировать и вносить, если нужно, коррективы. Обе стороны от этого только выиграют", - считает австрийский канцлер.
Интересно, что открытие "Корреспондент-Кафе" - инициатива австрийских журналистов в Берлине, точнее австрийского мультимедийного агентства "Koenig consult + services", которым руководит бывший корреспондент австрийской газеты "Прессе" в Германии, возглавлявший в свое время здесь также Союз иностранной прессы, Эдвальд Кениг. Агентство, по его словам, было создано в 2004 году, чтобы на основе накопленного в период активной журналистской работы в германской столице опыта помогать иностранным коллегам быстрее осваиваться в новой для них стране, а также оказывать медийное сопровождение ярмарок, выставок, музыкальных мероприятий со всего мира.
Канцлер Австрии очень хорошо воспринял идею расширения "австрийского присутствия" в Берлине путем открытия агентством на базе своего бюро еще и пресс-кафе.
"Мы очень дорожим репутацией Австрии за рубежом, нам важно и интересно, как нас видят другие народы. Это роль и задача иностранных корреспондентов, а Берлин - самое подходящее место, чтобы контактировать друг с другом. Для меня этот город после падения Берлинской стены олицетворяет собой символ демократической и свободной Европы", - подчеркнул во время открытия глава автрийского правительства, объясняя, почему пресс-кафе для иностранных журналистов в Берлине открывается на столь высоком уровне.
Гузенбауэр - явно вполне демократический глава правительства и очень коммуникабельный политик. Он приехал в новое пресс-кафе, расположенное в одном из помещений огромного здания отеля "Хилтон" в самом центре Берлина, в сопровождении только своего пресс-секректаря и помощника, без кортежа, спецохраны и полицейских на мотоциклах. В кафе его уже ждали посол Австрии в Германии и несколько сотрудников дипмиссии, а также сотрудник министерства культуры Германии и чиновник МИД.
Канцлер поздоровался с разномастными участниками вернисажа и презентации нового кафе (журналистами, художниками, галеристами, просто любителями живописи), как со старыми знакомыми, охотно пожимал руки тем, кто непременно хотел лично поприветствовать главу австрийского кабинета - когда еще представится такая возможность - послушно выполнял указания фотографов куда и как встать, и вместе с другими гостями (практически в общей толпе) осматривал выставку и делился впечатлениями.
В общем, австрийский канцлер понравился всем, и атмосфера на презентации кафе и картин сложилась самая непринужденная.
Художник, который старался держаться "в тени высокого гостя", хотя это получалось с трудом - слишком много людей хотели лично выразить ему свой восторг увиденным, преподнес австрийскому канцлеру в подарок одну из своих самых заметных (не только по размеру, но и по саркастическому звучанию) картин с философским названием .
Гузенбауэр поблагодарил автора за подарок. "Впечатления от этой встречи, таким образом, у меня будут не только в сердце, но и на стене кабинета", - сказал он, принимая картину. "Это хорошо, но только через три недели, после завершения выставки. Тогда мы Вам доставим подарок в лучшем виде", - несколько огорчил канцлера хозяин вернисажа Эдвальд Кениг.
Но это было единственным огорчением на презентации, так как остроумные и оригинальные картины-карикатуры и рисунки российского художника способствовали веселому настроению всех присутствующих.
"Слава - первопроходец в этом направлении (карикатура) на западном рынке. Западный покупатель плохо понимает русский юмор, а также предпочитает приобретать работы, пусть и не очень интересные, но известных здесь художников", - поделился своими впечатлениями известный в Германии и США галерист Карстен Лакуа.
Поскольку всего за год знакомства с творчеством российского художника ему удалось продать уже семь картин Николаева, Лакуа считает, что это является несомненным свидетельством "хорошего будущего россиянина".
"Когда у нас покупают работы пока никому не известного современного художника-карикатуриста, это значит, что вещь действительно впечатлила", - отметил он.
Немецкому галеристу понравилось смелое сочетание в работах Николаева " элементов почти фотографической натуры с японской проработкой деталей и сатирическим содержанием картин". "Это очень оригинально и современно. Хотя сочетание реальности и карикатуры можно встретить в западных комиксах, но у россиянина явно простматривается свой узнаваемый стиль", - подчеркнул Лакуа.
Однако, по его мнению, у российского художника есть явная недоработка - названия его картин, которые в переводе с русского языка не дают нужного юмористического эффекта в сочетании с рисунком. Надо иметь в виду другой менталитет иностранного зрителя, когда готовишь выставки для Запада, считает галерист, но это, пожалуй, было единственным критическим замечанием за весь вечер.
Как случилось, что открытие пресс-кафе и выставка российского художника проводились австрийским журналистом в Берлине одновременно?
"Сначала проекты существовали сами по себя. Но затем мне показалось, что в таком сочетании наша идея помочь иностранным журналистам общаться между собой и завязывать различные контакты в Берлине сразу же получит реальное воплощение", - рассказал Эдвальд Кениг. Потом выяснилось, что как раз в эти дни в Берлине будет находиться австрийский канцлер - сразу же первая интересная и запоминающаяся встреча для гостей пресс-кафе, добавил он. Вот так и состоялось открытие нового места встречи для иностранных журналистов в Берлине, которое, как надеется его радушный хозяин станет постоянным. Он уже пригласил коллег на новый вернисаж, который состоится 20 сентября - это будут картины французской художницы Авроры Райнике, рассказывающие о "стене", разделяющей израильтян и палестинцев.