|
|
|
24 августа
2004 - в результате взрывов на борту потерпели катастрофу самолет ТУ-154 и самолет ТУ-134.
24 августа 2004 года примерно в одно и то же время произошли две катастрофы самолетов, вылетевших из московского аэропорта «Домодедово»: в Тульской области разбился Ту-134, выполнявший рейс Москва - Волгоград, в Ростовской области упал Ту-154, выполнявший рейс Москва-Сочи. Все пассажиры и члены экипажей обоих самолетов - 90 человек - погибли. По данным следствия, на самолетах сработали взрывные устройства, приведенные в действие террористками-смертницами. Экспертиза обнаружила на обломках обоих лайнеров следы гексогена. В связи с этими авиакатастрофами 26 августа 2004 года был в России объявлен днем траура.
79 - извержение Везувия уничтожило города Помпеи и Геркуланум
79 - легендарное извержение Везувия уничтожило города Помпеи и Геркуланум.
Высота Везувия - 1277 метров, что меньше половины высоты Этны - крупнейшего вулкана Европы, но вязкая лава делает его значительно более взрывоопасным. Серные пары постоянно поднимаются над огромным главным кратером, а почва в местах, близких к вершине, так горяча, что в ней можно испечь яйца. Первое (и самое знаменитое) зарегистрированное извержение Везувия произошло 24 августа 79 года нашей эры. Точное описание этого страшного события оставил римский писатель Плиний Младший, который гостил в то время в Мизено - имении своего дяди на берегу Неаполитанского залива. В тот день рано утром над Везувием вдруг поднялось облако необычайной формы, больше всего походившее на пинию - итальянскую сосну. Огромный ствол пинии вздымался вверх и расходился в вершине своей ветвистой кроной, которую будто поддерживали восходящие потоки воздуха. Потом, словно этот поток стал иссякать, ствол дерева начал растворяться, временами становясь то белым, то приобретая цвет грязи. Это зависело от того, выбрасывал вулкан пепел или землю. Небо внезапно сделалось грозным, облако становилось все темнее и темнее... За обильным выпадением пепла полностью скрылось солнце, и наступила кромешная тьма. Это еще больше усилило тревогу и замешательство людей. На улицу нельзя было выйти, не прикрыв голову подушкой, так как вместе с пеплом на голову падали тяжелые камни. Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи. Город скрылся под слоем пепла, достигавшим толщины трех метров. Когда в середине XVIII века начались раскопки Помпеи, были найдены останки многих погибших людей. Всего во время извержения погибли предположительно 2000 человек, однако число это постоянно пересматривается по мере того как в обширной зоне раскопок археологи отыскивают останки все новых жертв. Расположенный по другую сторону от Везувия город Геркуланум не был засыпан падающим с неба пеплом, но он тоже был обречен и исчез с лица земли. Высоко на склонах вулкана скопилось огромное количество пепла, грозившее в любой момент обрушиться вниз. И когда прошел проливной дождь, эти массы пепла размокли и начали оползать. Глубина некоторых из этих потоков достигала пятнадцати метров. Но к тому времени большая часть населения уже успела покинуть город.
1845 - родился князь Лев Сергеевич Голицын
1845 - родился князь Лев Сергеевич Голицын, винодел, организовавший промышленное производство шампанских вин в России.
Опыт приготовления виноградных вин князь Лев Голицын изучал во Франции. В небольшом хозяйстве под Феодосией он высадил виноград сортов Саперави и Мурведер, произведенные из него вина нашли покупателей сначала в Крыму, а затем и в Москве. В 1878 году Голицын приобрел обширное имение Новый Свет близ местечка Судак на Черноморском побережье Крыма площадью в 230 гектаров и занялся обустройством винного производства. Первое, за что взялся Голицын - это разведение виноградников и изучение поведения известных европейских сортов в условиях Крыма. Успешное развитие виноделия невозможно без хороших подвалов, и в 1890 году в горе Коба-Кая по проекту князя были вручную вырыты подвалы и тоннели для хранения вин. Учитывая, что каждый тип вина требует при выдержке определенной температуры, тоннели закладывали на разных уровнях и в разных направлениях. Для шампанского отводились самые прохладные подвалы. В наземных помещениях располагались бродильни, отделения для купажирования вин и разлива в бутылки. Голицын занимался изучением и созданием в Крыму всех существующих типов вин. Но особый его интерес составляли шампанские вина, производство которых он впервые в России поставил на промышленную основу и вывел в дегустационные залы мира. Лев Голицын задался целью создать русское шампанское, способное конкурировать с лучшими французскими марками, и добился этого. С 1882 года он начинает в Новом Свете первые опыты по изготовлению игристых вин «шампанским способом». Чтобы получить очень тонкое и легкое вино, князь изучил около 100 сортов винограда, но выбраны были только пять: Шардоне, Алиготе, Рислинг, Пино-фран и Мурведр. Они в том или ином соотношении стали входить в состав новосветского шампанского. Первые партии шампанского, выпущенные Голицыным под марками «Парадиз» и «Новый Свет», сразу же снискали широкую известность. Впоследствии шампанскому «Новый Свет» было дано название «Коронационное», так как оно фигурировало на парадном обеде во время коронационных торжеств в 1896 году в Москве. В 1900 году на всемирной Парижской выставке новосветское шампанское было удостоено высшей награды «Гран При» как лучшее шампанское в мире. Князь достиг своей цели - вывел российское вино на мировой уровень, добился его признания в лучших винодельческих странах: Франции, Италии, Германии.
1540 - умер Франческо Пармиджанино
1540 - умер Франческо Пармиджанино, итальянский живописец, один из ведущих представителей маньеризма.
Пармиджанино (настоящее имя Джироламо Франческо Мария Маццола) родился в Парме 11 января 1503 года. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо с ее мягкой и плавной моделировкой объемов. Уже для ранних произведений Пармиджанино (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме) характерны удлиненные пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты. Влияние Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме, заметно в картинах «Видение Св. Иеронима» и «Мадонна с розой». В 1531 году художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540 года. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур, использование декоративных эффектов. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В наиболее известной картине Пармиджанино «Мадонна с длинной шеей» с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны «Автопортрет в выпуклом зеркале» и «Автопортрет». Виртуозное мастерство художника проявилось также в его многочисленных рисунках и первых в Италии офортах.
1780 - родился Федор Петрович Гааз
1780 - родился Федор Петрович Гааз, врач-гуманист, главный врач московских тюрем.
Федор Гааз (Фридрих Иозеф) родился в немецком городе Мюнстерайфель в семье аптекаря. Медицинское образование получил в Вене. В 1806 году прибыл в Россию в качестве домашнего врача князя Репнина. С 1807 года жил в Москве, был главным врачом Павловской больницы. Занимался также частной практикой и стал одним из наиболее известных московских врачей. Приобрел значительное состояние (имел собственный дом на Кузнецком мосту). В 1812-1814 годах - военный врач в действующей русской армии, с которой дошел до Парижа. С 1828 года Федор Гааз - член Московского губернского тюремного комитета и главный врач (с 1829 года) московских тюрем. Деятельность Гааза была направлена на заботу о бедных и бездомных больных, заключенных пересыльных тюрем и их детях в соответствии с его девизом «Спешите делать добро». Добился значительного улучшения содержания заключенных, отмены железного прута, к которому приковывали группами каторжных и поселенцев для следования по этапу, замены тяжелых кандалов более легкими, обшитыми кожей («гаазовскими»). По инициативе Гааза был перестроен Московский тюремный замок, при нем были организованы мастерские, открыта тюремная больница (при пересыльной тюрьме на Воробьевых горах), школа для детей арестантов, Полицейская больница (в перестроенном здании частного Ортопедического института в Малом Казенном переулке, ныне Институт гигиены и профилактики заболеваний среди детей и подростков), которую москвичи называли «Гаазовской» и в которой он жил с 1844 года. Умер Федор Гааз в 1853 году в одиночестве и бедности. Благодаря своей филантропической деятельности, на которую он истратил фактически все свое состояние, Гааз был чрезвычайно популярен среди москвичей, которые называли его «святым доктором».
1921 - расстрелян Николай Степанович Гумилев
1921 - расстрелян Николай Степанович Гумилев, поэт «серебряного века», один из ведущих представителей литературного течения «акмеизм».
Николай Гумилев родился 15 апреля 1886 года в Кронштадте в семье корабельного врача. Детские годы провел в Царском Селе, здесь поступил в гимназию, директором которой был известный поэт И.Анненский. После окончания гимназии Гумилев уехал в Париж, в Сорбонну. К этому времени он был уже автором книги «Путь конквистадоров», замеченной одним из законодателей русского символизма В.Брюсовым. В Париже Гумилев издавал журнал «Сириус» (в котором дебютировала А.Ахматова), посещал выставки, знакомился с французскими и русскими писателями, состоял в интенсивной переписке с Брюсовым, которому посылал свои стихи, статьи, рассказы. В 1908 году вышла вторая книга поэта - «Романтические цветы» с посвящением будущей жене - Ахматовой (тогда Анне Горенко). Вернувшись в Россию, Гумилев поселился в Царском Селе, был зачислен в Петербургский университет (учился на юридическом, затем на историко-филологическом факультетах). Вошел в литературную жизнь столицы, печатался в различных журналах. С 1909 года становится одним из основных сотрудников журнала «Аполлон», где вел раздел «Письма о русской поэзии». В 1910 году выпустил сборник стихов «Жемчуга», сделавший его известным поэтом. В том же году 25 апреля Николай Гумилев и Анна Ахматова поженились. К 1911-1912 годам относится ряд важных событий в литературной биографии Гумилева: вместе с Городецким он организовал «Цех поэтов», в недрах которого зародилась программа нового литературного направления - акмеизма; отходит от символизма, что было закреплено статьей «Наследие символизма и акмеизм». В 1914 году Гумилев, ранее навсегда освобожденный от воинской службы, в первые дни мировой войны ушел добровольцем на фронт, был зачислен в лейб-гвардии уланский полк. К началу 1915 года Гумилев уже награжден двумя Георгиевскими крестами, в марте 1916 года произведен в прапорщики, переведен в 5-й гусарский Александрийский полк. В мае 1917 года его отправляют в командировку на Салоникский фронт, но он не попадает туда; его оставляют в Париже. В январе 1918 года, после расформирования управления военного комиссара, к которому он был приписан, Гумилев отправился в Лондон и оттуда вернулся в Россию. В годы войны не прекращал литературной деятельности: был издан сборник «Колчан», написаны пьесы «Гондла» и «Отравленная туника», цикл очерков «Записки кавалериста». В 1918-1921 годах Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Много печатался, читал лекции; в 1921 году руководил Петроградским отделением Союза поэтов, вел занятия в литературной студии «Звучащая раковина». Стихи Гумилева этих лет собраны в сборнике «Огненный столп», вышедшем в Берлине после его гибели (1921). 3 августа 1921 года Гумилев был арестован по обвинению в антисоветском «Таганцевском» заговоре. 24 августа 1921 года вышло постановление Петроградского губчека о расстреле участников «Таганцевского заговора» (всего 61 человек). Позднее, в 1950-е годы, из материалов следствия стало ясно, что Гумилев «...не донес органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщическую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался».
|
|
|