Создание регулярного военного флота в России было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже XVII-XVIII веков главным препятствием для экономического и социального развития русского государства. Первое регулярное формирование отечественного Военно-Морского Флота - Азовский флот. Он был создан Петром I для борьбы с Турцией за выход в Черное море. Первая крупная победа России за выход к морю одержана 19 июля 1969 года, когда была взята турецкая крепость Азак (Азов). 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра 1 приняла постановление «Морским судам быть ...», что стало первым законом о флоте и признанием официальной датой его основания. С выходом российских войск к Балтике в 1703 году началось интенсивное строительство Балтийского флота с целью не допустить господства на море Швеции и обеспечить успех гребного флота. Свою первую морскую победу Балтийский флот одержал 26-27 июля 1714 года, когда галерный флот под руководством Петра I разгромил у острова Гангут шведский отряд контр-адмирала Н.Эреншельда. 22 декабря 1717 года по указу Петра для управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 года образовано Министерство морских сил, впоследствии переименованное в Морское министерство (просуществовало до 1917 года). Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 года Морского генерального штаба. До первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой войны эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки. Окончательно Военно-Морской Флот как разнородное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО. Cовременная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 года Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В годы Великой Отечественной войны Военно-Морской Флот надежно прикрывал стратегические фланги советско-германского фронта, наносил удары по кораблям и судам противника, защищал российские морские коммуникации. В послевоенные годы отечественный Военно-Морской Флот вышел на океанские просторы, стал атомным, ракетоносным, высокомобильным, способным решать любые задачи по защите российского государства. Наибольший боевой потенциал ВМФ имел в середине 1980-х годов. После распада СССР Военно-Морской Флот России столкнулся с рядом проблем: были утрачены важнейшие элементы базирования флота на Черном, Балтийском и Каспийском морях. За пределами России остались крупнейшие судостроительные предприятия. Значительно сократился корабельный состав, а также темп строительства боевых кораблей. На современном этапе одной из главных задач государства является поддержание технической готовности действующего флота, строительство новых кораблей, так как наличие у России хорошо оснащенного современного Военно-Морского Флота - один из важнейших инструментов обеспечения национальных интересов России в Мировом океане.
190 лет назад (1817) родился Иван Константинович АЙВАЗОВСКИЙ, живописец, мастер морского пейзажа
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии в семье бедного армянского негоцианта. Еще ребенком он постоянно проводил все свободное время на берегу моря. Рассказывают, что керченский градоначальник А.И.Казначеев, проезжая однажды по Феодосии, увидел мальчика, чертившего что-то на фонарном столбе. Рисунок поразил Казначеева, он посетил родителей будущего художника и принял на себя заботу о развитии его дарования. Живя в доме градоначальника, Айвазовский получил первые сведения о науках. Ему было тринадцать лет, когда другая благодетельница юного таланта, Нарышкина, видя недостаточность средств к образованию в далеком губернском городе, направила в Москву к известному художнику Сальватору Тончи рисунок Айвазовского. Тончи принял участие в юном таланте. Он представил рисунок государю, пророчески сказав: «Этот мальчик-чудо изумит иностранцев». Государь разрешил определить Айвазовского пансионером Петербургской академии художеств. Судьба юного художника была решена. В 1837 году за три морских вида и за картину «Штиль» Айвазовскому присудили Первую золотую медаль и в порядке исключения сократили академический курс на два года, с условием, что за это время он напишет виды крымских городов. Так появились пейзажи Севастополя, Керчи, Ялты, картины «Лунная ночь», «Буря». В Крыму художник был свидетелем морских учений и смог увидеть в действии военные корабли. Под впечатлением увиденного написал первое батальное полотно - «Высадка десанта у Субаши», затем появились полотна «Наваринский бой» и «Чесменский бой». В 1845 году художник совершает плавание в составе эскадры Ф.П.Литке и создает ряд замечательных произведений живописи. По возвращении с Балтики он поселился в Феодосии, где построил дом-мастерскую. Здесь были написаны картины, известные во всем мире: «Девятый вал», «Волна», «Черное море». В 1865 году Айвазовский открыл в Феодосии художественную мастерскую и школу, в 1871 году - археологический музей, а в 1880 году - первую в стране картинную галерею на периферии, которая существует и поныне. Умер Иван Айвазовский 2 мая 1900 года в Феодосии. На его могиле, находящейся во дворе старинной армянской церкви, установлен мраморный памятник с надписью: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
117 лет назад (1890) покончил жизнь самоубийством Винсент Ван Гог, голландский живописец, представитель постимпрессионизма
В 1869-1876 годах Ван Гог служил комиссионером художественно-торговой фирмы в Гааге, Брюсселе, Лондоне и Париже, в 1876 году - учителем в Англии. Изучал теологию, в 1878-1879 годах был проповедником в шахтерском районе Боринаж (Бельгия); защита интересов шахтеров привела Ван Гога к конфликту с церковными властями. В 1880-х годах обратился к искусству, посещал Академию художеств в Брюсселе и Антверпене, с увлечением рисовал шахтеров, крестьян, ремесленников. В серии картин и этюдов середины 1880-х годов («Крестьянка», «Едоки картофеля»), написанных в темной живописной гамме, отмеченных болезненно-острым восприятием людских страданий и чувства подавленности, художник воссоздает гнетущую атмосферу психологической напряженности. В 1886-1888 годах Ван Гог жил в Париже, посещал частную художественную студию, изучал живопись импрессионизма, японскую гравюру, произведения Гогена. В этот период палитра Ван Гога стала светлой, исчезли земляные краски, появились чистые голубые, золотисто-желтые, красные тона, динамичный, как бы струящийся мазок («Мост через Сену», «Холм Монмартр», «Папаша Танги»). В 1888 году Ван Гог переехал в Арль, где окончательно определилось своеобразие его творческой манеры. Художественный темперамент, порыв к гармонии, красоте и счастью и, одновременно, страх перед враждебными человеку силами находят воплощение то в сияющих солнечными красками юга пейзажах («Жатва. Долина Ла-Кро»), то в зловещих, напоминающих ночной кошмар образах («Ночное кафе»). Динамика цвета и мазка наполняет одухотворенной жизнью и движением не только природу и населяющих ее людей («Красные виноградники в Арле»), но и неодушевленные предметы («Спальня Ван Гога в Арле»). Напряженная работа Ван Гога в последние годы сопровождалась приступами душевной болезни, которая привела его в больницу для душевнобольных в Арле, затем в Сен-Реми (1889-1890) и в Овер-сюр-Уаз (1890), где он покончил жизнь самоубийством. Творчество двух последних лет жизни художника отмечено одержимостью, предельно обостренной экспрессией цветовых сочетаний, резкими сменами настроения - от исступленного отчаяния («Дорога с кипарисами и звездами») до трепетного чувства просветления и умиротворения («Пейзаж в Овере после дождя»). Творчество Ван Гога отразило сложнейший переломный момент в художественной культуре конца XIX века, мучительные поиски художником духовных нравственных ценностей, определившие экспрессию и трагический пафос его работ, особое место Ван Гога в искусстве постимпрессионизма.
50 лет назад (1957) создано Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) - важнейший всемирный межправительственный форум для осуществления сотрудничества в использовании ядерной энергии в мирных целях. Учреждено в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН 29 июля 1957 года. На сегодняшний день участниками МАГАТЭ являются 143 государства. Цели Агентства - содействие развитию атомной энергетики и практическому применению атомной энергии в мирных целях; содействие реализации политики разоружения во всем мире; обеспечение гарантии того, чтобы ядерные материалы и оборудование, предназначенные для мирного использования, не применялись в военных целях; осуществление системы контроля за нераспространением ядерного оружия; оказание содействия в проведении научно-исследовательских работ в области ядерной энергетики и практического использования атомной энергии в мирных целях; предоставление информации по всем аспектам ядерной науки и технологии.
МАГАТЭ ведет разработку основных норм безопасности для защиты от радиации. Формирует практику операций по безопасной транспортировке радиоактивных материалов, оказывает содействие в проведении научно-исследовательской работы в области ядерной энергетики путем предоставления материалов, услуг, оборудования и технических средств, обмена научной и технической информацией, обмена научными работниками и специалистами и их подготовки. Руководство политикой и программами МАГАТЭ осуществляет Генеральная конференция, которая рассматривает любые вопросы в рамках Устава или связанные с полномочиями и функциями любого органа МАГАТЭ. Оперативное руководство деятельностью МАГАТЭ осуществляет Совет управляющих, который анализирует программы Агентства и подготавливает по ним рекомендации для Генеральной конференции, а также утверждает договоренности о гарантиях безопасности и публикует стандарты безопасности. Программы МАГАТЭ направлены на содействие применению ядерных методов в мирных целях.
26 лет назад (1981) в соборе Святого Павла в Лондоне состоялось бракосочетание принца Уэльского Чарльза и леди Дианы Спенсер
29 июля 1981 года - в день бракосочетания Дианы Спенсер и принца Чарльза - началось ошеломляющее превращение застенчивой воспитательницы детского сада (младшей дочери графа Спенсера) в леди с безупречным вкусом. В свадебном платье от британских модельеров Дэвида и Элизабет Эммануэль невеста была похожа на сказочную фею. Юная, красивая, она выпорхнула из золотой кареты и проследовала по красной ковровой дорожке в собор Святого Павла. Следом тянулся усыпанный жемчугом шестиметровый шлейф. Триумфальным шествием в Вестминстерском аббатстве любовались 750 миллионов телезрителей. Повседневный гардероб 19-летней принцессы был не столь роскошен. Как того и требовали традиции королевского двора, он не выходил за рамки традиционной аристократической моды, безнадежно отставшей от современных тенденций. Но даже консервативные вещи супруга принца носила с королевским достоинством. Ей старались подражать. Модницы всей планеты, вдохновленные примером леди Ди, полюбили гофрированные блузы, прямые платья, юбки в стиле Лоры Эшли, вельветовые брюки для верховой езды и твидовые жилеты, платья с заниженной талией и крупными моряцкими воротниками. Принцесса демонстрировала безупречный английский вкус и идеальное чувство меры: если бриджи, то не слишком экстравагантные, если короткая юбка, то никак не мини. Когда модные журналы обвинили Диану в унылом консерватизме, она призвала на помощь известных английских кутюрье Брюса Олдфилда и Катрин Уолкер. Они превратили Диану в стильную, великолепную, блистательную суперзвезду. От ее нового образа веяло свежестью и современностью. Принцесса Уэльская вышла за рамки древних традиций британской монархии, но была столь изысканно-элегантной, что очарованная общественность закрыла на это глаза. Судьба леди Дианы многим напоминала сказку о Золушке, хотя, в отличие от сказочной героини, ее история завершилась трагически. В сентябре 1997 года в кабинете Уолкер раздался звонок: Пол Баррел, дворецкий принцессы, попросил модельера создать последний наряд для «королевы сердец» - платье, в котором похоронили Диану. «Это был самый печальный момент моей жизни», - призналась Катрин. Несколькими месяцами раньше леди Ди, будто предчувствуя что-то, заявила: «Одежда уже не так необходима для моей работы, как раньше», и без сожаления продала с аукциона в Нью-Йорке самые прекрасные свои туалеты. Вырученные три миллиона долларов были перечислены на благотворительность.
49 лет назад (1958) в Москве открыт памятник В.В.Маяковскому
29 июля 1958 года на Триумфальной площади в Москве был открыт памятник Владимиру Маяковскому. После того как закончилась официальная часть торжеств, включавшая в себя и «литературный концерт» с участием известных советских поэтов, чтение стихов Маяковского (и своих собственных) «в неофициальном порядке» продолжила собравшаяся на площади молодежь. Спонтанно возникший поэтический вечер на открытом воздухе понравился его участникам, и подобные встречи у памятника Маяковскому стали регулярными. Поэтические сходки на площади Маяковского (так с 1958 года стала называться Триумфальная площадь) быстро приобрели характер литературной фронды в силу того единственного обстоятельства, что они не были санкционированы ни комсомольскими, ни партийными органами, а стихи, которые читали их участники, не подвергались никакой предварительной цензуре. Позднее «у Маяковского» зазвучали уже не только чисто поэтические выступления: молодежь начала дискутировать на философские и исторические темы, обсуждать текущие политические события. Время от времени случались и политические выступления оппозиционного характера. На площади завязывались знакомства, формировались кружки - не только литературные, но и политические. Многие из тех, кто принимал участие в сходках, стали впоследствии известными диссидентами. На площади бывали Юрий Галансков, Владимир Осипов, Владимир Буковский и другие, чьи имена вошли в историю становления независимой общественности в России. Власти неоднократно пытались пресечь «несанкционированные сборища». Сходки разгонялись милицией и дружинниками, их участников задерживали, сообщали об их «антиобщественном поведении» по месту учебы или работы. Однако окончательно прекратить встречи удалось лишь в начале 1960-х годов, когда трое активистов «Маяковки» - Владимир Осипов, Эдуард Кузнецов и Илья Бокштейн были арестованы КГБ и осуждены за «антисоветскую пропаганду».
7 лет назад (2000) взорвана последняя штольня Семипалатинского ядерного полигона (Казахстан)
Семипалатинский ядерный полигон был создан по решению Совета Министров СССР от 21 августа 1947 года. Место для него было выбрано в районе реки Иртыш, в 170 километрах западнее Семипалатинска. Полигон раскинулся на территории трех областей: Семипалатинской, Павлодарской и Карагандинской. В 1949 году на полигоне впервые было испытано ядерное оружие. 12 августа 1953 года было проведено испытание термоядерного оружия, а 22 ноября 1955 года мир узнал о сверхмощной советской водородной бомбе, которую создал академик А.Сахаров. Наземные взрывы производились до 1962 года. С 1963 ядерные испытания были перенесены под землю на площадки Балапан и Дегелен. Последний взрыв на территории полигона был произведен 19 октября 1989 года. С 29 августа 1991 года Семипалатинский полигон указом президента Казахской ССР Н.Назарбаева именуется как бывший. В 1995 году на нем было уничтожено последнее ядерное устройство. В апреле 1996 года Национальный ядерный центр Казахстана и Агентство по ядерной безопасности при Министерстве обороны США подписали соглашение, в соответствии с которым казахские и американские специалисты приступили к ликвидации туннелей и штолен, в которых проводились испытания. Проект был завершен 29 июля 2000 года - была взорвана последняя штольня Семипалатинского ядерного полигона.