Вообще тема человек и зверь главный лейтмотив хроники Кулика.
«Ничто нечеловеческое мне не чуждо» переиначивает художник изречение Маркса. Для Кулика человек - блудный сын, потерявший свою животную сущность, изгой, кинувший царство природы и лишивший себя энергии зверя. Больше того, человек стал главным врагом всего живого.
На третьем этаже - масштабные фотографии чучел птиц и зверей на фоне природы, а четвертый отдан видео хронике, где голый Кулик в роли собаки кидается с лаем на людей, живет в конуре, ходит на четвереньках в ошейнике на цепи... сначала в Цюрихе, потом в Стокгольме, затем в Москве.
Короче, перед нами мастер последовательного эпатажа.
Не скрою, я не решил для себя проблему Кулика. Согласно великой формуле Платона - аэд, художник должен разродиться в прекрасном. Но где же платоновское «прекрасное» у Кулика? Наоборот, все его творческие акты рождают эманации ужасного. Практически каждая из его инсталляций шокирует: восковая певица Бъёрг покрытая страшными шрамами («Музей актрисы» 2003), 16 телевизоров в клетках, с лицом Кулика, который воет, лает, кудахчет, вопит... («Собачья гостиница». 1999)
Человек сам загнал себя в клетку, утверждает Кулик.
Он родился в Киеве в 1961 году. Окончил художественную школу и геологический институт. В начале 80-ых переехал в Москву. Москва не Киев, здесь чтобы пробиться наверх художник должен удивить. Кулик начинал довольно робко - он работал в манере Франциско Инфанте и создавал парадоксальные фотографические инсталляции. Ну и что? Он был вторым. В лучшем случае его снимки выставлялись в районных залах.
И тогда он пошел ва-банк.
Он сделал произведением искусства свое поведение.
Первая публичная акция, которая приносит ему скандальную славу, проникновение головой в вагину коровы. Этот шок назывался «Вглубь России».
Затем молитва перед рыбами («Миссионер» 1995).
Подражая святому Франциску Ассизскому, который молился птицам, Кулик влезает в бочку с живыми карпами и просит у них прощения, за то, что люди едят рыбу. Подражая Христу - в багрянице, с терновым венцом на голове, с руками-копытами, прижимая к телу убитого молочного поросенка, Олег Кулик появляется на Даниловском рынке. Влезает на пень для рубки мяса и мычит. Всем своим видом он умаляет людей не убивать невинных животных.
И что же? Смеясь, мясники продолжают рубить свинину у босых ног нового Спасителя. В итоге продажи мяса в этот час резко выросли. Маркетинг тотально использовал протест художника как рекламу.
Так что такое современное искусство, спрашивает Кулик: это бессильная мольба или насилие? И выбирает насилие. Зритель на его выставке проходит через серию визуальных репрессий. «Алиса против Лолиты». «Фрагменты». «Голубятня». «Музей природы»... Каждая инсталляция рвет зрителя на куски. Живым от Кулика никому не уйти. Шрамы в душе обеспечены.