Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


Эпатаж "хроники" двойного смысла

В Центральном доме художника столицы - итоговая выставка художника Олега Кулика за 20 лет. Все четыре этажа отданы только его творчеству. Такого прежде не было. Неслыханный размах окончательно утверждает фигуру Олега Кулика главной персоной современного актуального искусства. Художником номер один в России начала XXI века?!

На фасаде ЦДХ огромные буквы: Олег Кулик. Хроника 1987-2007.

Слово «хроника» в нашем языке имеет двойной смысл. С одной стороны хроника - это ряд документальных свидетельств, с другой стороны -  на врачебном сленге - это диагноз хронической формы болезни. И, на мой взгляд, Кулик настаивает на втором смысле. Это хроника моей душевной болезни, декларирует с вызовом художник.

На первом этаже зрителя встречает знаменитая скандальная работа: «Оранжерейная пара» (1995): стеклянный бык покрывает корову, внутри которой расцвел яркий цветник. На втором этаже: «Семья будущего» (1997), комната, где по идее живут собака с хозяином. «Необходимо - пишет художник на стене - как можно скорее признать животных как равных....». 

REGNUM

Вообще тема человек и зверь главный лейтмотив хроники Кулика.

«Ничто нечеловеческое мне не чуждо» переиначивает художник изречение Маркса. Для Кулика человек -  блудный сын, потерявший свою животную сущность, изгой, кинувший царство природы и лишивший себя энергии зверя. Больше того, человек стал главным врагом всего живого.

На третьем этаже - масштабные фотографии чучел птиц и зверей на фоне природы, а четвертый отдан видео хронике, где голый Кулик в роли собаки кидается с лаем на людей, живет в конуре, ходит на четвереньках в ошейнике на цепи... сначала в Цюрихе, потом в Стокгольме, затем в Москве.

Короче, перед нами мастер последовательного эпатажа.

Не скрою, я  не решил для себя проблему Кулика. Согласно великой формуле Платона - аэд, художник должен разродиться в прекрасном. Но где же платоновское «прекрасное» у Кулика? Наоборот, все его творческие акты рождают эманации ужасного. Практически каждая из его инсталляций шокирует: восковая певица Бъёрг покрытая страшными шрамами («Музей актрисы» 2003), 16 телевизоров в клетках, с лицом Кулика, который воет, лает, кудахчет, вопит... («Собачья гостиница». 1999)

Человек сам загнал себя в клетку, утверждает Кулик.

Он родился в Киеве в 1961 году. Окончил художественную школу и геологический институт. В начале 80-ых переехал в Москву. Москва не Киев, здесь чтобы пробиться наверх  художник должен удивить. Кулик начинал довольно робко - он работал в манере  Франциско Инфанте и создавал парадоксальные фотографические инсталляции. Ну и что? Он был вторым. В лучшем случае его  снимки  выставлялись в районных залах.

И тогда он пошел ва-банк.

Он сделал произведением искусства свое поведение.

Первая публичная акция, которая приносит ему скандальную славу, проникновение головой в вагину коровы. Этот шок назывался «Вглубь России».

Затем молитва перед рыбами («Миссионер» 1995).

Подражая святому Франциску Ассизскому, который молился птицам, Кулик влезает в бочку с живыми карпами и просит у них прощения, за то, что люди едят рыбу. Подражая Христу - в багрянице, с терновым венцом на голове, с руками-копытами, прижимая к телу убитого молочного поросенка, Олег Кулик появляется на Даниловском рынке. Влезает на пень для рубки мяса и мычит. Всем своим видом он умаляет людей не убивать невинных животных.

И что же? Смеясь, мясники продолжают рубить свинину у босых ног нового Спасителя. В итоге продажи мяса в этот час резко выросли. Маркетинг тотально использовал протест художника как рекламу.

Так что такое современное искусство, спрашивает Кулик: это бессильная мольба или насилие? И выбирает насилие. Зритель на его выставке проходит через серию визуальных репрессий. «Алиса против Лолиты». «Фрагменты». «Голубятня». «Музей природы»... Каждая инсталляция рвет зрителя на куски. Живым от Кулика никому не уйти. Шрамы в душе обеспечены.

REGNUM

Кульминацией агрессии становится превращение художника в собаку.

Укусить, расцарапать зрителя терновым венцом, кровь вместо краски!

Итак, перед нами мастер, который решительно порвал с платоновским пониманием искусства и изгнал красоту, как цель искусства из храма. И сделал на этом изгнании карьеру. Без творчества Кулика сегодня невозможно представить современное русское искусство, шок сделал его хрестоматийной фигурой, хотим мы этого или не хотим. С другой стороны, там, где пасует Платон, не пасует наш Пушкин.

«В этом вижу я слишком много искусства, и ни капли творчества», говорил он о французской живописи.

Перефразируя Пушкина о выставке Кулика можно сказать: я вижу в этом слишком много творчества, но ни капли искусства.

Только для Олега Кулика этот  расстрельный выстрел звучит как высшая похвала.

И все же, в последнее время атака художника если не захлебнулась, то явно взяла передышку. Весной 2007 Кулик впервые выступил в роли куратора и собрал в исполинских подвалах Винзавода (новомодная площадка Москвы недалеко от Курского вокзала) выставку актуального искусства «Верю». Уже само название непривычно для лексики Кулика, больше того, объясняя свою цель, Кулик призвал художников отбросить отрицание и перейти в новую фазу творчества в созидание. Он озаглавил выставку как «Проект художественного оптимизма». И надо честно сказать, задуманное почти удалось. Выставка демонстрирует мощное - положительное! - духовное поле современных поисков, но... но, в выставочных подвалах Винзавода не было ни одной работы самого Олега Кулика. И,  хотя куратору сие по статусу и не положено,  итоговая «Хроника» в ЦДХ кричит в лицо публики: не верю!

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Hosted by uCoz