|
|
|
9 июля
Николай Петрович Шереметев получил прекрасное домашнее образование, слушал лекции в Лейденском университете. После возвращения в Россию занимал видное место при дворе Екатерины II (обер-камергер, действительный тайный советник, сенатор). Много сил и времени отнимало управление вотчинами, где Николай Петрович ввел много новшеств. Граф наказывал за хищение и пьянство. Все крестьяне должны были обрабатывать землю, даже те, кто имел доходы с промыслов. В 1791 году по приказу Николая Петровича в городе Иванове была открыта первая школа, устроена первая богадельня, которая содержалась «подаянием от доброхотных податей вотчинной помощью». Главной же страстью графа были музыка и театр. Для спектаклей Шереметевского театра был построен дворец в подмосковной усадьбе Останкино. В 1801 году Николай Петрович, обладатель 210 тысяч душ крепостных, обвенчался в Москве с Прасковьей Ивановной Ковалевой-Жемчуговой, бывшей крепостной актрисой своего театра. Долгое время Шереметеву не давали жениться на простолюдинке, и только император Александр I дал согласие на этот брак. Венчание состоялось в 1801 году, в 1803 году графиня Шереметева подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза. В память о горячо любимой супруге Николай Петрович основал в Москве Странноприимный дом - богадельню и бесплатную больницу для неимущих ( ныне здание Института скорой помощи им. Н.В.Склифосовского ), единственное в России благотворительное учреждение, возникшее на средства одного лица. На это было истрачено при жизни Николая Петровича около трех миллионов рублей и была завещана сумма в 50 тысяч ежегодно на содержание. Шереметев получил от Сената золотую медаль «за щедрую и бескорыстную помощь», а Александр I наградил графа орденом Владимира I степени. В январе 1809 года граф Шереметев скончался, пережив супругу всего на шесть лет. Последние годы он провел в Петербурге, в Фонтанном доме. «В жизни у меня было все. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании. По воле усопшего все деньги, которые должны были пойти на богатое погребение, «примерное его званию и богатству», были розданы бедным.
566 лет назад (1441) умер Ян ван Эйк, нидерландский живописец, один из основоположников национальной школы живописи
Ян ван Эйк - один из зачинателей искусства раннего Возрождения в Нидерландах. В 1422-1424 годах работал над украшением графского замка в Гааге, в 1425 году стал придворным художником герцога Бургундии Филиппа Доброго, в 1427 году посетил Испанию, в 1428-1429 годах - Португалию. Около 1430 года поселился в Брюгге. Ван Эйк - один из первых в Европе мастеров портрета, выделившегося в его творчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка («Тимофей», «Человек в красном головном уборе», «Портрет Маргареты») отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Ван Эйк создал первый в европейской живописи парный портрет (проникнутое сложной символикой и в то же время интимно-лирическим чувством изображение купца Дж.Арнольфини с женой). Крупнейшее произведение ван Эйка - знаменитый «Гентский алтарь» (полиптих в соборе Св.Бавона в Генте), начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом. Но, по мнению большинства исследователей, в целом произведение исполнено Яном ван Эйком. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, «Гентский алтарь» открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов. Сложная религиозная символика претворена в нем в конкретные, жизненно убедительные и осязаемые образы (фигуры Адама и Евы на внешних створках алтаря, поющих и музицирующих ангелов на боковых створках отличаются убедительной пластической осязаемостью). Тонкой поэтичностью, мастерством передачи пространства выделяются пейзажные фоны в сцене «Поклонение Агнцу» в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка - монументальные алтарные композиции «Мадонна канцлера Ролена», «Мадонна каноника ван дер Пале». Развивая и обогащая достижения своих предшественников, прежде всего Р.Кампена, Эйк превращает традиционную сцену поклонения Богоматери в величественное и красочное изображение зримого, реального мира, исполненного спокойной созерцательности. В равной мере художника интересуют и человек во всей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. В его композициях на равных выступают и образуют гармоничное единство портретные изображения, пейзаж, интерьер, натюрморт. Решение вставших перед художником творческих проблем требовало разработки новых средств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи, используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Этот живописный метод позволил ван Эйку достигать исключительной глубины, богатства и светосилы цвета, тонкости светотеневых и красочных переходов. Творчество ван Эйка в значительной степени определило пути дальнейшего развития нидерландской живописи. Мощное воздействие искусства Яна ван Эйка испытали не только нидерландские, но и итальянские мастера Возрождения.
105 лет назад (1902) умер Марк Матвеевич Антокольский, (1843-1902), русский художник, скульптор
Марк (настоящее имя Мордух) Антокольский родился в Вильно 2 ноября 1843 года в небогатой еврейской семье. Учился в петербургской Академии художеств у Н.С.Пименова. В связи с тяжелой болезнью с 1871 года жил в Италии, с конца 1877 года - в Париже. Под воздействием В.В.Стасова, И.Н.Крамского стал убежденным реалистом-демократом, близким к передвижникам. Уже в ранних горельефах («Портной», 1864, «Скупой», 1865) искал новые, не связанные с академической традицией методы трактовки жанровых и исторических тем. Главной его темой вскоре становится русская история, крупнейшие ее фигуры, личности которых он стремится раскрыть во всей их драматической сложности. Добиваясь острой психологической выразительности деталей и общего силуэта, он выдвигается в число крупнейших скульпторов-монументалистов своего времени. Напряженным драматизмом психологического строя отличается статуя «Иван Грозный» (бронза - 1871, мрамор - 1875). Образ дальновидного и решительного преобразователя России воплотил Антокольский в статуе «Петр I» (1872). Скульптор создал также статуи «Нестор-летописец» (1889) и «Ермак» (1891). Ряд произведений Антокольский посвятил морально-философским темам, которые трактовал в духе отвлеченно понятых идеалов справедливости и правды («Христос перед судом народа», 1876, «Мефистофель», 1883). Некоторым из этих работ Антокольского («Спиноза», 1882, «Не от мира сего», 1887) присущи черты сентиментальности. Антокольский исполнил также ряд надгробий и портретных бюстов. В своих статьях и письмах (собранных под редакцией В.В.Стасова в сборнике) призывал к искусству духовно преображающему, критикуя упадок современной цивилизации, ее материализм. Умер Марк Антокольский в Бад-Хомбурге (Германия) 9 июля 1902 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Преображенском кладбище.
75 лет назад (1855) умер Кинг Кемп Жиллетт, американский изобретатель и первый производитель безопасных бритв
Кинг Жилетт родился и вырос в маленьком провинциальном американском городке штата Висконсин. Чтобы дать сыну образование, семья переехала в Чикаго. В 1872 году 17-летним юношей Жилетт пошел работать торговым агентом в небольшую компанию по продаже бытовых мелочей - от зубочисток до мыла. Быстро завоевал репутацию перспективного работника. Четыре года спустя уже был не клерком, а разъездным представителем фирмы. Во время поездок придумывал разные усовершенствования. В 1879 году он запатентовал комплект из поршня и втулки для водопроводного крана, а через десять лет получил патент на два новых типа электрических проводников. В 1891 году Кинг Жиллетт переехал в Балтимор и устроился на фирму, которую возглавлял Уильям Пойнтер, изобретатель штопора и пробок. Продолжительное общение с этим человеком научило Жиллетта по-новому смотреть на привычные вещи, в результате чего в один из осенних дней 1895 года в воображении Кинга и родился образ первой безопасной бритвы. 20 лет спустя он так вспоминал этот день: «Я взглянул в зеркало и, начав бриться, тут же обнаружил, что моя бритва безнадежно тупа. Она была не просто тупа, а именно безнадежно. Заточить ее самому мне было не под силу. Нужно было идти к парикмахеру или в точильную мастерскую. Я стоял, растерянно глядя на бритву, и вот тут-то в моей голове и родилась идея. Или картина. Не знаю. Во всяком случае, я точно знаю, что в этот миг и родилась жиллеттовская бритва. Я увидел ее целиком, в одну секунду задал себе десятки вопросов и ответил на каждый из них. Все происходило быстро, как во сне, и напоминало скорее откровение, чем рациональное размышление». В ближайшем хозяйственном магазине Кинг купил моток стальной ленты для изготовления часовых пружин, простейшие инструменты и чертежную бумагу, а через неделю изготовил бритву с одноразовыми лезвиями. Американские бритвы конца 90-х годов ХIХ века почти ничем не отличались от древних приспособлений для бритья, состоявших из лезвия, задняя часть которого была намертво впаяна в ручку. Идея Жиллетта состояла в том, что лезвие - тонкую полоску стали - следует заточить с обеих сторон и закрепить в простом съемном горизонтальном держателе, который, в свою очередь, крепится к ручке перпендикулярно. Когда лезвие затупится, его можно выбросить и вставить новое. Конструкция была предельно проста. Но прошло еще несколько лет проб и ошибок, прежде чем изобретение принесло хоть цент. Лишь в 1900 году инженер Уильям Никерсон разработал технологию укрепления и заточки стальной ленты, и окончательная модель лезвия была готова. В 1901 году Жиллетт получил патент на свое изобретение и открыл фирму. Первые одноразовые двухсторонние лезвия для бритв появились на рынке в 1903 году. Компания смогла за тот год продать только 51 бритвенный станок и 168 лезвий. Но о бритвенных станках хорошо отозвалась пресса, и в 1904 году компания реализовала 91 тысячу бритвенных станков и 123 тысячи лезвий. К 1908 году объем продаж превысил 13 миллионов долларов. Во время первой мировой войны спрос на бритвы резко вырос. Походные условия требовали упрощенного быта, одноразовые бритвы оказались весьма кстати. Они были дешевы, просты в обращении, не требовали ухода и гарантировали гигиеничность. Впоследствии сфера деятельности компании расширилась. Сейчас «Gillette» производит еще батарейки Duracell, зубные щетки Oral-B и бытовые электроприборы Braun.
74 года назад (1933) родился Элем Германович Климов, кинорежиссер, народный артист России
Элем Климов родился в Сталинграде. В 1957 году окончил Московский авиационный институт, работал инженером-конструктором на одном из московских заводов. Сотрудничал в Молодежной редакции Всесоюзного радио и Центрального телевидения. В 1964 году окончил режиссерский факультет ВГИК, где занимался в мастерской Е.Л.Дзигана. Первой его работой стала короткометражка Жених», снятая в 1960 году. В 1964 году режиссер начал работать на киностудии «Мосфильм» и в том же году поставил сатирическую комедию «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». В 1970 году на экраны вышла художественно-публицистическая лента «Спорт, спорт, спорт», соединившая в себе хроникальный и игровой материалы. Эта работа Климова была высоко оценена на многих фестивалях спортивных фильмов. В 1974 году Элем Климов поставил историческую драму «Агония» о России накануне февральской революции. Однако на экраны этот фильм был выпущен только в 1985 году, и на кинофестивале в Венеции «Агония» была удостоена приза ФИПРЕССИ. В 1985 году громадный общественный резонанс вызвала киноповесть «Иди и смотри», которую Климов снял по сценарию, созданному им в содружестве с писателем Алесем Адамовичем. Этот фильм о Великой Отечественной войне на Московском международном кинофестивале в 1985 году завоевал Золотой приз. 15 мая 1986 года Элем Климов был избран первым секретарем правления Союза кинематографистов СССР. Был единственным российским членом Американской академии киноискусства (голосовал по всем главным номинациям при определении лауреатов премии «Оскар»). В 1981 году, после трагической гибели в автокатастрофе жены - режиссера и актрисы Ларисы Шепитько - Климов снял о ней документальный фильм «Лариса» и завершил начатый ею фильм «Прощание». Умер Элем Климов 26 октября 2003 года.
|
|
|