Пророк Иоанн Креститель - самый чтимый святой после Девы Марии. Именуется также Иоанн Предтеча, поскольку является предшественником Иисуса. В честь его установлены следующие церковные даты: 6 октября - зачатие, 7 июля - Рождество, 11 сентября - усекновение главы, 20 января - Собор Иоанна Крестителя в связи с праздником Крещения, 9 марта - первое и второе обретение его главы, 7 июня - третье обретение его главы, 25 октября - праздник перенесения его правой руки с Мальты в Гатчину.
Иоанн был сыном священника Захарии (из рода Аарона) и праведной Елизаветы (из рода царя Давида). Жили его родители около Хеврона (в Нагорной стране), на юг от Иерусалима. Иоанн родился на шесть месяцев раньше Иисуса Христа. Как повествует евангелист Лука, архангел Гавриил, явившись Захарии в храме, возвестил о рождении у него сына. У благочестивых супругов, до преклонной старости не имевших детей, наконец рождается сын, которого они просили в молитвах. Иоанн вырос в дикой пустыне, готовя себя к великому служению строгой жизнью - постом и молитвой. Он носил грубую одежду, питался диким медом и акридами (род саранчи).
Иоанн оставался пустынножителем до тех пор, пока Господь не призвал его в тридцатилетнем возрасте к проповеди еврейскому народу. Повинуясь этому призванию, пророк Иоанн явился на берег Иордана. К реке перед праздником очищения в большом количестве сходился народ для религиозных омовений. Здесь и обратился к ним Иоанн, проповедуя покаяние и крещение в оставление грехов. Сущность его проповеди заключалась в том, что прежде, чем получить внешнее омовение, люди должны нравственно очиститься и таким образом приготовить себя к принятию Евангелия. Конечно, крещение Иоанна не было еще благодатным таинством христианского крещения. Смысл его заключался в духовном приготовлении к принятию будущего крещения водой и Святым Духом. В числе других к Иоанну Крестителю на Иордан пришел еще не известный народу Иисус Христос, и был подвергнут ритуальному омовению. Крещение Христа сопровождалось чудесными явлениями - схождением Святого Духа в виде голубя и голосом Бога Отца с неба: «Сей есть Сын Мой возлюбленный...». Иоанн Креститель всенародно свидетельствовал о мессианском предназначении Иисуса Христа. Иоанн говорил народу: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Услышав это, двое из учеников Иоанна присоединились к Иисусу Христу. То были апостолы Иоанн (Богослов) и Андрей (Первозванный, брат Симона Петра).
Крещением Спасителя пророк Иоанн завершил и как бы запечатлел свое пророческое служение. Он безбоязненно и строго обличал пороки как простых людей, так и сильных мира сего, за что скоро пострадал. Иоанн Креститель был арестован, посажен в тюрьму властями Иудеи, потому что всенародно порицал царя Ирода за то, что он женился на Иродиаде - жене своего живого брата. Около года Иоанна Крестителя держали в темнице. В день своего рождения Ирод обещал дочери Иродиады Саломее, угодившей ему и его гостям пляской, исполнить любое ее желание. По наущению матери Саломея пожелала голову Иоанна Крестителя. Иоанн был казнен, его голову на блюде подали Саломее. Иродиада, надругавшись над отсеченной святой главой пророка, бросила ее в грязное место.
Ученики Иоанна Крестителя погребли его тело в Самарянском городе Севастии. Это неоправданное убийство потрясло евреев, которые объяснили божественным возмездием последующее падение Ирода, орудием которого стал его праведный тесть Арефа. Как повествует предание, евангелист Лука, обходя с проповедью Христовой разные города и селения, из Севастии взял в Антиохию частицу мощей великого пророка - его правую руку. Впоследствии христианскую святыню перевезли в Константинополь. Позже она оказалась на Мальте. В 1799 году Мальтийский орден, который возглавил Павел I, передал десницу Предтечи в Россию (вместе с частью Креста Господня и знаменитой Филермской иконой Богородицы). До 1919 года святыни находились сначала в Гатчине, а затем в Санкт-Петербурге. После революционных потрясений они покинули пределы России и считались утраченными.
Десница Иоанна Крестителя была обретена лишь в 1993 году в Черногории. Святая же глава Иоанна Крестителя была найдена благочестивой Иоанной и погребена в сосуде на Елеонской горе. Позже один подвижник, копая ров для основания храма, нашел это сокровище и хранил его у себя, а перед смертью, опасаясь поругания святыни неверующими, скрыл ее в земле в том же месте, где нашел. В царствование Константина Великого два инока приходили в Иерусалим поклониться Гробу Господню, и одному из них явился Иоанн Предтеча и указал, где закопана его голова. С этого времени христиане стали праздновать первое обретение главы Иоанна Предтечи. По Евангелию, о пророке Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: «Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя». Иоанн Креститель прославляется Церковью, как «ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и свечник, и друг Христов, и пророков печать, и ходатай ветхой и новой благодати, и в рожденных пречестнейший, и светлый Слова глас».
Международный день кооперативов
В 1992 году Генеральная Ассамблея провозгласила первую субботу июля 1995 года Международным днем кооперативов (до 1995 года отмечался Международный день кооперации). В этот день отмечалось столетие Международного кооперативного альянса - объединения организаций, насчитывающих 760 миллионов членов кооперативов в 100 странах.
Исторически начало современному кооперативному движению было положено небольшой группой ткачей, создавшей в 1844 году первый потребительский кооператив в английском городе Рочдейле. Так «Общество справедливых рочдейльских пионеров» стало первым шагом на пути обретения трудящимися экономической свободы и независимости. Спустя полвека, в 1895 году в Лондоне был создан Международный кооперативный альянс, ставший одной из первых неправительственных организаций, тесно сотрудничающих с ООН после ее основания в 1945 году.
Значимость кооперативного движения в мировой экономике трудно переоценить. Масштабы деятельности кооперативов варьируются от небольших и скромных частных предприятий до крупных компаний с многомиллионным оборотом, что обеспечивает занятостью более 100 миллионов людей. Кооперативы вносят существенный вклад в дело борьбы с бедностью через развитие занятости и социальной защиты своих членов.
В 1994 году Ассамблея, признавая, что кооперативы становятся одним из необходимых факторов социально-экономического развития, предложила правительствам, международным организациям, специализированным учреждениям и национальным и международным кооперативным организациям ежегодно отмечать этот день первую субботу июля.
20 июня 2002 года на своей 90-й сессии Международная конференция труда приняла Рекомендацию о содействии развитию кооперативов, заменившую Рекомендацию МОТ (1966), положения которой касались лишь развивающихся стран. Новый документ призывает государства-члены МОТ принять меры по развитию кооперативов в своих странах и задействовать огромный потенциал кооперативов для обеспечения устойчивого развития. Цель Международного дня кооперативов - привлечь внимание общественности к кооперативам и способствовать расширению партнерских связей между международным кооперативным движением и другими субъектами международного права, включая правительства и неправительственные организации на всех уровнях.
237 лет назад (1770) произошло Чесменское сражение во время русско-турецкой войны 1768-1774 годов
Чесменское сражение между русскими и турецкими флотами в Эгейском море у западного побережья Турции - одно из крупнейших сражений эпохи парусного флота. После обнаружения турецкого флота под командованием капудан-паши Хасан-бея русская эскадра, возглавляемая графом Алексеем Орловым и адмиралом Георгием Спиридовым, в составе девяти линкоров, трех фрегатов, одного бомбардирского корабля и 17 мелких судов атаковала и уничтожила флагманский корабль турецкого флота. Турецкие корабли скрылись в Чесменской бухте и были там заблокированы русскими кораблями. В ночь на 7 июля отряд русских кораблей (четыре линкора, два фрегата, один бомбардирский корабль, четыре брандера) под командованием контр-адмирала Самуила Грейга подошел к входу в бухту и открыл огонь по турецким кораблям, отчего один из них загорелся. С горящего судна огонь распространился на остальные суда турок и стал всеобщим. Пожар длился семь часов. Сгорело 15 линкоров, шесть фрегатов, большое количество мелких судов. Один линкор и пять гребных судов были взяты в плен. Потери турок составили около 10 тысяч человек, русских - 11 человек.
Чесменское сражение закончилось полным уничтожением турецкого флота, на который возлагалось много надежд. Оценивая это сражение, адмирал Спиридов в донесении президенту Адмиралтейств-коллегий писал: «...Честь Всероссийскому флоту! Неприятельский военный флот... атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, а сами стали быть во всем архипелаге... господствующими».
Победа русского флота в Чесменском сражении оказала большое влияние на дальнейший ход войны. Благодаря этой победе русский флот серьезно нарушил турецкие коммуникации в Архипелаге и установил эффективную блокаду Дарданелл. В память о Чесменской победе была выбита медаль, которой награждались все участники сражения. Граф Орлов был награжден орденом Святого Георгия 1-й степени и получил почетное добавление к своей фамилии - Чесменский ; адмирал Свиридов получил высший орден Российской империи - Святого Андрея Первозванного; контр-адмирал Грейг был удостоен ордена Святого Георгия 2-й степени. В честь этой победы в 1775 году в Гатчине был установлен Чесменский обелиск, в 1778 году в Царском Селе - Чесменская колонна. В Петербурге в 1774-1777 годах был построен Чесменский дворец, а в 1777-1778 годах - Чесменская церковь.
200 лет назад (1807) после победы наполеоновских войск в русско-прусско-французской войне 1806-1807 годов подписан Тильзитский мир
Тильзитский мир - договор между Россией и Францией, подписанный 7 июля 1807 года в прусском городе Тильзите (ныне город Советск Калининградской области) после победы наполеоновских войск в русско-прусско-французской войне 1806-1807 годов (отдельным актом оформлен наступательный и оборонительный русско-французский союз). Договор стал результатом личных переговоров Александра I и Наполеона I.
По франко-русскому мирному договору Пруссия теряла приблизительно половину территории и населения: земли по левому берегу Эльбы отходили ко вновь создаваемому Вестфальскому королевству, округ Котбус - к Саксонии, Данциг (Гданьск) становился вольным городом, округ Белостока передавался России; земли, присоединенные ранее к Пруссии по разделам Польши, составляли Варшавское герцогство (в личной унии с Саксонией). Александр I признавал изменения, произведенные Наполеоном I в Европе, обещал посредничество между Францией и Великобританией в вопросе о мире, обязывался заключить перемирие с Турцией и вывести русские войска из Валахии и Молдовы; признавал суверенитет Франции над Ионическими островами и обязывался передать их и бухту Котор (Кагтаро), занятую русским флотом, Франции.
Наполеон согласился восстановить герцогства Ольденбург, Мекленбург-Шверин и Саксен-Кобург и выплатить субсидии некоторым немецким князьям. В подписанном одновременно секретном трактате участники договора обязывались совместно вести войну против любой державы. В случае отказа Великобритании от русского посредничества, непризнания Великобританией свободы морей и невозвращения ею Франции колоний, захваченных после 1805 года, Россия обязывалась разорвать с Великобританией дипломатические отношения и фактически примкнуть к Континентальной блокаде (система экономических и политических мероприятий, проводившаяся в 1806-1814 годах наполеоновской Францией по отношению к своему противнику - Великобритании). В случае отказа Турции от посредничества Франции Наполеон обещал вступить с Турцией в войну. По франко-прусскому мирному договору Пруссия наряду с территориальными уступками обязывалась сократить армию до 40 тысяч человек, уплатить контрибуцию в 100 миллионов франков и вступить в систему Континентальной блокады. В России Тильзитский мир был воспринят как неравноправный договор, унижавший достоинство страны. Тильзитский мир не мог разрешить противоречий между Францией и Россией, которые привели к войне 1812 года. С ее началом Тильзитский мир потерял силу.
120 лет назад (1887) родился Марк Захарович ШАГАЛ, живописец и график, один из крупнейших представителей модернизма
Марк Захарович Шагал (Мовша Хацкелевич) родился в местечке Лиозно под Витебском в семье торговца. Он получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда), а осенью 1900 года поступил в городское четырехклассное училище с ремесленным классом, которое вскоре оставил.
Заметив в юноше интерес к живописи, знаменитый витебский художник Юдель (Юрий) Пэн принял его в свою студию, где Шагал проучился два месяца. Уйдя от Пэна, Шагал стал работать ретушером, но живопись по-прежнему являлась главным в жизни молодого человека. В 1907 году Шагал уехал в Петербург, поступил в школу при Обществе поощрения художеств, где его учил Николай Рерих, а в 1910 году перешел в школу искусств Елизаветы Званцевой. Его учителями здесь были Леон Бакст и Мстислав Добужинский. Осенью 1910 года начинающего художника заметил известный русский юрист и общественный деятель Максим Винавер, который предоставил Марку Шагалу стипендию в размере 125 франков в месяц для продолжения учебы во Франции.
В 1910-1914 годах Марк Шагал жил в Париже на Монпарнасе в колонии художников «La Ruche» («Улей»), где сблизился с Г.Аполлинером, М.Жакобом, А.Сальмоном, Р.Делоне и другими авангардистами. В мае 1914 года в берлинской галерее журнала «Штурм» состоялась персональная выставка Шагала, а месяц спустя он возвратился в Россию. Из-за начавшейся вскоре первой мировой войны он не смог вновь уехать в Париж; его мобилизовали в армию, но вскоре перевели в Центральный военно-промышленный комитет в Петрограде. Здесь его застала Октябрьская революция 1917 года.
В сентябре 1918 года Марка Шагала назначили уполномоченным по делам искусств Витебской губернии. Благодаря его энтузиазму и ходатайствам 28 января 1919 года был открыт Витебский художественно-практический институт, который по его просьбе возглавил Мстислав Добужинский. 29 июля 1920 года Марк Шагал вместе с семьей уехал в Москву, где работал над эскизами костюмов и театральными декорациями в московском Камерном еврейском театре; выполнил настенные панно для зрительного зала этого театра. В 1921 году преподавал в трудовых колониях для беспризорных детей под Москвой. Летом 1922 года он отправился в Каунас для организации там своей выставки, оттуда выехал в Берлин.
С 1923 года обосновался во Франции; жил в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941-1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Оставшись по воле случая навсегда за границей, Шагал 15 лет не принимал французского гражданства, все еще надеясь когда-нибудь вернуться на родину. К середине ХХ века его авторитет художника - живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950 года) получил мировое признание.
Шагал создал островыразительные иллюстрации к «Мертвым душам» Н.В.Гоголя и «Басням» Ж.де Лафонтена; иллюстрировал Библию; он автор ряда декоративных произведений - панно для Камерного еврейского театра в Москве, керамических панно и витражей капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце; витражей синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, собора в Реймсе, церкви Санкт-Штефан в Майнце. Эти произведения вкупе со светскими декоративными композициями мастера (росписи плафона парижской Оперы и театра «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, мозаики «Четыре времени года» на здании Национального банка в Чикаго) радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Марк Шагал внес выдающийся вклад и в сценографию (декорации к балетам «Жар-птица» И.Стравинского в постановке Дж.Баланчина, «Алеко» П.И.Чайковского в постановке Л.Ф.Мясина). В 1964 году Шагал разработал стеклянный фасад здания ООН в Нью-Йорке, через два года завершил работу над фресками в «Метрополитен-опера».
В 1973 году в Ницце открылся Музей Марка Шагала, а в 1977 году в Лувре появилась персональная экспозиция работ художника. На родине Шагал побывал лишь в 1973 году, когда посетил Москву и Ленинград в связи с выставкой своих работ в Третьяковской галерее. Умер Шагал в Сен-Поль-де-Ванс (Приморские Альпы, Франция) 28 марта 1985 года. Похоронен там же. Музеи художника существуют в Хайфе (с 1957 года) и Ницце (с 1973 года). В июне 1992 года в его родном городе Витебске на Покровской улице открыт памятник художнику, а на его домике - мемориальная доска. В Витебске проводятся Шагаловские пленэры и музыкальные фестивали.
50 лет назад (1957) состоялась первая Пагуошская конференция (7-10 июля)
1 марта 1954 года США произвели взрыв водородной бомбы на атолле Бикини, входящем в состав Маршалловых островов. Мощность взрыва была эквивалентна взрыву 1000 бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки. Случайными жертвами испытаний стали несколько японских рыболовных шхун, особенно пострадали рыбаки с японского судна «Фукурю-мару». Радист судна Аикичи Кобояма умер от лучевой болезни через несколько месяцев в возрасте 40 лет. Одиннадцать его товарищей по команде также умерли, большинство из них не дожили до 60 лет. Ударная волна и радиоактивные осадки вызвали беспокойство во всем мире, в том числе и в США. С протестом против испытаний термоядерного оружия на атолле выступил знаменитый английский математик и философ Бертран Рассел. Последующие за этим заявления нобелевских лауреатов Рассела, Альберта Эйнштейна, Фредерика Жолио-Кюри и других выдающихся ученых привело к образованию Пагуошского движения ученых Запада и Востока и международной кампании за ядерное разоружение.
Пагуошское движение - международная неправительственная научная организация. Ее цель - собрать воедино представителей разных стран мира - авторитетных ученых и влиятельных политических деятелей, заинтересованных в снижении опасности возникновения вооруженных конфликтов и ведущих поиск путей совместного решения глобальных проблем. Движение получило название от канадского местечка Пагуош, где 7-10 июля 1957 года при поддержке американского промышленника Сайруса Итона прошла первая встреча ученых, на которой обсуждались важнейшие аспекты мировой политики, в частности, угроза ядерной войны. В первой Пагуошской конференции приняли участие 22 известных ученых из 10 стран мира, в том числе из СССР и США. Конференция положила начало регулярным встречам в рамках Пагуошского движения. Встречаясь как частные лица, а не как представители правительств или учреждений, участники Пагуошского движения обмениваются мнениями и разрабатывают альтернативные подходы к контролю над вооружениями и уменьшению напряженности. Статус многих участников Пагуошских встреч у себя на родине (а среди них есть советники правительств, авторитетнейшие представители академической и университетской науки, высокопоставленные государственные деятели, крупные военные и дипломаты) способствует быстрому распространению идей и мнений, вырабатываемых Пагуошем, уже на уровне официальной политики. В 1995 году Пагуошскому движению присуждена Нобелевская премия мира.