Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


28 июня


28 июня 1919 года подписан Версальский мирный договор с Германией, завершивший первую мировую войну (1914-1918). Для окончательного оформления итогов первой мировой войны в июне 1919 года в Версале собралась международная конференция. Подписанный 28 июня мирный договор с Германией основательно перекроил политическую карту мира. Помимо выплаты колоссальной контрибуции Германия возвращала Франции отобранные у нее в 1871 году Эльзас и Лотарингию, теряла все свои колонии (их поделили между собой Англия и Франция). К французам отошла на 15 лет и богатая углем Саарская область. Мирный договор, заключенный позднее с Турцией, закреплял владения распавшейся Османской империи на Ближнем Востоке за Англией и Францией. Территориальные потери Болгарии в результате войны были сравнительно небольшими. Участники Версальской конференции видели свою задачу не только в перекройке границ. Масштабы жертв и разрушений, причиненных минувшей войной, вновь поставили на повестку дня задачу создания надежной системы международной безопасности и стабильности. При этом США и ведущие европейские державы намеревались, став гарантами такой системы, упрочить свои политические позиции. Многие участники конференции видели угрозу и в социалистическом строе, рождавшемся в России. После Октябрьской революции в стране началась жестокая гражданская война. Правящая большевистская партия проводила политику беспощадного подавления всяческой оппозиции режиму - «красный террор». Опасения, что социализм распространится за пределы России, особенно усилились после создания в марте 1919 года в Москве III (Коммунистического) Интернационала, который открыто провозгласил одной из своих главных целей мировую социалистическую революцию. Функции поддержания международной безопасности планировалось возложить на Лигу Наций, созданную еще по решению Парижской конференции (январь 1919 года), предшествовавшей Версальской. Главными органами Лиги должны были стать Совет в составе пяти постоянных членов (США, Англия, Франция, Италия и Япония) и ежегодно созываемая Ассамблея. Президент США Вильсон, инициатор создания Лиги Наций, предложил ввести в ее устав положение о создании системы мандатных территорий. Она позволяла странам-победительницам поделить между собой бывшие владения Германии и распавшейся Османской империи, не придавая этим землям колониального статуса, уже начинавшего дискредитировать себя. Вскоре текст устава Лиги Наций был включен в Версальский мирный договор. Однако в процессе послевоенного мирного урегулирования выявились серьезные противоречия не только между побежденными и победителями, но и в стане последних. В частности, США, Англия и другие европейские державы были обеспокоены усилением позиций Японии на Дальнем Востоке. В ходе Парижской и Версальской конференций японцам удалось закрепить за собой свои приобретения в Китае и на Тихом океане. Недовольство версальским вариантом урегулирования в США было столь сильным, что в марте 1920 года сенат отказался ратифицировать Версальский договор, и, как следствие, США даже не вошли в состав Лиги Наций - детища Вильсона.

REGNUM

1577 - родился Питер Пауль Рубенс

1577 - родился Питер Пауль Рубенс, великий фламандский живописец.
Питер Рубенс родился в Зигене в Вестфалии в семье антверпенского юриста. Когда Питеру было одиннадцать лет, его отец умер, а мать переехала с детьми в Антверпен. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Способности к языкам позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Рубенс  учился у трех фламандских живописцев - Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 году он был принят в гильдию святого Луки. В 1600-1608 годах Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста», «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI века («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний. В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и Москва. Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина. Фламандская живопись XVII века. Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Тайная вечеряантичной мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры, сплетаются в его картинах в сложные композиции. Со страстным жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в праздничную гамму. К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А.ван Дейк, Я.Йорданс, Ф.Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором  Рубенс  мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса , в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и жизненность модели. В 1611-1618 годах Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Эти картины воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы («Возчики камней», «Пейзаж с радугой»). В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент, иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»»). Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда.  В «стеновский» период живопись  Рубенса  становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх», автопортрет. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество  Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на многих художников XVIII-XIX веков ( А.Ватто, Ж.О.Фрагонара, Э.Делакруа, О.Ренуара). Умер выдающийся живописец 30 мая 1640 года.                  

REGNUM

1867 - родился Луиджи Пиранделло

1867 - родился Луиджи Пиранделло, итальянский писатель, драматург, лауреат Нобелевской премии.
Луиджи Пиранделло родился в Джирдженти (ныне Агридженто, Сицилия) в семье преуспевающего владельца серного рудника. Получил филологическое образование в Римском и Боннском университетах. С 1890 года жил в Риме. Литературную деятельность начал как поэт в 1889 году (сборник «Радостная боль»). Первый сборник новелл - «Любовь без любви» (1894). В сборнике «Новеллы на год» (1922) появляется стремление показать внутренний мир «маленького» человека и его духовный бунт против беспросветности жизни. В романе «Покойный Маттиа Паскаль» (1904) показано противоречие между социальной «маской» и истинным «лицом» человека, живущего в современном обществе. Сюжеты многих пьес Пиранделло заимствованы из ранее написанных им новелл. В драматургии Пиранделло  в 1910-1917 годах преобладают бытовые комедии на сицилийском диалекте («Лиола», 1916). В дальнейшем они уступают место исполненным парадоксов философско-психологических драмам на итальянском языке, написанным под влиянием идеалистических концепций. Так же на творчество Пиранделло определенное воздействие оказала веристская драматургия. В драме «Шесть персонажей в поисках автора» (1921) воплощено противоречие между искусством и жизнью и представлена социальная трагедия людей, бессильных против навязанной им «маски». Та же проблема, но в другом аспекте поставлена в драме «Обнаженные одеваются» (1923), в которой автор обличает ханжескую мораль «порядочных» людей. Бунт против действительности и создание иллюзорного мира возникают в драмах «Генрих IV» (1922), «Жизнь, которую я тебе даю» (1924); субъективность морали и отсутствие грани между реальностью и иллюзией утверждается в драмах «Каждый по-своему» (1924) и «Сегодня мы импровизируем» (1930). В 1925-1928 годах Пиранделло был главой римского Художественного театра, где как режиссер ставил собственные пьесы, пьесы современных ему итальянских авторов (Массимо Бонтемпелли, Де Стефани, К.Паволини) и драматургию зарубежных авторов. Луиджи Пиранделло - лауреат Нобелевской премии по литературе (1934) «за творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусства». Умер Пиранделло в Риме 10 декабря 1936 года.

1914 - убит Франц Фердинанд, австрийский эрцгерцог

Франц Фердинанд - старший сын эрцгерцога Карла-Лудвига (брата императора Франца Иосифа I) и Марии Анунциаты, принцессы Обеих Сицилий. Родился в 1863 году. В 1896 году, после смерти отца, стал наследником австро-венгерского престола. В 1898 году назначен заместителем императора в верховном командовании армией. Один из инициаторов аннексии Австро-Венгрией Боснии и Герцеговины. Выступал против удовлетворения требований южнославянских народов о независимости, за превращение Австро-Венгрии в триединое австро-венгеро-югославянское государство. 28 июня 1914 года Франц Фердинанд был убит в Сараево (Босния), куда прибыл на маневры австро-венгерских войск. Покушение на эрцгерцога было осуществлено конспиративной группой «Молодой Боснии» («Млада Босна») во главе с Гаврилой Принципом и Данилой Иличем. После убийства Фердинанда «Молодая Босния» была запрещена. Илич и два других участника покушения были казнены. Гаврила Принцип, осужденный как несовершеннолетний на 20 лет каторги, умер от туберкулеза в тюрьме. Многие участники организации были приговорены к различным срокам (вплоть до пожизненного) тюремного заключения. В связи с этим убийством 23 июля Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум, который содержал требования, нарушавшие ее суверенитет - введение на территорию Сербии ограниченного контингента войск для защиты находившихся там австрийских граждан, а также допуска для расследования убийства Франца Фердинанда следователей из Вены. Сербия выразила готовность принять основные пункты ультиматума, однако 27 июля Австро-Венгрия объявила войну Сербии. Так, с убийства в Сараево, началась первая мировая война и новый глобальный передел мира, в который были вовлечены 38 из существовавших в то время 59-ти независимых государств. Около 74 миллионов человек были мобилизованы, из них убиты и умерли от ран около 10 миллионов.

1992 - умер Михаил Нехемьевич Таль

1992 - умер Михаил Нехемьевич Таль, шахматист, международный гроссмейстер, восьмой чемпион мира по шахматам.
Михаил Таль родился 9 ноября 1936 года в Риге, в семье известного врача. В семь лет умножал трехзначные цифры, уже в этом возрасте обладал феноменальной памятью. Начал учиться с третьего класса. В 15 лет окончил школу и поступил на филологический факультет Рижского университета. В шахматы играл с десяти лет, в 17 лет стал чемпионом Латвии, через четыре года впервые выиграл чемпионат СССР. Его игру отличали быстрота мышления, точность расчетов вариантов, головоломные комбинации. В 1958 году Таль уверенно занял первое место на межзональном турнире в Портороже (Югославия), стал одним из претендентов на мировое первенство. С тех пор особенно успешно играл в Югославии, где еще при жизни его именем были названы несколько шахматных клубов. В 1959 году выиграл турнир претендентов, проходивший в трех городах - Бледе, Загребе, Белграде. В 1960 году в Москве выиграл матч на первенство мира у Михаила Ботвинника и стал восьмым в истории и самым молодым чемпионом мира, но через год в матче-реванше уступил Ботвиннику со счетом 8:13. В 1961 году победил на крупном международном турнире в Бледе. После сложной операции на почке не смог успешно Михаил Тальвыступить в соревновании претендентов на острове Кюрасао (1962). В течение почти четверти века (1962-1985) оставался в числе претендентов на мировое первенство. На многих турнирах совмещал игру с журналистской деятельностью. Снялся в научно-популярном фильме «Семь шагов за горизонт», в котором был показан его сеанс одновременной игры вслепую на 10 досках с шахматистами-перворазрядниками. Его остроумный комментарий позволял раскрыть лабораторию шахматного мышления гроссмейстера. Написал книги «В огонь атаки», «Когда оживают фигуры». Михаил Таль выиграл около 40 международных турниров, восемь раз в составе сборной СССР становился победителем Всемирных шахматных Олимпиад (1958-1982); при этом, как правило, занимал первое место на своей доске. В 1988 году выиграл первый неофициальный чемпионат мира по блицу (на партию каждому шахматисту дается по пять минут), опередив чемпиона мира Гарри Каспарова и экс-чемпиона мира Анатолия Карпова. В последние годы жизни тяжело болел, но это не сказывалось на качестве его игры, отличавшейся глубиной идей и высоким техническим мастерством. Умер выдающийся шахматист 28 июня 1992 года.

Hosted by uCoz