Храм Христа Спасителя, идея строительство которого возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, закладывался трижды, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. Первые проекты храма появились в 1816 году. В объявленном императором Александром I конкурсе приняли участие лучшие зодчие, победителем был признан Александр Витберг. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах. Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года. Окончательный же проект сооружения был утвержден в 1825 году.
В это время началось новое царствование, строительство храма было приостановлено, а сам Витберг отправлен в ссылку на 15 лет. В 1832 году император Николай I утвердил проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Место для храма выбрал сам император. Он повелел снести постройки Свято-Алексеевского женского монастыря и церкви Всех святых. Старица обители прокляла разоренное место и все то, что на «нем выстроено впредь будет». Закладка сооружения состоялась в 1839 году. Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет.
7 июня 1883 года с необыкновенной торжественностью Храм Христа Спасителя был освящен. В память этого события были изготовлены кабинетные медали из золота, серебра и бронзы. На них с одной стороны было изображено Всевидящее Око с надписью «Не нам, не нам, а имени Твоему», с другой стороны можно было прочесть всю историю храма: «Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III». Специально к дню освящения Петр Ильич Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором. Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами Суриковым, Кошелевым, Крамским, Семирадским, Верещагиным, Маковским, Васнецовым, Бруни и др. Авторами фасадных скульптур стали Клодт, Рамазанов, Логановский.
Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, «свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года» и запечатлевшим его ратный подвиг. На стенах храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом Святого Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество.
17 лет назад (1990) патриархом Московским и всея Руси избран Алексий II
Патриарх Алексий (в миру - Алексей Михайлович Ридигер) родился 23 февраля 1929 года в городе Таллине (Эстония). В марте 1961 года принял монашеский постриг. С конца того же года носит сан епископа Таллиннского и Эстонского, с 1964 года - сан архиепископа. В 1968 году возведен в сан митрополита Таллинского и Эстонского. В этом сане был управляющим делами Московской патриархии, вошел в состав постоянных членов Священного Синода. В 1986 году стал митрополитом Ленинградским и Новгородским. Ему также было поручено управление Таллиннской и Эстонской епархией. 7 июня 1990 года на Поместном соборе при тайном голосовании получил 166 голосов из 317 и был избран Патриархом Московским и Всея Руси (пятнадцатым по счету за десять веков православия на Руси). 10 июня в Богоявленском соборе состоялась интронизация новоизбранного Патриарха.
Патриарх - доктор богословия, автор около 200 работ на богословские, церковно-исторические, миротворческие и другие темы. Действительный член Российской академии образования, почетный член Петербургской и Московской духовных академий, Критской Православной академии. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, орденом Петра Великого, общественным орденом Минина и Пожарского «Возвеличим Россию» за большой личный вклад в укрепление Российского государства, возрождение духовной силы Отечества; лауреат международной премии «Голубь мира» за неустанную миротворческую деятельность в целях достижения мира и согласия между народами. 9 июня 2005 года Священный Синод Русской Православной Церкви наградил Алексия II Орденом Славы и Чести - в ознаменование 15-летия первосвятельских трудов «на благо Церкви и Отечества». 6 декабря 2005 года Алексию II в храме Христа Спасителя вручена премия «Человек года-2005», учрежденная Русским биографическим институтом.
159 лет назад (1848) родился Поль Гоген, французский живописец
Поль Гоген - одна из центральных фигур в художественной жизни Франции последней четверти XIX века. Художник-самоучка, он последовательно испытал на себе влияние импрессионистов, символистов, увлекался японским искусством и работами своих современников, но все это не изменило его творческого лица. Творчество Гогена обычно рассматривается в русле так называемого постимпрессионизма. Гоген прожил бурную жизнь, полную противоречий, периодов горького отчаяния, тяжелой борьбы за существование. Это был человек, поистине одержимый искусством: никакие превратности судьбы не смогли отвлечь его от живописи, от неустанных творческих поисков.
Родился Гоген в Париже в дни Революции 1848 года. Его отец был сотрудником «Насьональ» - газеты умеренно республиканского толка. Изменение политического курса заставило его в 1849 году покинуть родину. На корабле, направлявшемся в Южную Америку, он внезапно умер. Вдова с детьми в 1855 году вернулась во Францию. Старший сын Поль с трудом терпел обстановку закрытых учебных заведений, где он воспитывался. У него была мечта стать моряком. Семнадцатилетним юношей он нанялся матросом на торговый корабль, затем служил в военном флоте.
Вернувшись в Париж, Гоген , по протекции опекуна, устраивается на должность банковского служащего и вскоре приобретает независимое положение. Весь свой досуг он посвящает искусству, бывает в музеях, занимается в частной академии Коларосси. Первые работы Гогена, появившиеся на выставках - «Сена у Иенского моста» (1875), «Сусанна» (1880), «Сад под снегом» (1883) - были близки к импрессионизму по манере письма. Но прошло немного времени, и Гоген, увлеченный эстетической программой символистов, придававших особое эмоциональное значение цвету, линии и другим элементам формы, отказывается от характерного для импрессионистов разложения цветов. Его произведениям, написанным в 1887 году, во время поездки на остров Мартинику, свойственно декоративное понимание цвета, кладка краски целыми плоскостями вместо отдельных мазков, подчеркнутая выразительность силуэтов. Это и определяет в сущности стиль Гогена.
В 1888 году художник живет в Бретани. К этому времени он уже оставил службу в банке и предался искусству, невзирая на материальные лишения. Выработанные на Мартинике новые принципы живописи художник пытается приложить к изображению природы и людей французской провинции, хранившей в своем быту многие черты старины. Картины «Видение после проповеди, или борьба Иакова с ангелом», «Натюрморт с щенятами», «Арльское кафе», «Старые девы в Арле» характерны стремлением к обобщению выразительных средств. Некоторые приемы композиции идут в них от японской гравюры. Эта линия поисков развивается в работах 1889-1890 годов: «Прекрасная Анжела», «Стога», «Желтый Христос», «Здравствуйте, господин Гоген!», пронизанных состоянием тоски и усталости. Последнее было вызвано тяжелым душевным состоянием художника, страдавшего от непризнанности и нужды.
В 1891 году Гоген осуществил свою давнюю мечту о поездке на Таити. Жизнь в хижине на берегу моря, среди тропической природы кажется художнику раем. Он много и плодотворно работает, относясь к приютившим его туземцам с искренней теплотой и симпатией. Именно здесь и были созданы знаменитые картины Гогена: «Беседа», «А ты ревнуешь?», «Дух мертвых бодрствует», «Женщина, державшая плод» и другие. В них художник пытается объединить свои реальные наблюдения и поэтизацию жизни человека в природе.
В 1893 году, вернувшись во Францию, Гоген устроил выставку своих новых картин, и они вызвали восхищение друзей-художников. Но вкусу буржуазной публики претили сцены «из жизни дикарей», необычная живопись раздражала завсегдатаев салонов. Через два года художник вновь уехал на Таити. Теперь наряду с такими шедеврами, как «Жена короля», «Семья таитян», он создает ряд картин религиозно-мистического содержания. Это были последние работы Гогена. Его жизнь усложнилась: доброжелательное отношение к нему туземцев встречало резкое противодействие колониальных властей. Умер Гоген 8 мая 1903 года в нужде, больной, почти ослепший.
78 лет назад (1929) в соответствии с Латеранскими соглашениями образовано государство Ватикан
Ватикан - государство-город, раскинувшееся на холме Монте-Ватикано в западной части Рима, резиденция главы католической церкви Папы Римского, международный центр римско-католической церкви. Ватикан был образован как самостоятельное государство в 1929 году в соответствии с Латеранскими соглашениями между итальянским правительством и папским престолом.
Ватикан - абсолютная теократическая монархия, глава которой Папа Римский избирается тайным голосованием пожизненно коллегией кардиналов, назначаемых, в свою очередь пожизненно, Папой. Избрание Папы проводится собранием коллегии кардиналов моложе 80 лет - конклавом из числа кардиналов - тайным голосованием. Для избрания необходимо получить не менее двух третей голосов.
Конституцию заменяют Конституционные акты государства-города Ватикана от 7 июня 1929 года и «Апостольская конституция» от 15 августа 1967 года, содержащая реформу папской курии, которая вступила в силу 1 марта 1968 года. Высшими консультативными органами являются Вселенский собор римско-католической церкви, Коллегия кардиналов и Епископский синод. Административное управление осуществляет Римская курия, состоящая из девяти конгрегаций (духовных ведомств), трех трибуналов, папских комиссий и иных ведомств. Армия Ватикана - корпус швейцарских гвардейцев. После военной реформы папы Павла VI в 1970 году гвардия осталась единственным в Ватикане вооруженным подразделением, которое сохранило военные функции. Сегодня гвардия Ватикана - самая маленькая армия в мире (117 гвардейцев). Все они являются действующими офицерами швейцарской армии. Гвардейцы стоят на посту у ворот Ватикана в старинных костюмах, созданных по эскизам Микеланджело в XVI веке. Вооружены средневековыми алебардами и шпагами, а также пистолетами.
Ватикан представляет собой грандиозный архитектурный комплекс, средоточие храмов, дворцов и крепостных сооружений, окруженных садами. Торжественным входом в Ватикан служит обрамленная колоннадами площадь Святого Петра. Колоннады ведут к собору Святого Петра - крупнейшему католическому храму мира. За собором располагается обширный дворцовый ансамбль XV-XVI веков: капелла Николая V, вилла Борджиа, Сикстинская капелла (с фресками Микеланджело и Боттичелли), Лоджии и Станцы, расписанные Рафаэлем и его учениками, величественные дворы Бельведера и Сан-Дамаццо. Во дворцах Ватикана находятся всемирно известные музеи античной скульптуры, а в садах - казино Пия V и здание Ватиканской пинакотеки, где собраны произведения итальянской живописи XIV-XVII веков.
72 года назад (1935) умер Иван Владимирович МИЧУРИН, биолог, основоположник в СССР научной селекции плодовых, ягодных и других культур
Иван Мичурин родился в семье мелкопоместного дворянина. С раннего детства проводил дни в саду: «Я, как помню себя, всегда и всецело был поглощен только одним стремлением к занятиям выращивать те или другие растения, и настолько сильно было такое увлечение, что я почти даже не замечал многих остальных деталей жизни». После окончания Пронского уездного училища Мичурин поступил в Рязанскую гимназию, но пробыл там недолго из-за разорения семьи. С 1873 года работал конторщиком на железнодорожной станции, занимался ремонтом телеграфных, сигнальных аппаратов и стал заниматься их ремонтом, а позднее открыл часовую мастерскую. В 1875 году создал опытный гибридизационный питомник в городе Козлове Тамбовской губернии и всю жизнь занимался созданием новых сортов плодово-ягодных культур. В 1912 году Мичурин был награжден орденом Святой Анны 3-й степени. В 1917 году приветствовал установление советской власти, получил поддержку от правительства и продолжил селекционную работу. Мичурин утверждал: «Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача». Деятельность Мичурина одобрил Николай Вавилов. Впоследствии достижения Мичурина использовал в своих целях Трофим Лысенко, сделав их фактом своей биографии. При жизни Мичурина вышло три издания собрания его сочинений, он был награжден советскими орденами, его имя в 1932 году было присвоено городу Козлову. Талантливый экспериментатор, почетный член АН СССР, действительный член ВАСХНИЛ, Мичурин вошел в науку как создатель свыше 300 видов растений.
55 лет назад (1952) родилась Дарья ДОНЦОВА, писательница, автор иронических детективов
Дарья Донцова (настоящее имя - Агриппина Аркадьевна Васильева) родилась 7 июня 1952 года в Москве. Ее отец, Васильев Аркадий Николаевич, был известным советским писателем, мастером документальной и художественной прозы. Мать, Тамара Степановна Новацкая, работала режиссером Москонцерта. В 1974 году Донцова окончила Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, факультет журналистики. После окончания университета два года провела в Сирии, в городе Алеппо, где работала переводчиком с французского в советском консульстве. С 1978 года была корреспондентом в периодической печати. С 1985 года преподает немецкий и французский языки.
Дарья Донцова - автор романов в жанре «иронический детектив», выходящих многомиллионными тиражами и имеющих огромную популярность в России и за рубежом. По ее романам поставлены радиоспектакли и несколько телесериалов. Первые пять романов Донцова написала в нелегкий для себя период - она находилась в больнице после тяжелой операции. Собственное жизнелюбие и поддержка родных и близких позволили не только побороть недуг, но и реализовать литературные способности. Детективные истории, рассказанные весело и задорно, не вписывались в канонические рамки криминального жанра. Так в издательстве ЭКСМО появилась новая серия - «иронический детектив».
Романы Донцовой делятся на четыре подсерии, объединенные главными героями: «Даша Васильева. Любительница частного сыска», «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант», «Виола Тараканова. В мире преступных страстей», «Джентльмен сыска Иван Подушкин». Кроме детективных историй, из-под пера Дарьи Донцовой вышли «Кулинарная книга лентяйки» - веселое пособие для начинающих и опытных кулинаров и автобиографические «Записки безумной оптимистки». Каждую новую книгу писательницы с нетерпением ожидают миллионы поклонников ее творчества. 5 марта 2003 года была заложена звезда в честь Дарьи Донцовой на литературной Площади звезд в Москве на Страстном бульваре.