Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


30 мая


     Александр Невский - сын князя Ярослава Всеволодовича, русский государственный деятель, полководец, князь новгородский (1236-1351), великий князь владимирский с 1252 года. Возглавлял русские войска, отстоявшие северо-западные земли Руси от захвата шведскими и немецкими феодалами. После высадки шведских войск при впадении реки Ижоры в Неву князь Александр с немногочисленной дружиной 15 июля 1240 внезапно атаковал шведов и полностью разгромил их многочисленное войско, обнаружив в бою исключительное мужество. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. За эту битву был прозван «Невским». Победа усилила политическое влияние Александра Невского, но в то же время способствовала обострению его отношений с боярством, в результате столкновений с которым он был вынужден покинуть Новгород. После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к Александру Невскому представителей, весной 1241 года он вернулся и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов (штурм Копорья и Пскова). Вскоре против Невского выступило большое конное войско во главе с магистром Ливонского ордена, потерпевшее решительное поражение 5 апреля 1242 на льду Чудского озера (Ледовое побоище). В истории военного искусства средних веков победа на Чудском озере имела большое значение: русское пешее войско окружило и разгромило рыцарскую конницу и отряды пеших кнехтов, задолго до того, как в Западной Европе пехота научилась одерживать верх над рыцарями. Победа в этой битве поставила Александра Невского в ряд крупнейших военачальников своего времени. Агрессия немецких рыцарей на Русь была остановлена. Александр Невский продолжал укреплять северо-западные границы Руси: послал посольство в Норвегию, результатом которого было первое мирное соглашение между Русью и Норвегией (1251), совершил успешный поход в Финляндию против шведов, предпринявших новую попытку закрыть русским выход к Балтийскому морю (1256). Осторожный и дальновидный политик, Александр Невский отверг попытки папской курии вызвать войну Руси с Золотой Ордой, так как понимал безуспешность войны с татарами в то время, и умелой политикой способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Несколько раз ездил в Орду, добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами. Во внутренней политике Александр Невский прилагал немало усилий для укрепления великокняжеской власти в стране в ущерб влиянию бояр, в то же время решительно подавлял антифеодальные выступления (восстание в Новгороде 1259 года). Умер великий князь в Городце, возвращаясь из Золотой Орды. Канонизирован Русской православной церковью (причислен к лику святых). В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник русской земли от врагов. По приказу Петра I в сентябре 1724 года останки Александра Невского были торжественно доставлены в Петербург. Сам император лично занимался перенесением мощей и передачей их в Новосвященный придел во имя Александра Благовещенского храма Александра Невского монастыря. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем северной столицы России. В дореволюционной России 21 мая 1725 года был учрежден орден Александра Невского, 29 июля 1942 года в честь великого полководца учрежден советский военный орден Александра Невского.

REGNUM

576 лет назад (1431) в Руане сожжена на костре Жанна Скульптура из чугуна 'Жанна д'Арк' работы Годо     30 мая 1431 года в Руане была казнена ставшая позже национальной героиней Франции Жанна д'Арк. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420) король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет». Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на не оккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну. В марте 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан, где она получила второе имя - Орлеанская дева. Молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, в мае 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им. Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии.17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и, несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. 23 мая 1430 года Жанна попала в плен к англичанам. Те организовали церковный суд в Руане, обвинив Жанну д'Арк в ереси и колдовстве. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с предельной мягкостью. Фактически это означало смертный приговор. 30 мая в 9 часов утра Жанну д'Арк вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка. Здесь уже были сколочены деревянные помосты для судей и возведены эшафоты. Третий эшафот предназначался для Жанны д'Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг него штабелями высились дрова. А посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Горожан не подпустили близко к месту казни. 800 английских солдат оцепили эшафот. Было приказано даже закрыть деревянные ставни окон, выходивших на площадь. Епископ Кошон огласил приговор церковного суда: «...Мы объявляем тебя, Жанна, вредным членом церкви и, как такового, отлучаем от нее: мы отдаем тебя в руки светской власти, прося ее, однако, смягчить свой приговор и избавить тебя от членовредительства и смерти...». Палач привязал девушку к столбу на эшафоте и, спустившись вниз, поднес огонь к разложенным дровам. Так погибла Орлеанская дева. В 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

REGNUM

Москва. Государственный музей изобразительных искусств им.А.С. Пушкина. Фламандская живопись XVII века. Питер Пауль Рубенс (1577-1640). Тайная вечеря367 лет назад (1640) умер Питер Пауль Рубенс, фламандский живописец
     Питер Рубенс родился в Зигене в Вестфалии 28 июня 1577 года в семье антверпенского юриста. Когда Питеру было одиннадцать лет, его отец умер, а мать переехала с детьми в Антверпен. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Способности к языкам позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Рубенс  учился у трех фламандских живописцев - Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 году он был принят в гильдию святого Луки. В 1600-1608 годах Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста», «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI века («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний. В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры, сплетаются в его картинах в сложные композиции. Со страстным жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в праздничную гамму. К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А.ван Дейк, Я.Йорданс, Ф.Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором  Рубенс  мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса , в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и жизненность модели. В 1611-1618 годах Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Эти картины воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы («Возчики камней», «Пейзаж с радугой»). В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент, иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»»). Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда.  В «стеновский» период живопись  Рубенса  становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх», автопортрет. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество  Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на многих художников XVIII-XIX веков ( А.Ватто, Ж.О.Фрагонара, Э.Делакруа, О.Ренуара). Умер выдающийся живописец 30 мая 1640 года. 

225 лет назад (1782) родился светлейший князь Михаил Семенович Воронцов
     Сын генерал-аншефа и дипломата. Детство и молодость провел в Лондоне при отце, получил блестящее образование. В 1786 году записан бомбардир-капралом в лейб-гвардии Преображенский полк. В сентябре 1797 года пожалован званием действительного камергера. Службу начал в 1801 году поручиком лейб-гвардии Преображенского полка. В 1803 году прикомандирован к войскам Кавказского корпуса. В сентябре 1805 года в составе десантного корпуса генерала Толстого участвовал в походе в шведскую Померанию. Участник кампании 1806-1807 годов, сражений при Пултуске и Фридланде. В декабре 1806 года произведен в полковники. С 1807 года - командир 1-го батальона лейб-гвардии Преображенского полка. В 1809 году направлен на турецкий фронт. Во главе Нарвского мушкетерского полка отличился в сражениях при Базарджике, Шумле, Рущуке, Калафатоме. В 1810 году произведен в генерал-майоры. За взятие Виуина в марте 1811 года награжден орденом Св.Георгия 3-й степени. С началом Отечественной войны 1812 года назначен командиром 2-й сводно-гренадерской дивизии в составе 2-й Западной армии. В Бородинском сражении на его части была возложена оборона укрепленной позиции у деревни Семеновская. 7 сентября удерживал Багратионовы флеши и принял на себя первую и вторую атаки противника. Во время третьей атаки была уничтожена почти вся его дивизия, а сам Воронцов, получив штыковую рану, был вынужден покинуть армию. После выздоровления принял командование над своей дивизией и одновременно возглавил авангард 3-й Западной армии. В феврале 1813 года произведен в генерал-лейтенанты. С августа того же года командовал авангардом Северной армии. Участвовал в сражениях при Грос-Беерене, Денневице, Лейпциге, Касселе. Прославился своими действиями при Краоне, где в течение дня выдерживал удар превосходящих сил противника, которыми командовал сам Наполеон. За отличия при Краоне награжден орденом Св.Георгия 2-й степени. Участвовал в сражении при Лаоне, а при взятии Парижа захватил предместье Ла-Вилетт. После окончания военных действий был назначен командиром 12-й пехотной дивизии. В 1815 году Михаилу Воронцову поручено командование оккупационным корпусом во Франции. В 1818 году вернулся в Россию и с 1819 года командовал  3-м пехотным корпусом. С мая 1823 года - новороссийский генерал-губернатор и полномочный наместник (с 1828 года - генерал-губернатор) Бессарабии. В марте 1825 года произведен в генералы от инфантерии. С декабря 1844 года - наместник и главнокомандующий на Кавказе. При этом получил неограниченные полномочия. Провел ряд успешных операций против Шамиля, взяв его столицу - аул Дарго. В 1848 году войска Воронцова взяли важнейшие пункты в Дагестане - аулы Гергебиль и Салты. В 1845 году возведен в княжеское достоинство Российской империи, а в 1852 году Воронцову дарован титул светлости. Сложил с себя полномочия наместника в 1854 году. В 1856 году, в день коронации Александра II, был пожалован в генерал-фельдмаршалы. Умер светлейший князь Михаил Семенович Воронцов 6 ноября 1856 года в Одессе, где и погребен в соборном храме.

111 лет назад (1896) во время празднества по случаю коронации Николая II в Москве на Ходынском поле произошла давка, в которой погибли более тысячи человек
     Паническая давка, случившаяся в Москве 30 мая 1896 года в день народных гуляний по случаю  коронации императора Николая II, получила название Ходынской катастрофы. Гулянье на Ходынском поле, предусмотренное царским двором в связи с  коронацией императора, должно было пройти по тому же сценарию, что и в 1883 году при коронации Александра III. Тогда на празднество пришли около 200 тысяч человек, всех их накормили и одарили подарками. На массовые гуляния на Ходынское поле к двум часам дня 30 мая должен был прибыть коронованный Николай II с супругой Александрой и приглашенными высокими особами и дипломатами. Распорядителем гуляния в 1896 году по просьбе царя был назначен его дядя, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. На организацию праздника было затрачено 20 миллионов рублей. Ходынское поле было достаточно большим (около одного квадратного километра), однако рядом с  полем  проходил овраг, а на самом поле было много промоин и ям. Служившее ранее учебным плацем для войск московского гарнизона, Ходынское поле ранее не использовалось для народных гуляний. По его периметру были построены временные «театры», эстрады, балаганы, лавки, в том числе 20 деревянных бараков для бесплатной раздачи водки и пива и 150 ларьков для раздачи бесплатных сувениров - подарочных кульков, в которых были разложены булки, куски вареной колбасы, пряники и фаянсовые кружки с портретом царя. Помимо этого, устроители гуляний предполагали разбрасывать в толпе мелкие монеты с памятной надписью. Начало гулянья было назначено на 10 часов утра 30 мая, но уже с вечера 29 мая на поле стали прибывать со всей Москвы и окрестностей люди (зачастую семьями), привлеченные слухами о подарках и раздаче денег. В пять часов утра 30 мая толпа, жаждущая открытия буфетов, бараков и раздачи даров, в общей сложности насчитывала не менее 500 тысяч человек. 1800 полицейских не смогли сдержать толпы, когда по ней прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит. Люди через ямы и канавы, которые по случаю праздника лишь прикрыли досками и присыпали песком, ринулись к временным деревянным строениям. Настилы, прикрывавшие колдобины, рухнули, люди падали в них, не успевая подняться: по ним уже бежала толпа. Раздатчики, понимая, что народ может снести их лавки и ларьки, стали бросать кульки с едой прямо в толпу, что лишь усилило сутолоку. Сметенные людской волной полицейские ничего не могли сделать. Лишь после прибытия подкреплений (к следующему утру) толпы рассеялись, оставив на поле тела затоптанных и изувеченных людей. О случившемся доложили великому князю Сергею Александровичу и императору Николаю II. Они не стали отменять свой праздничный обед в Петровском дворце (недалеко от Ходынского поля). В 12 часов дня императорский кортеж, едущий во дворец, встретил на дороге подводы с телами убитых и раненых, закрытые рогожами. На самом же Ходынском поле оставшиеся в живых приветствовали проезжающего императора криками «Ура!», оркестрами, исполнявшими «Боже, царя храни!» и «Славься!». Для аристократии празднества по случаю  коронации  продолжились вечером в Кремлевском дворце, а затем приемом у французского посла. По официальным данным, на Ходынском поле погибли 1389 человек, 1500 получили увечья. Правительство старалось скрыть от общества масштабы случившегося, на каждую семью погибшего выделили по 1000 рублей, сирот определи в приюты, похороны провели за счет казны. На Ваганьковском кладбище сохранился памятник, посвященный жертвам Ходынской катастрофы.

Б.Л. Пастернак. 1926 год47 лет назад (1960) умер Борис Леонидович Пастернак, поэт, писатель, переводчик
     В печати Пастернак впервые выступил в 1913 году в альманахе «Лирика», затем появились его книги стихов «Близнец в тучах» (1914) и «Поверх барьеров» (1917). Настоящим своим поэтическим рождением Пастернак считал лето 1917 года - время создания книги «Сестра моя - жизнь» (вышла из печати в 1922 году). С 1918 по 1924 год вышли его прозаические произведения - «Аппелесова черта», «Письма из Тулы», «Детство Люверс», «Воздушные пути». Однако проза Пастернака, опубликованная при его жизни, не вызвала признания современников, зато его лирика обретала все большую известность. После завершения поэмы «Высокая болезнь» (1923-1928) Пастернак работает над романом в стихах «Спекторский» - о судьбе русского интеллигента, «которого должно вернуть истории» (1931). В 1932 году вышла книга лирики Пастернака «Второе рождение». В первые месяцы Великой Отечественной войны он пишет патриотические стихотворения: «Страшная сказка», «Бобыль», «Застава», «Смерть сапера», «Победитель» и другие. В августе 1943 года с бригадой писателей уезжает на Брянский фронт. В 1945-1946 годах Пастернак приступил к осуществлению своего главного замысла - созданию романа «Доктор Живаго» о судьбе русского интеллигента в трагических коллизиях революции и гражданской войны. В эти же годы и позже активно занимался переводами трагедий Шекспира, «Фауста» Гете, грузинских лириков. Временем тяжелых испытаний стали для писателя 1950-е годы. Предложенный для публикации журналу «Новый мир» роман «Доктор Живаго» был отвергнут редакцией. После издания его за рубежом (1957) и присуждения автору Нобелевской премии (1958) началась травля Пастернака как в официально-литературных, так и в политических кругах. От Нобелевской премии писатель был вынужден отказаться под угрозой выдворения  его из СССР (диплом вручен сыну Пастернака в 1990 году). 30 мая 1960 года после перенесенного инфаркта Борис Пастернак умер, по заключению медицинских экспертов, от рака легких. Похоронен в поселке Переделкино Московской области.

Hosted by uCoz