С творчеством Ивана Шишкина русские дети знакомятся с 2-х лет. На обертке вкуснейших шоколадно-вафельных конфет под названием «Мишка косолапый» изображена сосновая чаща в тумане и медвежата, карабкающиеся по сломанному дереву. Бумажная оболочка фирменной русской сладости тиражирует шишкинскую картину «Утро в сосновом лесу».
25 января исполняется 175 лет со дня рождения пейзажиста Ивана Шишкина. На его родину, в Елабугу (поволжская республика Татарстан), к торжествам прибудут 30 его потомков из США, Германии, Сербии и России. Пройдут конференции, встречи искусствоведов, выйдут очередные юбилейные очерки творчества, гости посетят дом-музей художника, отнесут цветы к памятнику.
А вот финансовая «изнанка» шишкинского искусства. В 2004 г. на аукционе Sotheby's в Лондоне "Пейзаж с ручьем" Ивана Шишкина получил уже стартовую цену в 1-1,25 млн долларов США! На аукционе Christie's шишкинский "Лесной пейзаж" ушел с молотка почти за 767 тыс фунтов, а "Песчаный берег" - за 285 тыс фунтов. В конце декабря 2006 г на международном аукционе «Буковски» (самый респектабельный скандинавский аукцион) в Хельсинки шишкинская картина «Лесная тропинка в сумерках» заработала 710 тыс евро. Еще одна работа художника - «Перед зеркалом» - в апреле прошлого года в Праге была продана на аукционе за 400 тыс долл. Подделки «под Шишкина» курсируют по стране и за рубежом и зарабатывают круглые суммы.
Собственно художественная, лирическая суть искусства Шишкина в том, что он был замечательным пейзажистом и умел сугубо реалистическими средствами «объяснить» поэзию русской природы. Его искусство было искренним, душевно открытым - и общенациональным. А талант - настолько очевиден, насколько очевидна красота самой природы. Такой талант не нужно доказывать ни эпатажем, ни искусствоведческими увещеваниями.
Искусство Ивана Шишкина... чересчур принадлежит народу. Его полотна выставлены в разнокалиберных музеях страны и настолько хорошо известны россиянам, что порой они, мысленно пытаясь представить себе картины русской природы, невольно вспоминают не те поляны, леса и луга, что видели воочию, а те, что изображены на холстах Шишкина. Это уже «генетическая» память. В советские времена копии и репродукции его картин висели в рабочих кабинетах и на дачах. Его работы - как общенародно известные - пародировали в карикатурах. И до такой степени везде распространился «Шишкин», что его творчество уже казалось опошленным, вульгаризованным, набившим оскомину. Однако это лишь «кривое зеркало» его творчества, и тот, кто хочет, всегда увидит «аутентичного» Шишкина, без обманчивых наслоений массового искусства.
Художник-передвижник (участник «Товарищества передвижных художественных выставок», созданного в 1870 г в противовес элитарному официально-академическому искусству), Шишкин отказался от надменного искусства «для посвященных» - в пользу общепонятного, демократичного. Академическая, салонная живопись во имя красоты изображения жертвовала его правдивостью, не замечала обыденную реальность: человеческие страдания, надежды, события истории, русскую природу. Для передвижников же эти темы стали главными, и, перевозя из города в город выставки своих картин, они открывали живопись для людей всех сословий. В этой просветительской работе пейзажист участвовал постоянно.
Шишкин родился в 1832 году в купеческой семье - отнюдь не патриархально-консервативной. Глава семейства интересовался наукой и искусством и поощрял интерес сына к ним. В 20 лет Иван с благословения отца поступил в Московское училище живописи и ваяния. Он продолжил образование в Петербургской Академии художеств - и начал получать одну награду за другой. Его сложные пейзажные рисунки пером и тушью многим казались гравюрами - так скрупулезно была выписана каждая деталь.
Судьба Шишкина решилась в 1865 году. К тому времени он уже вернулся из 3-х летней поощрительной (за отличное окончание Академии) поездки по Европе - Германии, Швейцарии, Франции, Нидерландам. Разочаровавшись в своих западных учителях, Шишкин по возвращении в Россию примкнул к художникам, которые видели в живописи прежде всего отражение русской жизни.
Современники называли его «царь леса». Как говорил глава объединения передвижников Иван Крамской, Шишкин знал природу «ученым образом». Создавая пейзажи, живописец точно воспроизводил строение деревьев и растений. Но такой «биологический» педантизм не мешал художнику писать поэтичные, одухотворенные полотна. На них были высокие сосны в солнечном блеске, коренастые дубы в дождевой пелене и их отражения в воде, заповедные чащи с буреломом и разнотравье лугов. Шишкин написал хронику русской природы, передал ее в разных состояниях, с разным «настроением». В этом смысле он приблизился к импрессионизму, к его свободе и изменчивости изображения.
Одной из лучших его картин стала «Рожь» 1878 г, на которой до самого горизонта простирается море золотых колосьев, а жаркое небо обещает грозу. Критики увидели в ней гимн обилию русской земли. А полотно «Дубовая роща», написанное через 9 лет, сравнивали с русской народной песней - величавой и спокойной. Знаменитая «Корабельная роща» 1898 года со смолистыми мачтовыми соснами и тихим лесным ручьем в закатных лучах была одним из последних полотен Шишкина.
Можно медитировать перед его картинами и исследовать почти научно мелочи жизни природы. Молодежь же не видит «ненужную лирику» его полотен, воспринимает его работы как несерьезные и неброские «картинки».
Впрочем, и не запомнить его полотна невозможно. Это как коллективное бессознательное, изначально существующее в нас, хотим мы того или нет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции