Московские "Букашки" станут музеями В центре столицы в воскресенье состоится необычная акция -
"Прогулка на Букашке", посвященная открытию Дней исторического и культурного
наследия Москвы. Ровно на один час музейной площадкой станут троллейбусы
маршрута "Б", курсирующие по Садовому кольцу.
Как рассказала в интервью РИА "Новости" замдиректора Государственной
Третьяковской галереи (ГТГ) Марина Эльзессер, акция-экскурсия завершит "Сезон
Петрова-Водкина в Третьяковской галерее". Он стал первой ласточкой нового
проекта "Сезоны великих мастеров ХХ века", начавшегося этой зимой в ГТГ. Борт одного из троллейбусов "Б", в народе прозванного "Букашкой", украсит декоративное панно по мотивам известнейшей картины Кузьмы Петрова-Водкина "Купание красного коня". В этом троллейбусе культурологи-москвоведы проведут экскурсию "Художественная жизнь Садового кольца в ХХ веке". Следом по внешней стороне кольца пойдет вереница "букашек", где любой пассажир сможет прослушать экскурсию, записанную на магнитофон. Цена ее равна обычной стоимости проезда в городском транспорте. Экскурсантам объяснят особую роль Садового кольца в истории столицы, помогут по-новому взглянуть на знакомые улицы, площади и дома, вытянувшиеся вдоль шумной магистрали. Гидами выступят авторы некоммерческого проекта "Культурологические прогулки по Москве" (МосКультПрог) Сергей Никитин и Юрий Ширков. "МосКультПрог" - неформальное объединение, регулярно на безвозмездной основе проводящее "вылазки" в старые и новые уголки Москвы. В такие прогулки вовлекается много энтузиастов, неравнодушных к истории и современному состоянию столицы. Как пояснила Марина Эльзессер, "Сезон Петрова-Водкина" в Третьяковке был приурочен к 125-летию выдающегося российского художника XX века. В залах ГТГ на Крымском валу, где экспонируется искусство России ХХ века, была открыта расширенная экспозиция живописи и графики Кузьмы Петрова-Водкина (1878-1939). В ней и хрестоматийные полотна "Девушки на Волге", "1918 год в Петрограде (Петроградская мадонна)", и обычно лежащие в фондах эскизы и рисунки - многие представлены зрителю впервые. По словам Эльзессер, Третьяковка начала "Сезоны великих мастеров ХХ века", чтобы помочь своим посетителям разобраться в сложных судьбах искусства ХХ века и глубже узнать творчество его наиболее крупных деятелей. "Молодые сотрудники музея придумали проект, где расширенный показ произведений каждого художника сопровождается мультимедийным проектом - виртуальной выставкой, а также просветительской программой: это тематические экскурсии для детей и взрослых, лекции, интерактивные занятия", - сказала замдиректора ГТГ. "Сезоны" не случайно открывал Петров-Водкин: этот художник-новатор стоял на грани старой и новой традиций в искусстве ХХ века. Он ярко проявил себя как живописец, график, иллюстратор книг и теоретик искусства, а также как писатель, драматург, сценограф, педагог. Он изобрел новый вид построения пространства картины - сферическую перспективу. Особенно отчетливо мастер выявил своеобразие собственной художественной системы в натюрмортах. Пронзительно повествуют об эпохе холсты 1918 года "Селедка", "Скрипка", "Утренний натюрморт", равно как и более поздние "Черемуха в стакане" или "Натюрморт с чернильницей". При жизни Петров-Водкин вызывал разноречивые оценки коллег и критиков. Его "Купание красного коня" (1912) историки искусства толковали то как гимн грядущей революции, то как предсказание кровавой драмы 1-й Мировой войны. Ныне обе трактовки признаны поверхностными, но по сей день художник предстает в массовом сознании как автор мистический и сложный для понимания. О нем судят скорее на основании мифов, нежели по его работам, подчеркнула искусствовед. В "Сезон Петрова-Водкина" Третьяковка открыла своего
героя зрителям через современные формы: медиапроект "Пространство и время
Петрова-Водкина", вобравший в себя около 150 произведений художника и близких
ему мастеров, танцевальный спектакль "Театра ZERO", видеофильм "Кузьма
Петров-Водкин в Третьяковской галерее". Программа представила широкий спектр
высказываний современников о художнике и мнение сегодняшних специалистов.
|