В ГМИИ им.А.С.Пушкина обнаружена картина Тициана Во
вторник Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) им.А.С.Пушкина
представит свое открытие - работу великого Тициана, недавно обнаруженную в
коллекции ГМИИ. Много лет входивший в постоянную экспозицию музея, но как произведение другого автора, "Портрет кардинала Антониотто Паллавичини" будет героем выставки-атрибуции одной картины. Как рассказала в интервью РИА "Новости" заместитель директора ГМИИ Ксения Богемская, сделать открытие помогла завершенная недавно научная реставрация полотна. По итогам исследований доктор искусствоведения, хранитель коллекции итальянской живописи ГМИИ Виктория Маркова выдвинула гипотезу о том, что портрет принадлежит кисти Тициана /ок.1488-1576/. Шедевр ХVI века предстанет в окружении рентгенограмм и фотографий, отражающих работу по изучению и реставрации картины. Именно крупнейшему живописцу Венеции XVI века теперь приписывают "Портрет Паллавичини". Прежде в музее не значилось ни одной картины Тициана, да и в целом по России его работ мало - лишь в Государственном Эрмитаже находятся "Кающаяся Мария Магдалина", "Св. Себастьян", "Портрет молодой женщины". А в Россию портрет привезен из Парижа в составе коллекции Пьера Кроза: это приобретение Екатерины Второй легло в основу картинной галереи Эрмитажа. В 1772 году покупка русской императрицей знаменитого собрания, где были также полотна Джорджоне, Веронезе, Тинторетто, Рубенса и выдающихся мастеров Франции - Пуссена, Ватто, Шардена, произвела сенсацию в Европе. Частью этих картин, включая портрет кардинала, в XVII веке владел еще один замечательный живописец - Антонис ван Дейк. "Портрет кардинала Антониотто Паллавичини" около столетия числился в каталогах (сначала Эрмитажа, а потом - ГМИИ, куда попал в 1920-е годы) как работа Себастьяно дель Пьомбо (1485-1547). Этот выдающийся венецианец, как и его ровесник Тициан, тоже учился у Джованни Беллини; позже он переехал в Рим и приобщил к достижениям венецианской школы живописи немало мастеров Высокого Возрождения, и прежде всего Рафаэля. До начала XX века рука Тициана не оспаривалась, пока, не в последнюю очередь из-за плохой сохранности холста, сомнения не высказал немецкий ученый Отто Мюндлер. Итальянец Лионелло Вентури высказал идею приписать портрет Себастьяно дель Пьомбо. Римский аристократ Антониотто Паллавичини (1441-1507) в историю вошел как ловкий царедворец и хитрый политик. Портрет прелата написан уже после его смерти, вероятно, по заказу родственников. Кардинал изображен сидящим в кресле на фоне раскрытого окна, за которым виден пейзаж, и придерживает на коленях раскрытую книгу. Еще в конце 1930-х годов реставрацией холста занимался
известный художник Павел Корин. В 2002 году реставраторы ГМИИ начали удалять
потемневшие поздние записи, стремясь вернуть картине первоначальный вид. В
рентгеновских и инфракрасных лучах они заметили авторскую правку деталей, в
частности, контура головы, что отвечает методу работы Тициана и часто
встречается в его наследии.
|