Третьяковка отмечает 125-летие Казимира Малевича К 125-летию самого знаменитого из русских художников ХХ
века - Казимира Малевича Государственная Третьяковская галерея /ГТГ/ приурочила
выставку графических произведений мастера и его учеников, которая открывается в
четверг на Крымском валу. Параллельно с вернисажем в ГТГ состоится презентация факсимильного издания альманаха "Уновис ь1", выпущенного Третьяковской галереей. Публикацией уникального материала из своих архивов ГТГ
отмечает юбилей Малевича - в соответствии с новыми находками исследователей.
Теперь эта дата выпадает на 23 февраля 2004 года, пояснили РИА <Новости
DESIGNTIMESP=3319> в ГТГ, тогда как согласно прежним сведениям 125-летие художника следовало бы отметить годом раньше. В последние годы, почти одновременно, ученые из разных стран обнаружили документы, изменившие укоренившуюся в науке дату рождения Малевича: 1878 год изменен на 1879-й. Художник стал на год моложе, а искусствоведы получили свидетельство в пользу того, что, при всей фундаментальности научных данных о творчестве мастера, предстоит еще немало открытий. Выставка "Казимир Малевич. Илья Чашник. Николай Суетин" вобрала в себя новые поступления в музейную коллекцию работ трех созидателей русского авангарда. Двадцать пять листов /9 графических работ Малевича и 16 - его учеников Чашника и Суетина/ подарила музею в 2002 году Нина Суетина, дочь художника. Все они впервые демонстрируются в России; ряд рисунков никогда прежде не экспонировался. Рисунки Малевича, вошедшие в экспозицию, выполнены в 1913-1929 годах - в разные периоды творчества. В их числе и небольшой кубофутуристический пейзаж 1913 года, и наброски неосуществленных или утраченных многофигурных композиций конца 1920-х годов, и эскизы к широко известным литографиям /"Композиция с двумя прямоугольниками", "Динамический супрематизм"/. Есть в этом корпусе произведений и уникальные наброски супрематических композиций, которых Малевич, вопреки своим правилам, не повторял ни в живописи, ни в графике. Историки искусства произносят имена Николая Суетина и Ильи Чашника в неразрывной связи с наследием Малевича. Осенью 1919 г. автор "Черного квадрата" был назначен преподавателем Витебской художественной школы, а уже весной 1920 г. создал там группу "Уновис" /Утвердители нового искусства/. В числе ее активистов были Суетин и Чашник - вдохновленные идеями супрематизма и преобразования всего искусства, преданные Малевичу ученики. Вплоть до смерти учителя два талантливых художника оставались ближайшими соратниками и последователями Малевича, а Суетин даже проектировал супрематический гроб, в котором мэтра из Ленинграда везли хоронить в Москву. Выпуск альманаха Третьяковка, и прежде всего ее сотрудник Татьяна Горячева, готовила не один год - это важный этап работы музея по изучению наследия Малевича. В июне 1920 года группа "Уновис" выпустила в Витебске одноименный альманах, содержавший статьи, манифесты, декларации новаторского движения. Издать альманах в типографии в эпоху разрухи было невозможно, поэтому "уновисцы" напечатали его на машинке в пяти экземплярах и украсили рисунками, сделанными от руки. В наши дни известны только два сохранившихся экземпляра
"Уновиса": один находится в зарубежном частном собрании, а другой,
принадлежавший Эль /Лазарю/ Лисицкому, в 1959 году был передан в Отдел рукописей
Третьяковской галереи его вдовой Софьей Лисицкой-Кюпперс. Остальные экземпляры
альманаха до сих пор не найдены - возможно, они были уничтожены.
|