|
|
|
28 июля
1951 - принята Женевская конвенция «О статусе беженцев». Вступила в силу 22 апреля 1954 года.
В середине ХХ века международная помощь требовалась примерно 1250 тысячам беженцев во всем мире, включая 350 тысяч беженцев в Европе, которая все еще боролась с последствиями второй мировой войны. К концу 1950-х годов узел основных проблем беженцев переместился из Европы на другие континенты, в первую очередь в Африку. За последние десятилетия география этого явления существенно расширилась за счет Южной Азии, Ближнего Востока, Балкан. Признавая ответственность Организации Объединенных Наций за дела беженцев, Генеральная Ассамблея ООН в 1950 году учредила Управление верховного комиссара (УВКБ) ООН по делам беженцев, которое начало свою деятельность 1 января 1951 года. Две главные функции УВКБ - предоставление беженцам международной защиты и стремление найти надежные решения проблемы беженцев. Что касается первой функции, УВКБ стремится установить принятие на международном уровне минимальных стандартов для помощи беженцам в таких сферах, как обеспечение работой, образованием, жильем, свободой передвижения. УВКБ также пытается защитить беженцев от насильственного возвращения на родину, где они могут подвергнуться преследованиям. В 1951 году Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев предложило к ратификации конвенцию «О статусе беженцев», в которой определены права людей, вынужденно покидающих свой дом, и обязанности государств по отношению к этим людям. С тех пор конвенцию ратифицировало свыше 140 государств, включая Россию. В 2001 году, выражая солидарность с Африкой, где находится большая часть беженцев, 55-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН приняла специальную резолюцию, в соответствии с которой (в честь 50-летия принятия конвенции «О статусе беженцев») установлен Всемирный день беженца.
1655 - умер Сирано де Бержерак
1655 - умер Сирано де Бержерак, французский писатель, мыслитель-вольнодумец.
Для большинства Сирано де Бержерак - герой знаменитой пьесы Эдмона Ростана, и люди прежде всего вспоминают его длинный нос и прекрасное владение шпагой. Но реальный Сирано, аристократ, был мало похож на своего сценического тезку. Сирано де Бержерак родился в 1619 году в Париже. Детские годы он провел в деревне, а с двенадцати лет учился в парижском коллеже Бове, типичном учебном заведении того времени, где, кроме пустой зубрежки, иных методов обучения не знали. Мальчик пополнял свои знания сам; уже юношей он слушал лекции знаменитого философа Гассенди, увлекался литературой и театром. Как и большинство дворян той эпохи, Сирано избрал себе военную карьеру. Он был зачислен в роту гасконцев и быстро перенял их веселый и беспорядочный образ жизни, лихую отвагу и удаль. Смелый солдат и отчаянный дуэлянт был также замечательным поэтом, глубоким философом, оригинальным драматургом. Бержерак - автор множества стихов, сонетов и пьес. После 1641 года Сирано оставил службу, поселился в Париже и вел жизнь литературной богемы. Как раз в это время он создает свои главные литературные произведения: комедию «Осмеянный педант» (1647), трагедию «Смерть Агриппины» (1653), утопические романы «Иной свет, или Государства и империи Луны» (1656) и «Комическая история государств и империй Солнца» (1662). Он был одним из первых в длинном ряду писателей-фантастов, предсказывавших грядущие достижения науки и техники. Обладая острым пером, он в двух научно-фантастических романах проявил себя не только сатириком, высмеивающим власти, но и пророком. Действие одного из его романов происходит на Луне, а другого - на Солнце. Сирано описал такие изобретения, как фонограф и магнитофон, дом на колесах и электрические лампочки. Предложил фантаст и различные способы совершения космических путешествий. Его ракеты, разгоняющиеся от взрывов петард, напоминают созданные через 300 лет многоступенчатые ракеты. Другой описанный им метод связан с использованием силовой установки, похожей на современный прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Сирано также принадлежит догадка, осенившая его за 300 лет до того, как эту идею выдвинул Эрих фон Деникен в «Колесницах богов?», что боги и другие мифические существа на самом деле были пришельцами из космоса. Остроумный, взбалмошный и неуживчивый, Сирано нажил себе при жизни немало врагов. Умер он в результате несчастного случая в 1655 году. Сирано извлекли из забвения романтики в начале 30-х годов XIX века. Ему посвятили свои эссе Шарль Нордье и Теофиль Готье, и это стало началом его новой жизни. В середине XIX века были переизданы сочинения Сирано, он вошел в моду и как философ, и как литератор, но окончательно его обессмертил Ростан.
1926 - родилась Инна Владимировна Макарова
1926 - родилась Инна Владимировна Макарова, актриса, народная артистка СССР.
Инна Макарова родилась в городе Тайге Новосибирской области. Будучи школьницей, выдержала сложные вступительные экзамены в драматический кружок в Доме художественного воспитания детей, и ее зачислили сразу в старшую группу. Окончив 10-й класс, отправила заявление во Всесоюзный государственный институт кинематографии, находящийся в эвакуации в Алма-Ате. После приезда в Москву приступила к обучению, став студенткой первого курса мастерской С.А.Герасимова и Т.Ф.Макаровой. В 1949 году за исполнение роли Любы Шевцовой в фильме «Молодая гвардия» Инну Макарову, совсем молодую тогда актрису, удостоили Сталинской премии первой степени. В 1948 году Макарова закончила ВГИК. Многие театры приглашали ее для работы, но она предпочитала кино. Ее фильмография внушительна: «Сельский врач», «Возвращение Василия Бортникова», «Высота», «Молодожены», «Большая руда», «Женитьба Бальзаминова», «Любовь Яровая», «Вас вызывает Таймыр», «Невеста с севера», «Печники», «Лермонтов», «Дело Румянцева», «Девчата», «Русское поле», «Еще не вечер», «Женщины», «Пошехонская старина» и многие другие. В 1957 году на Х Международном кинофестивале в Карловых Варах «Высота» получила главную премию - «Хрустальный глобус». Специально для Инны Макаровой и Алексея Баталова писатель Юрий Герман создавал сценарий фильма «Дорогой мой человек», в котором она сыграла одну из лучших своих ролей - геолога Вари. В настоящее время Инна Владимировна Макарова - актриса Театра-студии киноактера. Занимается концертной деятельностью.
1750 - умер Иоганн Себастьян Бах
1750 - умер Иоганн Себастьян Бах (1685-1750), немецкий композитор, органист, клавесинист; автор месс, ораторий, около 200 духовных и свыше 20 светских кантат, многочисленных сочинений для органа, клавира.
Иоганн Бах родился в 1685 году в небольшом немецком городке Айзенахе. Его отец был скрипачом и городским музыкантом и передал своему сыну начальные навыки игры на скрипке. Маленький Иоганн имел превосходный голос и пел в хоре городской школы. В девять лет Иоганн потерял родителей, и его воспитателем стал старший брат, служивший церковным органистом в городе Ордруфе. Он определил мальчика в гимназию и продолжал обучать музыке. Узнав, что у брата в запертом шкафу хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете. В пятнадцать лет Иоганн переехал в Люнебург. В 1703 году он закончил гимназию, однако не поступил в университет как многие его сверстники, поскольку был вынужден добывать средства к существованию. Бах с неутомимой энергией продолжал изучать музыку не только немецких, но лучших итальянских и французских композиторов. В то же время вопреки преклонению придворного общества перед иностранной музыкой, он с особой любовью изучал и широко использовал в своих произведениях народные немецкие песни и танцы. Творческая деятельность Себастьяна Баха не ограничивался сочинительством. В то время он считался лучшим исполнителем на органе и клавесине. И если как композитор Бах при жизни не получил признания, то в органных импровизациях его мастерство было непревзойденным, что признавали все, когда-либо слышавшие его игру. Успех не вскружил Баху голову, он всегда оставался очень скромным и трудолюбивым человеком. Известна его знаменитая реплика на вопрос о том, как он достиг такого совершенства: «Мне пришлось, - сказал Бах , - усердно заниматься, кто будет так же усерден, достигнет того же». С 1708 года Бах обосновался в Веймаре. Здесь он служил придворным музыкантом и городским органистом. В веймарский период композитор создал свои лучшие органные сочинения. Среди них известнейшая Токката и фуга ре минор и знаменитая Пассакалия до минор. В 1717 году Бах переехал в Кетен. При дворе принца Кетенского, куда он был приглашен, не было органа. Бах писал, главным образом, клавирную и оркестровую музыку. В обязанности композитора входило руководить небольшим оркестром, аккомпанировать пению принца и развлекать его игрой на клавесине. Без труда справляясь со своими обязанностями, Бах все свободное время отдавал творчеству. В Кетене Бах закончил 24 прелюдии и фуги, составившие первый том большого труда под названием «Хорошо темперированный клавир». В этот же период была написана и знаменитая «Хроматическая фантазия и фуга» ре минор. Из Кетена в 1723 году Бах переехал в Лейпциг, где остался до конца своей жизни. Здесь он занял должность руководителя хора певческой школы при церкви Св.Фомы. Бах был обязан обслуживать силами школы главные церкви города и нести ответственность за состояние и качество церковной музыки. В Лейпциге Бах создал свои лучшие вокально-инструментальные композиции: большую часть кантат, «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею», Мессу си минор. Последние годы жизни композитора были омрачены серьезной болезнью глаз. После неудачной операции он ослеп. Но и тогда он продолжал сочинять, диктуя свои произведения для записи. Как ни странно, смерть Баха осталась почти незамеченной музыкальной общественностью. О нем скоро забыли. Прошло немало времени, прежде чем имя Баха получило мировую известность, а его произведения стали непременной составляющей репертуара любого оркестра.
1741 - умер Антонио Вивальди
1741 - умер Антонио Вивальди (1678-1741), итальянский композитор, скрипач, дирижер и педагог.
Антонио Вивальди родился 4 марта 1678 года в Венеции. Первым учителем музыки Антонио стал его отец, скрипач капеллы собора святого Марка Джеван Баттиста Вивальди. С 1703 года Антонио Вивальди преподавал в венецианской женской консерватории Пьета. Сочинял музыку для светских и духовных концертов консерватории, писал оперы для венецианских театров и принимал участие в их постановке. Вивальди создал жанр сольного инструментального концерта и способствовал развитию виртуозной скрипичной техники. Его ставший знаменитым цикл «Времена года» (1725) - один из ранних образцов программной оркестровой музыки. Вивальди - автор фантазий, кантат, более 40 опер. Его музыкальному стилю присущи яркий мелодизм, эмоциональное богатство, экспрессия в сочетании с классической стройностью. Как скрипач-виртуоз концертировал в Италии и других европейских странах. В 1740 году после столкновения с церковными кругами покинул Венецию и переехал в Вену, где и провел последние годы жизни (умер в 1741 году). На его долю выпала бурная жизнь и широкая известность, но после смерти его музыку ожидало забвение. Только в середине ХХ века сочинения Вивальди были открыты заново и обрели поистине необыкновенную судьбу. Оказалось, что его музыка при всей ее серьезности доступна любому человеку. Ее исполняют одновременно и великие мастера, и ученики музыкальных школ. Она звучит и в солидных концертных залах, и в многочисленных эстрадных и джазовых обработках. Она кажется близкой и современной людям нашего времени, но в то же время сохраняет неповторимый колорит своей эпохи.
1868 - принята 14-я поправка к Конституции США
1868 - принята 14-я поправка к Конституции США, гарантирующая гражданство страны всем лицам, рожденным на ее территории.
В июле 1866 года конгресс США принял 14-ю поправку к Конституции страны. Первый абзац поправки гласил, что все лица, рожденные в США или получившие там гражданство и подчиняющиеся законам страны, являются ее гражданами и гражданами того штата, где они проживают, и могут быть лишены права на жизнь, свободу и собственность только решением суда, а не изданием каких-либо ограничительных законов. На основе 14-й поправки утверждались права чернокожего населения. Деление Юга на военные округа рассматривалось как временное - до ратификации штатами 14-й поправки. К июлю 1868 года штаты Юга ее ратифицировали, и завоевания Гражданской войны были спасены. В 1870 году 14-я поправка к Конституции была дополнена 15-й, которая специально оговаривала, что право голоса в США не ограничивается цветом кожи, расовой принадлежностью или рабским состоянием в прошлом.
1806 - родился Александр Андреевич Иванов
1806 - родился Александр Андреевич Иванов, живописец («Явление Христа народу»).
Александр Иванов родился 16 июля 1806 года в Санкт-Петербурге в семье профессора живописи. В одиннадцать лет он поступил «вольноприходящим» учеником в Императорскую академию художеств, где воспитывался под руководством своего отца. Официальным руководителем Иванова по Академии был профессор Ф.Е.Егоров. Получив за успехи в рисовании две серебряных медали, молодой художник был награжден в 1824 году малой золотой медалью за написанную им по программе картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора», а в 1827 году - большой золотой медалью и званием художника XIV класса за исполнение другой программы: «Иосиф в темнице истолковывает сны царедворцам фараона». Эти картины наряду с такими произведениями, как «Беллерофонт отправляется в поход против Химеры», «Явление Христа Марии Магдалине» принадлежат раннему периоду творчества Иванова и обладают всеми присущими классицизму чертами: уравновешенной композицией, распределением фигур и предметов по планам, плавным рисунком и локальным цветом, эмоциональной выразительностью в трактовке традиционных мифологических и евангельских тем. Покровительствовавшее Иванову общество решило послать его на свой счет за границу для дальнейшего усовершенствования. Иванов посетил Австрию и Германию, с 1831 по 1858 год жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. Здесь он делал копии «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле, придумывал эскизы на разные библейские сюжеты. Художник тщательно изучал Священное писание, особенно Новый Завет. Он хотел написать большую и сложную картину, посвященную первому явлению Мессии народу, но перед этим попробовал свои силы над меньшим по объему произведением «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». Эта превосходная по красоте композиции картина, отличающаяся благородством стиля и рисунка, была исполнена еще совершенно в академическом духе. Картина имела огромный успех и в Италии, и в России, а в 1836 году в Санкт-Петербурге художник был удостоен за нее звания академика. Окрыленный успехом картины, Иванов принялся за осуществление монументального программного произведения «Явление Христа народу» (1837-1857), выдвигающего проблемы всемирно-исторического значения. Эта картина стала жизненным подвигом художника. В ней Иванов выразил свои мысли о влиянии божественного и возвышенного на преображение человека. Основное содержание сюжета картины - начало освобождения и нравственного возрождения человечества. Сложная многофигурная композиция картины включает в себя людей различных сословий и характеров. Иванов трактовал евангельский сюжет как реальное историческое событие. Мы видим приход Спасителя к толпе «лиц разных сословий, разных скорбящих и безутешных» (по словам художника), собравшихся вокруг Иоанна Крестителя на берегу Иордана. Пророк вдохновляет толпу надеждой на избавление от бед и страданий, указывая на приближающегося Бога-Сына. Все в картине подчинено идейному замыслу художника, каждый персонаж получил глубокий идейно-психологический смысл. Иванов, сохраняя связь с традициями классического монументализма, достигает необычайной глубины философского обобщения и трактовки темы. Работая над картиной, он глубоко вдумывался в сюжет, делал множество этюдов и зарисовок, менял первоначальную композицию и ее подробности. Этюды, выполненные в процессе работы над полотном, являются самостоятельной областью творчества художника. Картина «Явление Христа народу» осталась в истории русского искусства замечательной школой углубленной работы над натурой, над различными компонентами картины. В России картина вызвала резкое неприятие в официальных академических кругах, которые утверждали, что автор не оправдал их ожиданий. Но для молодых художников картина стала настоящим откровением и оказала огромное влияние на их творчество. Художник, столько хлопотавший о вывозе картины из Италии, уставший от унижения, равнодушия и бессмысленных хлопот в России, слег, пораженный холерой. 15 июля 1858 года Александр Андреевич Иванов скончался. Через несколько часов после кончины живописца стало известно, что «Явление Мессии» было приобретено императором Александром II за 15 тысяч, а Иванов милостиво пожалован орденом Святого Владимира.
|
|
|