Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


Третьяковка познакомит греков с творчеством Никритина

С творчеством российского художника Соломона Никритина /1898-1965/ познакомят греческую публику Государственная Третьяковская галерея /ГТГ/ и Музей современного искусства в Салониках, где в пятницу открывается выставка мастера.

Как сообщила в интервью РИА "Новости" старший научный сотрудник ГТГ, кандидат искусствоведения Ирина Лейтес, это первая в Греции выставка произведений Никритина, равно как и вообще первая с 1969 года его "персоналка". Последнюю крупную выставку этого художника провели в Москве посмертно. Но тогда, в "застойные" времена, показали в основном поздние его работы и лишь совсем немного "формалистической" живописи 1920-х, наиболее интересной, от которой автор, однако, впоследствии "открестился" в силу исторических условий.

Большой корпус работ Никритина, в особенности ранних, относящихся к 20-30-м годам, будет показан впервые, подчеркнула куратор выставки.

Выбор для первой выставки Третьяковки в Греции такого имени, не слишком известного даже на родине художника, объясняется тем, что Никритин был в числе авторов, чьи работы собирал легендарный коллекционер Георгий Костаки. Этот меценат греческого происхождения, чье 90-летие недавно было отмечено в Третьяковке, родился и до преклонных лет жил в России, а в конце жизни стал репатриантом. При отъезде на историческую родину многое из своей коллекции он передал в собрание Третьяковской галереи, но немалую часть произведений увез с собой.

В проекте задействованы собрания Третьяковки, семьи Костаки и собрание Музея современного искусства города Салоники, куда наследники Георгия Костаки в конце 1990-х годов передали многие вещи из его коллекции.

Выставка весьма масштабна: Третьяковка послала в Салоники 30 картин и 180 графических листов, еще больше экспонатов предоставлено греческой стороной - около 200 рисунков и 40 полотен. Много работ, пребывавших в руинированном состоянии, к выставке отреставрировал сотрудник ГТГ Валерий Силаев.

В экспозицию включены живопись и графика Никритина, привезены и самые известные его работы - картины, обычно входящие в постоянную экспозицию Третьяковки: "Суд народа", "Похороны солдата". Часть рисунков из серии "Война" демонстрировалась в ГТГ на сменных выставках графики, но львиную долю работ не видели ни российские, ни зарубежные зрители.

Однако, по словам искусствоведа, значительная часть живописных работ Никритина, причем, очень больших по размеру, сейчас хранится в Греции /"Человек и облако", "Кричащая женщина"/. В 1995-96 годах они были показаны на выставке "Искусство русского авангарда из собрания Георгия Костаки", организованной при участии Третьяковской галереи, в Афинах, Мюнхене и Тампере /Финляндия/, а затем в Москве.

Нынешний проект станет, по сути, первой серьезной "публикацией" наследия Никритина. Выставке, сопровождаемой солидным каталогом, предшествовала большая исследовательская работа, рассказала Ирина Лейтес. По архивным материалам, хранящимся в Отделе рукописей ГТГ и Российском госархиве литературы и искусства, а также в частных руках, куратору пришлось заново писать биографию художника.

Разрозненные сведения собраны воедино из разных источников: опубликованной литературы, записных книжек других мастеров искусства, например, Петра Вильямса, а также из мемуаров Надежды Мандельштам, которая в молодости, как и Никритин, жила в Киеве и входила в те же художественные группировки, в частности, в организованную на Украине Еврейскую лигу искусства. Правда, Надежда Мандельштам, в девичестве Хазина, описывает свою юность, не упоминая Никритина, зато воссоздает образы многих людей из его окружения.

В работе над каталогом участвовали заведующая отделом графики ХХ века ГТГ Наталья Адаскина и завотделом живописи первой половины ХХ века ГТГ Ирина Лебедева. Кроме того, по словам Лейтес, немалую лепту внесли крупные исследователи русского искусства из США Джон Боулт, Николетта Мислер и Шарлотта Дуглас.

Никритин и сам оставил обширные, хотя и отрывочные воспоминания, так и не написав полновесных мемуаров. Этот очень самобытный художник, близкий сюрреалистам, начинал постигать живопись в Киевском училище. В пореволюционные годы он переехал в Москву и один год проучился во ВХУТЕМАСе у Василия Кандинского, пока тот не уехал в 1921 году в эмиграцию. Тем не менее, Никритин заставил исследователей долго искать сведения о своих учителях - вероятно, из осторожности художник никогда не упоминал Кандинского ни в своих записках, ни в анкетах.

В начале 20-х годов Никритин завоевал в Москве первую премию на конкурсе проектов оформления Красной площади к Третьему конгрессу Коминтерна. В дальнейшем увлекся идеями биомеханики, попал под влияние Всеволода Мейерхольда и организовал при мастерских ВХУТЕМАСа "Экспериментальные выставки Проекционного театра", которые с шумом проваливались, хотя и продержались до 1926 года. В 1930-е годы он был главным художником Политехнического музея и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки /позже - ВДНХ/.

Никритина очень интересовали приметы новой жизни, борьба старого и нового, но его значимость в истории искусства в конечном счете обусловлена не этим. Бессознательно, через мрачный колорит своих картин, населенных безликими типажными персонажами, он сумел выразить трагическую атмосферу эпохи. Наиболее интересны его работы, созданные до 1935 года, утверждает Ирина Лейтес.

Показ наследия Соломона Никритина станет первым этапом программы сотрудничества России и Греции в культурной сфере, сообщили РИА "Новости" в Третьяковке. Выставка в Салониках продлится до конца марта, а в апреле будет открыта в Москве.

REGNUM
REGNUM

Hosted by uCoz