В Москву из Германии привезли гравюры Марка Шагала
С библейским циклом в графике Марка Шагала знакомит московских зрителей
Государственный центральный музей современной истории России. В составе
развернутой здесь выставки "Марк Шагал. Библейский сюжет" - 77 литографий из
частной художественной галереи "Боттингерхаус" /Бамберг, Германия/.> Как пояснил в беседе в РИА "Новости" представляющий в России немецкую галерею куратор выставки Александр Щеляков, эта серия гравюр Шагала даже сегодня считается малоизвестной широкой публике. Вслед за выставками офортов Гойи и графики Сальвадора Дали, происходящими из той же коллекции и ранее уже показанными в Москве, немецкий владелец и сотрудничающие с ним российские кураторы привезли в Россию ту часть собрания из Бамберга, что связана с Шагалом. Специально к каждой из этих выставок молодой композитор Роман Рязанцев написал музыку, постоянно звучащую в экспозиционных залах. Марк Шагал /1887-1985/ обратился к гравюре уже зрелым и известным живописцем, выработавшим собственную художественную систему - поэт Гийом Аполлинер называл ее "сюрнатурализм". В 1922 году знаменитый парижский издатель и маршан /торговец искусством/ Амбруаз Воллар предложил художнику, только что покинувшему советскую Россию, сделать иллюстрации к "Мертвым душам" Гоголя, позже - к "Басням" Лафонтена. А в 1930 году Шагал получил от Воллара заказ на иллюстрации к Библии. Чтобы глубже проникнуть в тему, "видеть и жить своей Библией", художник совершил поездку в Палестину и только затем приступил к работе, которая из-за нашествия фашизма на Европу растянулась почти на два десятилетия. В 1933 году в Мангейме картины и рисунки Шагала публично жгли вместе с другими образцами "дегенеративного искусства", в частности, работами Василия Кандинского и немецких экспрессионистов. В 1941 году нацисты выслали еврея Шагала с семьей из Франции, куда он вернулся спустя 7 лет. Библия с иллюстрациями Марка Шагала вышла в Париже только в 1956 году, а годом раньше художник начал новый библейский цикл - он был показан в 1962 году в Женеве на выставке "Шагал и Библия". На выставке в Москве есть гравюры из изданий и 1956, и 1960 годов, как цветные, так и монохромные. Каждому листу предпослана цитата из Книги книг, а у входа в экспозицию помещены высказывания Шагала о своем библейском цикле. Автор подчеркивал, что "произведения искусства должны говорить сами за себя", и не желал "комментировать" свои работы, в которых предпочел не каноническую, а вольную трактовку сюжетов Библии. Шагал широко использовал здесь элементы своей образной системы и многозначные символы, в целом характерные для его манеры. Вместе с тем, есть основания полагать, что многое из того, что привезено из Германии, можно найти и в московских музеях, отметил в интервью РИА "Новости" специалист по русско-французским художественным связям, доктор искусствоведения Андрей Толстой. Как известно, в 1973 году, когда слава Шагала была уже поистине всемирной, состоялась его выставка в Третьяковской галерее. Тогда мастер впервые после 1922 года приехал в Россию и привез с собой 75 литографий - их получил в дар Пушкинский музей. Несмотря на безусловную ценность работ Шагала, давно причисленного к сонму великих художников ХХ века, и на интерес к его творчеству позднего периода, менее известного на родине, можно предположить, что подобная выставка преследует несколько более прагматические цели, чем простой показ наследия мастера. В связи с этим можно вспомнить о состоявшейся около года
назад в Московском центре искусств выставке-продаже <Марк Шагал. Живопись и графика. 1942-1983", куда картины и графику мастера прислали сразу три частные галереи Нью-Йорка и Берлина. Такая активность галеристов объяснялась явным расчетом на российских коллекционеров. Точнее, на тугие кошельки здешних покупателей, испытывающих повышенный интерес к русским художникам такого масштаба, как Шагал. Специально для них в Москве впервые выставили на аукцион наследие гениального живописца. Цена картин, подписанных именем-брэндом, доходила до полутора миллионов в у.е. В немалой степени ставка делалась на редкость появления произведений Шагала на российском антикварном рынке, равно как и на тот факт, что великолепные собрания работ мастера, относящихся к наиболее ценимому раннему периоду его деятельности, в Третьяковке и Русском музее десятки лет "лежали под спудом" - творчество эмигранта официальные власти не позволяли пропагандировать. У нынешнего проекта, реализованного на базе бывшего Музея революции, по словам Толстого, есть и другой аспект: выставки в крупных российских музеях, особенно расположенных в центре столичного мегаполиса, нередко помогают повысить рейтинг частной коллекции. При выставлении ее на продажу в Европе это может существенно поднять ее стоимость, считает специалист. Говорить же об уникальности экспонатов и о "высочайшем уровне коллекции", о чем заявляют кураторы, достаточно сложно: не всё в позднем творчестве Марка Шагала может быть признано абсолютным шедевром, а техника литографии относится к тиражной графике, т.е. может неоднократно воспроизводиться. К тому же библейский цикл был неоднократно издан в разных странах и потому неплохо известен знатокам, подчеркнул Андрей Толстой. Однако российским зрителям прикосновение к библейской теме у Шагала обойдется недешево: входные билеты на выставку стоят от 150 до 250 рублей, что превышает даже стоимость билета в обладающий сотнями шедевров Государственный Эрмитаж. Скидки для пенсионеров и школьников предполагаются лишь в ранние часы работы музея истории России, но будут незначительными. На вопрос РИА Новости, нет ли у владельца намерения
показать эту коллекцию шагаловской графики в провинциальных городах России,
куратор заявил: Мы готовы сделать это в любой момент, если нам предоставят 200
тыс евро на расходы. Похоже, бескорыстное приобщение россиян к сокровищам
немецкого коллекционера не входит в планы устроителей выставки - они твердо
придерживаются курса на превращение музейного проекта в дорогостоящий и
прибыльный аттракцион.
|