22 маяК профессии писателя он пришел не сразу. Сначала закончил Эдинбургский университет, получил ученую степень доктора медицины. Затем служил врачом на одном из судов британского флота. В англо-бурскую войну работал в госпитале, а во время египетского похода английской армии был военным корреспондентом. Под влиянием рассказов матери Дойл начал заниматься литературным творчеством. Сам писатель вспоминал: «Настоящая любовь к литературе, склонность к сочинительству идет у меня, я считаю, от матери. Если я что-нибудь и помню со времен моего раннего детства, так это ее увлекательные рассказы, которые сохраняются у меня в памяти столь живо, что заслоняют даже действительные события моего существования тех лет. Она не только была и есть удивительный рассказчик, но владела, я помню, так искусно умением понижать голос до устрашающего шепота, что у меня и теперь пробегают мурашки по коже, когда я вспоминаю об этом. Я убеждаюсь, оглядываясь на прошлое, что именно стремление воспроизвести эти рассказы детства дало толчок к развитию моей собственной фантазии». Конан Дойл писал стихи, пьесы, исторические и научно-фантастические романы. Его перу принадлежат научные труды по истории англо-бурской и первой мировой войн. И все же в первую очередь он - создатель сыщика-любителя Шерлока Холмса. Рассказы о нем так полюбились читателям, что автор по требованию публики вынужден был «воскресить» погибшего было Холмса. А рядом с сыщиком - доктор Ватсон, от имени которого ведется повествование. Его литературная биография во многом напоминает реальную жизнь самого Артура Конан Дойла. Первый роман, который познакомил читателей с Холмсом и доктором Ватсоном - «Этюд в багровых тонах», вышедший в 1889 году. Затем были изданы знаменитые «Знак четырех», «Собака Баскервилей», «Долина ужаса», сборники рассказов «Приключения Шерлока Холмса», воспоминания о Шерлоке Холмсе» и др. Умер знаменитый писатель 7 июля 1930 года. На его могиле высечены слова, завещанные им лично: «Меня не поминайте с укоризной, Если увлек рассказом хоть немного, И мужа, насмотревшегося жизни, И мальчика, пред кем еще дорога...». В Лондоне организован мемориальный Музей Шерлока Холмса.
Международный день биологического разнообразия Провозглашен ГА ООН 20 декабря 2000 года, отмечается в день принятия Конвенции о биологическом разнообразии (ранее отмечался 29 декабря). Главная задача Дня биологического разнообразия - обратить внимание общественности на проблему безвозвратного исчезновения на Земле многих представителей флоры и фауны. Одним из способов борьбы за сохранение разнообразия жизни на нашей планете является охрана редких и исчезающих видов растений и животных. Эксперты подсчитали, что каждый день на Земле исчезают десятки представителей флоры и фауны. Биологическое разнообразие - одна из важнейших областей в жизни человечества, наряду с водоснабжением и санитарией, здравоохранением, энергетикой и сельским хозяйством. Без каждого из этих компонентов наша жизнь сегодня просто невозможна. Точно так же она невозможна и без биологического разнообразия. Ученым сейчас известно около 1,75 миллиона биологических видов, однако, по различным оценкам, их число может достигать 14 миллионов. Многие виды живут только на территории России. В нашей стране насчитывается 12,5 тысячи видов дикорастущих растений, 320 видов млекопитающих, 732 вида птиц, 343 вида пресноводных рыб и около 100 видов беспозвоночных. На долю России приходится четверть всех девственных лесов планеты. В стране создаются новые заповедники - сейчас их свыше ста. Вместе с другими особо охраняемыми территориями они составляют восемь процентов от площади страны. Биологическое разнообразие является бесценным мировым достоянием нынешнего и будущих поколений. Конвенция о биологическом разнообразии, подписанная 22 мая 1992 года, представляет собой соглашение, последствия которого трудно переоценить. На сегодняшний день ее ратифицировали свыше 180 стран и Европейское сообщество. Благодаря почти всеобщему участию правительств, всеобъемлющему мандату и доступу к финансовым и научно-техническим ресурсам, Конвенция стала оказывать воздействие на подход международного сообщества к вопросам биологического разнообразия. На Всемирном саммите по устойчивому развитию, который состоялся в 2002 году в Йоханнесбурге, правительства многих стран приняли на себя обязательства к 2010 году значительно снизить темпы утраты биологического разнообразия. Но понятно, что только усилиями властей проблему не решить - все население Земли должно изменить укоренившиеся взгляды на то, что природа бесконечна. От поколения к поколению людям достается все меньшее число и растений, и животных. Сегодня уже обычные первые подснежники внесены в Красную книгу. Под угрозой исчезновения в мире находится почти четверть всех млекопитающих и 12 процентов птиц. Ежегодно человечество лишается половины процента лесов, покрывающих Землю, что ведет к изменению климата на планете.
150 лет со дня основания (1856) Третьяковской галереи Днем основания Государственной Третьяковской галереи - национального музея русского изобразительного искусства X-XXI веков принято считать 22 мая 1856 года. В этот день коллекционер, купец и текстильный фабрикант Павел Михайлович Третьяков приобрел картину художников Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Поставив себе еще в молодые годы цель создать музей русской национальной школы живописи, П.М.Третьяков посвятил этому свыше 40 лет жизни. Он был в дружеских отношениях со многими демократически настроенными художниками-реалистами, которые в 1870 году объединились в Товарищество передвижных художественных выставок, поддерживал их морально и материально. Большое влияние на Третьякова-собирателя оказал идеолог передвижничества художник И.Н.Крамской, благодаря чему в коллекцию попали лучшие произведения передвижников. В 1881 году галерея была открыта для общедоступного обозрения. В августе 1892 года Третьяков принес свое собрание в дар Москве. В это время в состав коллекции входило 1287 живописных произведений, 518 рисунков и девять скульптур. Позднее к ним прибавились картины, принадлежавшие его брату Сергею Михайловичу Третьякову (1834-1892). До 1918 года галерея называлась Московская городская художественная галерея П. и С.Третьяковых. 3 июня 1918 года вышел декрет о национализации галереи и она получила наименование Государственной Третьяковской галереи. В начале ХХ века Третьяковская галерея становится одним из крупнейших художественных музеев России и Европы. В ее состав влился ряд малых московских музеев: Цветковская галерея, Музей иконописи и живописи имени И.С.Остроухова, Картинная галерея Румянцевского публичного музея. Галерея расположена в построенном в 1851 году здании в Лаврушинском переулке, к которому в 1872-1876 годах пристроили двухэтажные крылья, а позже и отдельный зал во дворе. С 1900 по 1904 год здание галереи было значительно реконструировано. В ней появились новые выставочные залы. Сейчас историческое ядро галереи представляет собой красивейший ансамбль со своей примечательной доминантой - стройной колокольней церкви Святителя Николая, домового храма галереи. Здесь находится уникальное собрание русских икон, представленное работами Андрея Рублева, Феофана Грека и Дионисия. Лучшими произведениями Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Виктора Васнецова, Александра Иванова, Карла Брюллова представлена русская живопись начала XIX века. В коллекции галереи - лучшие произведения передвижников Крамского, Перова, Маковского, Ге, Саврасова. Украшением собрания являются залы Репина, Сурикова, Левитана, Серова, Шишкина, Верещагина. Кроме того, Третьяковская галерея имеет в своей структуре мемориально-художественные музеи: музей-квартира Ап.М.Васнецова, дом-музей В.М.Васнецова, музей-мастерскую А.С.Голубкиной, музей-квартиру П.Д.Корина, дом-музей Н.С.Гончаровой и М.Ф.Ларионова. В настоящее время коллекция Третьяковской галереи насчитывает более 100 тысяч произведений искусства. Все это многообразие уже не мог вместить особняк, купленный Третьяковым и несколько раз перестраиваемый под нужды растущей коллекции. Сейчас экспонаты музея размещаются не только в комплексе в Лаврушинском переулке, но и в здании на Крымском валу, которое было передано галерее в 1986 году. Указом президента РФ от 24 января 1995 года Третьяковская галерея отнесена к числу наиболее ценных объектов российской культуры. 295 лет назад (1711) Первой петербургской типографией напечатан первый номер газеты «Ведомости» В начале XVIII века, в связи с бурно развивающимися событиями, Россия остро нуждалась в оперативной информации. По примеру европейских стран, где для этих целей широко практиковалось издание газет, 15 декабря 1702 года Петр I подписал «Указ о печатании газет для извещения оными о заграничных и внутренних происшествиях». Первая русская газета начала выходить на Печатном дворе и представляла тоненькую брошюрку в одну восьмую долю листа. Набиралась газета распространенным в то время убористым кирилловским шрифтом, и только начиная с 1710 года, когда утвердился гражданский шрифт, она стала печататься в двух вариантах. Постепенно гражданский шрифт вытеснил церковно-славянскую кириллицу, и с 1715 года «Ведомости» печатались преимущественно новым шрифтом, кириллицей набирались особо важные сообщения. Первоначально газета не имела постоянного заголовка и называлась «Ведомости московские», «Российские ведомости», иногда по старинке «Куранты». Газета также не имела постоянного формата, тиража, строгой периодичности выпуска. В первый год существования газеты «Ведомости» вышло 39 номеров, в последующие - по 30-40 номеров. С 22 мая 1711 года газета «Ведомости» стала выходить в Петербурге. В газете помещались материалы по военному делу, по вопросам техники и промышленности, производства артиллерийских орудий, строительства флота. Большая доля публикаций посвящалась победам русской армии, особенно в крупных сражениях при Полтаве, Гангуте, в Прибалтике. Наряду с военной тематикой на страницах газеты нашли отражение проблемы гражданской жизни: основание новой столицы - Санкт-Петербурга, строительство городов и крепостей, развитие торговли. Источником оперативной информации служили официальные документы, донесения послов, ведомственные материалы. «Ведомости» являлись официальным изданием, и в их подготовке принимал участие сам Петр I. Он отбирал материал для публикации, проверял качество переводов, правил корректуру. В 1719 году по приказу царя ответственным за выпуск «Ведомостей» в Петербурге был назначен Борис Волков, а также один из лучших переводчиков того времени Яков Синявин. Они являются первыми русскими журналистами, систематически работавшими в периодическом органе печати. Их усилиями газета постепенно превратилась в рупор правительственных идей. Читателю адресовались комментарии на важные события внутренней и внешней политики. Важное значение придавалось внешнему оформлению газеты. Уже в первых номерах заглавную страницу украшала гравюра, изображающая Меркурия - покровителя торговли и известий, парящего над Невой на фоне Петропавловской крепости. Объем газеты был непостоянным: от двух до 22 страниц (большинство номеров печаталось на 8-16 страницах). Также непостоянным был тираж «Ведомостей»: он колебался от 150 до 4000 экземпляров. Круг читателей формировался преимущественно за счет знати, чиновничества, служащих ведомств, которых царь обязывал приобретать книги и газеты, немногих грамотных людей. Газета «Ведомости» в первозданном виде прекратила свое существование в середине 1727 года, ее преемницей стала газета «Cанкт-Петербургские ведомости», начавшая издаваться с 1728 года Академией наук. Она печаталась на русском и немецком языках и имела больший успех, нежели ее предшественница. Торговля «Санкт-Петербургскими ведомостями» осуществлялась книжной лавкой Академии наук и частными комиссионерами в России и за рубежом. С этих пор газета органично вошла в жизнь общества и стала неотъемлемой частью русского книгоиздания. 93 года назад (1913) родился Никита Владимирович БОГОСЛОВСКИЙ, композитор, народный артист СССР Родился в Санкт-Петербурге. Окончил советскую трудовую школу в 1929 году. Еще школьником брал уроки у классика русской музыки А.К.Глазунова В 1930 году поступил в Ленинградскую консерваторию по классу композиции (экстернат), которую окончил в 1934 году. Первым его сочинением был вальс, написанный в восьмилетнем возрасте. Через семь лет в Ленинградском театре музыкальной комедии состоялась премьера оперетты «Ночь перед Рождеством», написанной юным композитором. За всю свою жизнь он написал около 200 песен, в том числе 95 - для кино, музыку к 60-ти художественным и 50-ти мультипликационным фильмам, 80-ти спектаклям. Он автор восьми опер, восьми симфоний, симфонической повести «Василий Теркин», двух струнных квартетов, музыкальных драм по А.Блоку «Незнакомка» и «Балаганчик», 17-ти оперетт и музыкальных комедий, среди которых - «Одиннадцать неизвестных», «Весна в Москве», «Раскинулось море широко», «Алло, Варшава». Композитор сочинил музыку к 52-м драматическим спектаклям (в том числе «Факир на час», «Свадебное путешествие», «В сиреневом саду»), 58-ти художественным фильмам («Остров сокровищ», «Истребители», «Большая жизнь», «Таинственный остров», «Ночь над Белградом», «Два бойца», «Пятнадцатилетний капитан», «Разные судьбы», «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики») и 50-ти мультфильмам. Среди песен Никиты Богословского - такие популярные, как «Я на подвиг тебя провожала», «Любимый город», «Спят курганы темные», «Темная ночь», «Шаланды», «Три года ты мне снилась», «Лизавета», «Старый извозчик», «Днем и ночью», «Почему ж ты мне не встретилась», «Уходит бригантина», «Звезда моих полей», «Аленушка», «Солдатский вальс». Как дирижер Н.В.Богословский выступал в России и за рубежом, с концертами и творческими вечерами объездил весь мир. Был известен как автор юмористических и сатирических произведений, часто публикующихся во многих газетных и журнальных изданиях. Вел авторские передачи на телевидении и радио. В 1999 году в издательстве «ОЛМА-Пресс» вышла книга веселых мемуаров Н.В.Богословского «Чего было и чего не было». Он награжден орденами «За заслуги перед Отчеством» IV, III степени, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, французским орденом «За артистическую деятельность» и многими другими. Умер Никита Богословский апреля 2004 года. Его именем названа малая планета. 23 июля 2005 года в Москве на Новодевичьем кладбище был открыт памятник Никите Богословскому. Его создали художник Александр Ованесян и архитектор Елена Копелиович. 92 года назад (1914) родился Николай Федорович МАКАРОВ, конструктор автоматического стрелкового оружия, создатель известного пистолета «9-мм ПМ» Николай Макаров родился в городе Сасово под Рязанью. В 1929 году после окончания шестилетки поступил в школу фабрично-заводского ученичества в Рязани, где получил свою первую специальность слесаря. Вернувшись в родной город, с 1931 по 1935 годы работал механиком по ремонту паровозов в Сасовском паровозоремонтном депо. В 1941 году окончил Тульский механический институт. Становление Макарова как оружейника прошло в годы Великой Отечественной войны на одном из тульских оборонных заводов. Самостоятельную конструкторскую деятельность он начал в 1943 году, приняв участие в конкурсе на проектирование нового патрона для Советской Армии. После войны перешел в ЦКБ-14, где развернул работу над новым самозарядным пистолетом, призванным заменить морально устаревший ТТ. Из многих разработок, участвовавших в конкурсе, лучшим был признан пистолет конструкции Макарова (ПМ). Первая партия ПМ была выпущена на Ижевском механическом заводе в 1949 году, а с 1952 года начался их массовый выпуск. Создание пистолета стало наиболее значительным достижением Н.Ф.Макарова. Сам конструктор объяснял свой успех тем колоссальным трудом, который был проделан в ходе создания пистолета. Помимо работы над пистолетом, Макаров занимался авиационными пушками и противотанковыми управляемыми ракетами. За вклад в укрепление обороноспособности Родины ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, он был дважды лауреатом Государственной премии СССР, награжден двумя орденами Ленина, орденом Красного Знамени. Умер Николай Федорович Макаров в Туле 14 июля 1988 года.
|