|
|
|
11 мая Буддизм - самая древняя религия на планете, которая возникла на много веков раньше, чем христианство и ислам. Буддизм и буддийская религиозная литература играют большую роль в общественной, культурной и духовной жизни народов многих стран. Буддийская литература воспевает отшельничество, монашество, отказ от семьи, собственности, презрение ко всяким человеческим чувствам. Одним из главных произведений буддийского канона, наиболее почитаемым буддийским текстом дальневосточной традиции является «Ваджраччхедика Праджняпарамита Сутра», известная в Европе как «Алмазная сутра». Образное ее название - «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей (тьму невежества) как удар молнии». В сутре описываются поведение, речь и образ мыслей «вступивших на стезю бодхисаттв», т.е. тех, кто всецело посвятил себя духовному совершенствованию. Тем, кто только намеревается вступить на этот путь, сутра рекомендует накапливать добродетели, из которых наиболее ценные - заучивание данного благовестия, медитация над ним и распространение знания о нем. Сутра пользуется исключительным авторитетом; переведена практически на все языки «северного буддизма». В 1900 году в одной из пещер Даньхуаня (запад Китая) была найдена одна из копий «Алмазной сутры». Этот священный буддистский текст датируется 868 годом нашей эры. Книга была издана за сотни лет до появления техники шрифтовой печати в Европе. Ныне книга входит в коллекцию Британской библиотеки в Лондоне. «Алмазная сутра» является наиболее ценным предметом экспозиции, посвященной искусству и культурным традициям знаменитого «Шелкового пути» - дороги, связывавшей восток и запад Евразии. Книга представляет собой свиток бумаги серого цвета с иероглифами, обернутый вокруг деревянной основы. Как установили археологи, при изготовлении книги использовалась техника печати для того, чтобы можно было сделать несколько копий. Изготовление многоэкземплярных копий давало буддистам определенные преимущества в распространении их религии, а потому они широко использовали технику печати. Найденная археологами копия была сделана человеком по имени Ван Цзи в мае 868 года от имени его родителей. Бумага и печать уже применялись в Китае до появления «Алмазной сутры», однако это первое известное издание, которое имеет четко обозначенную дату выхода в свет.
102 года назад (1904) родился Сальвадор ДАЛИ (умер в 1989 году), знаменитый испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали получил образование в Мадридской академии художеств. Уже тогда серьезно увлекался «метафизической живописью». Первая выставка работ Сальвадора Дали прошла в ноября 1925 года в Барселоне. В это время он пишет композиции, в которых изображает морские пейзажи («Женщина перед скалами»). В 1926 году Дали знакомится с Пикассо и Бpeтоном, присоединившись к группе сюрреалистов, и в 1929 году становится ее частью. Тогда же он знакомится с Галой Элюар, которая вскоре становится его женой и музой. Он увлечен изображением на холсте образов, вызванных свободными ассоциациями. Отсюда картины Дали, на которых под видимостью тонкой оптической иллюзии предметы растягиваются (мягкие часы), растворяются. Искусство Сальвадора Дали вырастает именно из сюрреалистической эстетики, в которой он нашел близкие ему мотивы: чувство потерянности человека в огромном мире. Сюжеты, переходящие из одной картины Сальвадора Дали в другую, открывают вселенную его личных переживаний. В 1936 году Сальвадор Дали совершает неожиданный и подчеркнутый поворот к итальянскому классицизму. В 1940-1948 годах он живет в США. По возвращении в Испанию поселяется в Порт-Лигат в Каталонии. В своем творчестве Дали обращается к самым разным источникам - нидерландскому реализму, итальянскому барокко, абстракционизму. С 1970 годов Сальвадор Дали нередко прибегает к методам, позволяющим как можно реальнее передать рельефность (наподобие голографии или стереоскопиии). Жизнь и творчество Сальвадора Дали причудливо сплелись в единое мистическое целое, как еще одно произведение художника. В 1974 году в родном городе Дали Фигерасе открылся музей художника, инициатором создания которого был сам Дали. Произведения Дали представлены в европейских и американских музеях, например, в Базеле, Лондоне, Глазго, Париже, Чикаго, Кливленде, Хартфорде, Нью-Йорке (музей Метрополитен, Музей современного искусства), Филадельфии, Вашингтоне.
79 лет назад (1927) основана Американская академия киноискусств, учредившая премию «Оскар» Идея создания Американской академия киноискусств принадлежит Луису Мейеру, самому известному и богатому голливудскому продюсеру того времени. Одной из главных причин появления Академии было желание «истинных творцов кино», коими считали себя продюсеры, защититься от профсоюзного движения, набиравшего в конце 1920 годов все большую популярность. В первых же строках устава нового института было четко обозначено его назначение: «Принимать самые жесткие меры ко всем атакам на Академию извне». Без особых хлопот и вполне официальным путем продюсеры приобрели актеров в свою полную собственность, лишив их права вступать в союзы по профессии. Первым президентом Академии стал Дуглас Фербенкс. Он и предложил учредить приз для чествования выдающихся достижений в мире кино - «Награда академии за заслуги», впоследствии получила название «Оскар». Премия «Оскар» - ежегодная награда Академии. Присуждается за достижения в различных областях кино по 23 номинациям: лучший фильм, лучшая мужская (женская) роль, лучший режиссер, лучший сценарий, лучшая работа художника, лучшая операторская работа, лучший анимационный фильм, лучший документальный фильм и др., а также за лучший иностранный фильм года. Иногда присуждается за общий вклад в киноискусство. Кандидаты на получение награды выдвигаются своими коллегами по киноиндустрии. Победители определяются тайным голосованием членов академии. Каждому победителю вручается позолоченная статуэтка «Оскар» работы художника-постановщика Седрика Гиббонса и скульптора Джорджа Стэнли. Она изображает фигурку рыцаря, держащего перед собой меч и стоящего на катушке с кинопленкой, пять спиц которой символизируют пять самых первых гильдий академии - актеров, режиссеров, продюсеров, кинотехников и сценаристов. Статуэтка имеет высоту 26,3 сантиметра - собственно фигурка и 7,5 сантиметра - основание, весит 3,85 килограмма. С 1930 года ее делают из сплава олова, меди и сурьмы и покрывают гальваническим способом слоями меди, никеля, серебра и 24-каратного золота. Первая премия была вручена 16 мая 1929 года за фильмы 1927-1928 годов. Церемония награждения происходила на банкете в зале Рузвельт-отеля в присутствии 250 гостей, при полном отсутствии прессы. Тогда вручили 15 статуэток. Первым лучшим фильмом стал фильм «Крылья» Уильяма Уэллмана. Специального приза был удостоен Чарли Чаплин за фильм «Цирк». Через год событие освещало большое количество журналистов, прошла первая трансляция по радио. В 1942 году устроители отказались от банкетов (с тех пор «Оскаров» вручают в театральном зале). В 1953 году церемония награждения «Оскаром» впервые транслировалась по черно-белому ТВ, в 1966 - по цветному. В 1976 году телекомпания Эй-би-си заключила контракт на трансляцию сроком до 2008 года. Ежегодно Академия заказывает от 50 до 65 новых статуэток, так как в некоторых случаях премию одной категории получают сразу несколько человек. Специально для церемонии вручения премии композитор Джерри Голдсмит написал официальный гимн «Фанфары для «Оскара». 125 лет назад (1881) издан манифест АЛЕКСАНДРА III об охране самодержавия и его устоев В марте 1881 года, после убийства террористами императора Александра II, на престол вступил его сын Александр III. Выросший в офицерской среде, Александр не получил того образования, которое считалось необходимым наследнику престола. Воспитателем Александра III был теоретик самодержавия, обер-прокурор Cвятейшего Синода К.П.Победоносцев, который первое время после восшествия на престол своего воспитанника был самым влиятельным лицом в правительстве. Император обладал большой работоспособностью и необычайной физической силой, но, в отличие от отца, не был храбрым человеком. Боясь покушений, он удалился в Гатчину, во дворец своего прадеда Павла I , спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями. В условиях развивающегося капитализма Александр III, выражая интересы наиболее консервативных кругов дворянства, сохранял помещичий уклад жизни. Однако в области экономической политики он вынужден был считаться с ростом капиталистических элементов в стране. В первые месяцы царствования Александр III проводил политику лавирования между либерализмом и реакцией, что определяло борьбу группировок внутри правительственного лагеря (М.Т.Лорис-Меликов, А.А.Абаза, Д.А.Милютин - с одной стороны, К.П.Победоносцев - с другой). 11 мая 1881 года Александр III выступил с манифестом об утверждении самодержавия, означавшим переход к реакционному курсу во внутренней политике. Однако в первой половине 1880-х годов под влиянием экономического развития и сложившейся политической обстановки правительство Александра III было вынуждено провести ряд реформ (отмена подушной подати, введение обязательного выкупа, понижение выкупных платежей). С отставкой министра внутренних дел графа Н.И.Игнатьева (1882) и назначением на этот пост графа Д.А.Толстого начался период открытой реакции. В годы царствования Александра III значительно усилился административный произвол. Во внешней политике в эти годы наблюдалось ухудшение российско-германских отношений и происходило постепенное сближение России и Франции, закончившееся заключением франко-русского союза (1891-1893). Умер Александр III осенью 1894 года от болезни почек, усилившейся из-за ушибов, полученных во время железнодорожной катастрофы под Харьковом. Похоронен в Петропавловском соборе. 95 лет назад (1911) родился Владимир Сергеевич ЛОКТЕВ, хоровой дирижер, композитор и педагог Родился 11 мая 1911 года в Москве. Окончил школу, работал монтером и лаборантом в физическом кабинете. Но всю жизнь он стремился к музыке, что и привело его в Московскую консерваторию, которую он окончил в 1942 году по классам хорового дирижирования (Н.М.Данилин) и композиции (С.В.Евсеев). Когда началась война, студент Владимир Локтев пошел в московское народное ополчение, но вскоре был демобилизован по болезни. В 1941 году он создал детский ансамбль песни и пляски, ставший известным исполнительским коллективом. После Великой Отечественной Локтев всю свою жизнь посвятил музыке и детям. С 1948 года В.С.Локтев преподавал в музыкальном педагогическом институте имени Гнесиных (с 1967 года - профессор) на дирижерско-хоровой кафедре, руководил педагогической практикой в школах, консультировал молодых хормейстеров. Владимир Локтев написал более 50 песен, ему принадлежит свыше 100 хоровых обработок песен. Но самым главным делом жизни Локтева был созданный и выпестованный им Ансамбль песни и пляски Московского дворца пионеров. Профессор, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат премии Ленинского комсомола - все эти звания В.С.Локтев получил за многолетнюю работу с детьми. 28 ноября 1968 года он скончался. Ансамблю после его смерти присвоено имя В.С.Локтева. 16 лет назад (1990) умер Венедикт Васильевич ЕРОФЕЕВ, писатель Родился 24 октября 1938 года в карельском поселке Чупа за Полярным кругом. Вырос в Кировске (север Кольского полуострова) в семье железнодорожного рабочего. В 1946 году его отец был арестован за «распространение антисоветской пропаганды» (рассказанный анекдот). Получил пять лет, был освобожден после смерти Сталина, затем посмертно реабилитирован. Мать выгнали с работы, и она уже была не в состоянии заботиться о детях. Веня оказался в детском доме города Кировска Мурманской области, где провел несколько лет. Будущий писатель всегда отлично учился. Писать, по свидетельству матери, начал с пяти лет. С юношеских лет знал и любил русскую литературу. С 16-ти лет начал писать стихи, подражая поэтам начала века, особенно Северянину. Первым сочинением считаются «Записки психопата» (1956-1958), начатые в 17-летнем возрасте. В 1955 году поступил на филологический факультет МГУ, через полтора года отчислен за непосещение занятий по военной подготовке; за «аморальное поведение» был отчислен и из Орехово-Зуевского пединстита. В 1961 году поступил во Владимирский педагогический институт им.Лебедева-Полянского, за отличную успеваемость получал повышенную стипендию, но меньше чем через год был выдворен не только из института, но и из города Владимира за «моральное, нравственное и идейное разложение студентов института» (в 1960-е годы - обычная формулировка для отчисления студента с нестандартным образом мыслей). Многие годы скитался по стране, не имея постоянного жилья и прописки. Работал грузчиком, кочегаром, разнорабочим, приемщиком стеклотары, библиотекарем и т. д. Во время скитаний писал свои сочинения. И тяжело, разрушительно пил, экспериментируя на себе, но при этом оставаясь для окружающих бесконечно добрым и порядочным. Наследие Ерофеева состоит всего из нескольких текстов. Создалось впечатление, что автор больше думал, чем говорил, а тем более писал. В немногих произведениях предельно плотно кристаллизовались его «мыслепереживания». Отсюда эмоциональная насыщенность, высокая поэтика, «пережитость», прочувствованность ерофеевского слова. Мировую известность Ерофееву принесла повесть «Москва - Петушки « (1969), написанная «на кабельных работах в Шереметьеве». Сочинение автобиографично, вынесено из внутреннего опыта. Проснувшись в «неизвестном подъезде», похмельный Веничка едет в Петушки - туда, где «небо сливается с землей», где живет его любовь, куда стремится его сердце. Подальше от злой Москвы, где человек обречен на грубость и непонимание, бездомность и неприкаянность. Стремление к иной жизни, к Петушкам, остается мечтой, благим пожеланием. Реальна и всесильна Москва. Скоростной путь в призрачные Петушки (идеальный, лучший мир) ведет по кругу, замкнутому на «Москве кабацкой». Петушки лучше, светлее Москвы, но, похоже, часть того же мира: «А там, за Петушками ... там совсем другое, но то же самое». Повесть не могла быть издана в то время в СССР. Через самиздат она попала за границу и вышла сначала в Израиле (1973), затем - в Париже (1977). В России книга была опубликована в 1988-1989 годах, сокращенно - в журнале «Трезвость и культура», полностью - в альманахе «Весть» (1988). Некоторые сочинения писателя утеряны при переездах: «Записки психопата» (1956), роман «Дмитрий Шостакович» (1972). Перу В.Ерофеева принадлежит эссе «Василий Розанов глазами эксцентрика» (1973), впервые опубликованное в Нью-Йорке в 1983 году, очерк-монтаж «Моя маленькая лениниана» (1974). В последующие годы все написанное складывалось в стол, в десятках тетрадей и толстых записных книжках. Писатель страдал неизлечимой болезнью - раком горла, но, даже будучи тяжело болен, работал над своим последним произведением - пятиактной трагедией «Вальпургиева ночь, или Шаги командора» (1987), увидевшей свет только после смерти автора. После смерти были опубликованы и его «Записные книжки». Умер Венедикт Ерофеев в Москве 11 мая 1990 года. 12 мая 2000 года в районе Палихи Венедекту Ерофееву (Веничке) был открыт памятник, изображающий писателя в натуральную величину в помятом костюме и слегка наклонной композиции, рядом с ним его возлюбленная.
|
|
|