|
|
|
25 марта. День в истории
1843 - в Лондоне открыт пешеходный тоннель под Темзой, связавший лево- и правобережный районы Лондона. Тоннель был построен в 1843-м году талантливым потомственным инженером Марком Брюнелем. Это - первая удачная попытка возведения магистрали под большой рекой. Компания для строительства по его проекту первого тоннеля под Темзой была создана в 1824 году, но работы были закончены лишь в 1843 году, поскольку вода неоднократно прорывалась внутрь тоннеля. Так появился первый подводный путепровод длиной 365 метров, связавший лево- и правобережный районы Лондона. Тоннель под Темзой строился на «городские» деньги. Первые годы он использовался как пешеходный и для лошадиных упряжек, пока не пустили поезда. Этот тоннель используется до сих пор. Он выполнен настолько качественно, что первые крупные ремонтные работы в нем были проведены лишь в 90-х годах ХХ столетия. Брюнель продемонстрировал возможность строительства тоннелей и проложил путь развитию современного метро.
1921 - родилась Симона СИНЬОРЕ
1921 - родилась Симона СИНЬОРЕ (1921-1985), французская актриса. Симона Синьоре (фамилия по отцу - Каминкер) родилась в Висбадене (Германия). В юности работала машинисткой, училась на драматических курсах Сикара в Париже. Во французском кино Синьоре с 1941 года. Вначале снималась в массовках, играла маленькие роли (фильмы «Болеро», Идеальная пара»). Первая заметная роль - служанка бара в фильме «Демоны зари» (режиссер - первый муж Симоны Ив Аллегре). Симона Синьоре еще дважды снималась в фильмах Аллегре («Деде из Антверпена» и «Проделки»). Широкую известность ей принесло исполнение роли Мари в фильме режиссера Жака Беккера «Золотая каска» (1952). Исполнение этой роли, проникнутое глубиной и подлинным драматизмом, было отмечено призом британских режиссеров и критиков «Фомина». Наиболее полно драматический талант Симоны Синьоре раскрылся в ролях Терезы Ракен (одноименный фильм Марселя Карне и Элизабет Проктор (фильм «Салемские колдуньи» по пьесе Артура Миллера). Тонкое мастерство Синьоре ярко проявилось в роли Элис в фильме английского режиссера Джека Клейтона «Место наверху». За исполнение этой роли актрисе была присуждена первая премия на Международном кинофестивале в Каннах и премия «Оскар» Американской академии киноискусства. Среди значительных работ актрисы - роли в фильмах «Тень и свет», «Смерть в этом саду», «Купе убийц», «Кот», «Вся жизнь впереди». Наряду с кино Синьоре успешно играла в театре. В парижском театре Сары Бернар она 280 раз исполнила роль Элизабет Проктор в «Салемских колдуньях» А.Миллера. Партнером Синьоре в этом спектакле, впервые поставленном в 1954 году, был ее муж Ив Монтан. Симона Синьоре и Ив Монтан, доставляя друг другу немало страданий в совместной жизни, долго радовали зрителей своим истинно драматическим талантом. Во время съемок в США в картине «Займемся любовью» у Монтана начался роман с Мерилин Монро. Синьоре тяжело переживала измену мужа, начала пить, красота постепенно уходила. Последние десять лет жизни Синьоре занималась литературной деятельностью, выступая в печати. Написала книги воспоминаний: «Ностальгия уже не та» и «Будет ли завтра радостным?». Роман «Прощай, Володя» вышел в свет незадолго до смерти актрисы. Она умерла 30 сентября 1985 года. Ее прах покоится на кладбище Пер-Лашез, в той же могиле покоится прах Ива Монтана, пережившего жену на шесть лет. 1479 - родился ВАСИЛИЙ III
1479 - родился ВАСИЛИЙ III (1479 - 1533), великий князь владимирский и московский, государь всея Руси. Василий III - великий князь владимирский и московский с 1505 года , сын Ивана III Васильевича и Софьи Палеолог - племянницы последнего византийского императора. Женат был дважды: на Соломонии Сабуровой (1505) и Елене Глинской (1526). От первого брака детей не имел. От второго родился сын, будущий царь Иван Грозный. Василий III энергично боролся за централизацию государства; при нем к Москве были присоединены последние полусамостоятельные русские земли: в 1510 году - Псков, в 1513 году - Волоцкий удел, около 1521 года - Рязанское, в 1522 году - Новгород-Северское княжества. Во внутренней политике Василий III опирался на церковь, поддержавшую его в политической борьбе с феодальной оппозицией. Отличался жесткостью: в 1521 году за отказ участвовать в борьбе с удельным князем Василием Ивановичем Шемячичем был сослан митрополит Варлаам, тогда же подверглись опале бояре князья В.В.Шуйский, И.М.Воротынский и другие. В 1525 году за выступление против политики великого князя был казнен И.Н.Берсень-Беклемишев, осуждены Максим Грек и Вассиан Патрикеев. В правление Василия III росло поместное дворянское землевладение, принимались меры по ограничению политических привилегий княжеско-боярской аристократии. Василий III начал подготовку денежной реформы, которая, по его мнению, должна была содействовать установлению единой денежной системы в стране. Во внешней политике Василий III боролся за воссоединение русских земель на западе и юго-западе, а также с Крымским и Казанским ханствами. В результате русско-литовских войн 1507-1508, 1512-1522 годов к России был присоединен Смоленск (1514). В княжение Василия III большое развитие получила общерусская культура. Скончался Василий III от злокачественного нарыва 3 декабря 1533 года, успев постричься в агонии под именем Варлаама.
1751 - родился Пьетро (Петр Федорович) ГОНЗАГО
1751 - родился Пьетро (Петр Федорович) ГОНЗАГО, итальянский художник, с 1792 года работал в России. Родился в Лонгароне близ Венеции в семье мастера декоративной живописи. В Венеции изучал перспективу у А.Визентини и декоративную живопись у Дж.Моретти; испытал глубокое влияние венецианских пейзажистов и декораторов - А.Каналетто, К.Бибиены и Дж.Б.Тьеполо. Большое воздействие на Гонзаго оказала также архитектурная графика Дж.Б.Пиранези. С 1772 года занимался у художников-сценографов братьев Галлиари в Милане. В 1779-1792 годах работал в театрах Милана («Ла Скала»), Рима, Пармы, Венеции. Приглашенный русским послом князем Н.Б.Юсуповым, в 1792 году приехал в Петербург, став декоратором императорских театров. Выступил как подлинный реформатор русской сцены, применив приемы барокко с невиданной еще здесь последовательностью и маэстрией. Создаваемые им театральные зрелища поражали современников не только бравурной живописностью, но и удивительным правдоподобием своих пространственных эффектов. Оформлял спектакли в театрах Петербурга (Эрмитажном, Большом, или Каменном, Малом и др.), Гатчины, Павловска, Петергофа, в Петровском (Медокса) театре в Москве. В 1817 году написал 12 перемен декораций для театра, открытого в 1818 году в Архангельском (подмосковной усадьбе Юсуповых), а также зарисовки этих декораций, сделанные крепостными художниками (музей в Архангельском). Теоретически обобщил свой опыт в ряде сочинений («Предуведомление моему начальнику, или разъяснение театрального декоратора», «Музыка для глаз и театральная оптика», «О чувстве, о вкусе и о прекрасном»), частично изданных в 1807 году в Петербурге. Внес также большой вклад в русское садово-парковое искусство, активно участвуя с 1792 года в планировке Английского парка в Павловске и создав там целый ряд живописных ландшафтных перспектив (Белая береза, Парадное поле). По его эскизам там же целый ряд дворцовых залов и павильонов был украшен композициями, эффектно продолжающими реальную архитектуру (в основном утраченные во время второй мировой войны, росписи эти были частично восстановлены в т.н. «галерее Гонзаго», убранство которой восходит к 1822-1823 годам). По ходу своей деятельности обучил немало русских и иностранных художников и механиков сцены. Уволенный со службы в императорских театрах в 1828 году, продолжал архитектурно-декоративные работы в Павловске. Умер Гонзаго в Петербурге 6 августа 1831 года. 1895 - в Москве основана газета «Русское слово»
Издателем газеты стал И.Д.Сытин, в доме которого на Тверской помещалась редакция газеты. Успех Сытина в создании издательской империи был обусловлен выпуском дешевых, ярко иллюстрированных изданий для народа, хорошей организацией сбыта своей продукции через сеть торговцев (офеней) и применением передовой печатной техники, приобретенной на Западе. Сытин сумел наладить выпуск не только книг и брошюр на любой вкус, но и чрезвычайно популярных периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей. Среди них газеты «Правда Божия», «Русское слово», журналы «Вокруг света», «Северное сияние», «Вестник спорта и туризма», «Вестник школы», «Для народного учителя», «Заря», «Модный журнал», «Нужды деревни», детские издания «Пчелка», «Друг детей», «Мирок», а также иллюстрированные приложения к журналу «Вокруг света» - «Журнал приключений», «На суше и на море». В этой массе периодических изданий крупнейшим была газета «Русское слово» - ежедневная газета буржуазно-либерального направления. Выходила в Москве с 1895 по 9 декабря 1917 года. В газете сотрудничали В.М.Дорошевич (с 1902 года - фактический редактор), А.В.Амфитеатров, П.Д.Боборыкин, В.А.Гиляровский, Вас.И.Немирович-Данченко и др. Дорошевич поднял газету на небывалую высоту. Впервые в России была создана газета нового типа - информационная газета, фабрика новостей. Газета имела огромнейший успех. В ней была собрана вся самая свежая и достоверная информация. Все новые события первыми печатались в «Русском слове». Это была первая русская газета, направившая своих корреспондентов во все крупнейшие города России и многие столицы мира. Дорошевич переустроил «Русское слово» по типу западных газет. Структура газеты состояла из редакции, конторы, которая ведала финансовой и хозяйственной частью, типографии, предназначенной только для печатания «Русского слова», и экспедиции, занимавшейся исключительно распространением газеты. Редакция делилась на два отделения: Московское, руководящее, и Петербургское. Гордостью «Русского слова » была его «провинциальная информация» и многочисленный штат провинциальных корреспондентов газеты. Все происходившее в губерниях отражалось с такой оперативностью, что председатель Совета министров С.Ю.Витте в свое время отозвался о «Русском слове» как о газете, которая обошла по быстроте собирания сведений даже правительство. К началу 1917 года тираж газеты составлял 600-800 тысяч экземпляров. После февральской революции 1917 года газета поддерживала буржуазное Временное правительство, выступала против большевиков. К Октябрьской революции отнеслась враждебно. Закрыта постановлением Московского ВРК. С января по 6 июля 1918 года выходила под измененными названиями («Новое слово», «Наше слово»). В июле 1918 года была окончательно закрыта. 1871 - родился Игорь Эммануилович ГРАБАРЬ
1871 - родился Игорь Эммануилович ГРАБАРЬ, живописец и искусствовед, народный художник СССР, академик Игорь Грабарь родился в Будапеште. Закончив юридический и историко-филологический факультеты петербургского университета, учился в Петербургской Академии художеств у Репина, а в 1896-1898 годах - в Школе Ашбе в Мюнхене, где стал затем преподавать. С 1903 года жил в Москве. Тогда же стал членом «Союза русских художников» и экспонентом всех выставок этого общества. Свой творческий путь начал с импрессионизма, но довольно скоро пришел к методу дивизионизма. Излюбленный жанр Грабаря - пейзаж, в который он часто вводил изображения древнерусской или старинной усадебной архитектуры («Сентябрьский снег», «Белая зима. Грачиные гнезда», «Февральская лазурь», «Мартовский снег»). Грабарь был не только художником. Он - один из основоположников реставрационного дела и охраны памятников искусства и старины. В предвоенные годы был попечителем Третьяковской галереи. Именно Грабарем была создана первая хронологическая экспозиция музея. Позже он возглавил Центральные реставрационные мастерские, носящие теперь его имя. Грабарь руководил изданием первой научной «Истории русского искусства». Умер Игорь Грабарь в Москве 16 мая 1960 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. 1974 - на экраны вышел фильм Василия Шукшина «Калина красная»
Фильм «Калина красная» - это пронзительно грустная история вора по кличке Горе, отбывшего срок и пытавшегося начать новую жизнь, о его любви к девушке, с которой познакомился по переписке, и трагической гибели от рук бандитов. Талантливая, снятая с болезненным надломом картина сценариста, актера и режиссера Василия Шукшина. Он не сыграл роль Егора Прокудина, а прожил всю его жизнь за 108 минут экранного времени. «Самой сложной задачей в этом фильме было «разрушить», преодолеть сюжет, перевести разговор в иную, более сложную, плоскость. Рассказать не о злосчастной судьбе рецидивиста - рассказать о душе. О том, как не устроена она в жизни, как мается и ищет своего места» - сказал однажды Шукшин. По опросу журнала «Советский экран» «Калина красная» была признана лучшим фильмом 1974 года, а Василий Шукшин - лучшим актером года. Картина стала лидером проката, ее посмотрели 62 миллиона зрителей. В день похорон выдающегося мастера в октябре 1974 года, когда траурная процессия подъезжала к Новодевичьему кладбищу, вдоль всей Пироговской улицы, ведущей к некрополю, стояли люди, которые держали в руках гроздья красной калины.
|
|
|