24 января1848 - родился Василий Иванович СУРИКОВ, исторический живописец, участник Товарищества передвижников и «Союза русских художников». Василий Суриков родился 24 января 1848 года в Красноярске в семье канцелярского служащего, выходца из старинного казачьего рода. Первые уроки рисования получил у школьного учителя Н.В.Гребнева. В 1868 году отправился в Петербург, где в 1869 году поступил в Академию художеств. С 1877 года жил в Москве. Выполнял монументальные росписи на хорах храма Христа Спасителя. С 1881 года - член Товарищества передвижных художественных выставок. Творческий путь Сурикова как исторического живописца можно условно разделить на три периода: драматическая трилогия о событиях русской истории XVII-XVIII веков, батальные картины 1890-х и произведения, созданные в 1900-1910 годах. В картинах «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» Суриков воплотил переломные моменты допетровской, петровской и последующих эпох во всей их сложности и противоречивости. Главным действующим лицом в этих произведениях выступает народная масса, представленная разнообразными типами, раскрывающими национальный русский характер. Новый период творчества Сурикова начинается после создания картины «Взятие снежного городка», изображающей веселую казачью игру, связанную с воспоминанием о воинственном прошлом. За ней последовали батальные полотна, уже впрямую отразившие это прошлое - «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы». Среди поздних картин Сурикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» и «Благовещение». В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма («Автопортрет», «Человек с больной рукой»). Талант великого живописца ярко проявился и в пейзаже, акварели, произведениях на религиозные сюжеты. Художественные и особенно колористические достижения Сурикова, его новаторский подход к решению исторической картины составили целый этап в развитии московской школы живописи. Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов, и мастеров более авангардного толка (например, художников круга «Бубнового валета»). Умер Суриков в Москве 19 марта 1916 года. Похоронен на Ваганьковском кладбище. В 1948 году в Краснярске был открыт музей-усадьба Василия Сурикова. 23 января 2003 года в Москве состоялась торжественная церемония открытия памятника Сурикову на Пречистенке в сквере напротив Российской академии художеств. Имя Сурикова присвоено Московскому художественному институту, художественному училищу и художественному музею в Красноярске.
1776 - родился Эрнест Теодор Амадей ГОФМАН 1776 - родился Эрнест Теодор Амадей ГОФМАН, немецкий писатель-романтик, композитор, художник. Эрнест Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия). Уже в раннем возрасте он обнаружил таланты музыканта и рисовальщика. Изучал право в Кенигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше. В 1808 году занял пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге. В 1816 году вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до своей смерти 24 июля 1822 года. Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее значительные произведения: сборники рассказов «Фантазии в манере Калло», «Ночные рассказы в манере Калло», «Серапионовы братья»; «Необыкновенные страдания одного директора театров»; рассказ в духе волшебной сказки «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», два романа - «Эликсир дьявола» и «Житейские воззрения кота Мурра» (отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости). К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в упомянутые сборники, принадлежат волшебные сказки «Золотой горшок», «Щелкунчик и Мышиный король», готическая повесть «Майорат» (реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями), «Мадемуазель де Скюдери» и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов. Блистательная фантазия в сочетании со строгим и прозрачным стилем обеспечили Гофману особое место в немецкой литературе. Действие его произведений почти никогда не происходило в далеких краях - как правило, он помещал своих невероятных героев в повседневную обстановку. Гофман оказал сильное воздействие на Э.По и некоторых французских писателей; несколько его рассказов послужили основой для либретто знаменитой оперы - «Сказок Гофмана» Ж.Оффенбаха. Все произведения Гофмана свидетельствуют о его талантах музыканта и художника. Многие свои творения он иллюстрировал сам. Из музыкальных сочинений Гофмана наибольшей известностью пользовалась опера «Ундина», впервые поставленная в 1816 году; среди его сочинений - камерная музыка, месса, симфония. Гофман так глубоко почитал Моцарта, что даже переменил одно из своих имен, Вильгельм, на Амадей. Он оказал влияние на творчество своего друга К.М.фон Вебера, а на Р.Шумана сочинения Гофмана произвели такое сильное впечатление, что он назвал свою «Крейслериану» в честь капельмейстера Крейслера, героя нескольких сочинений Гофмана.
1791 - умер Этьенн Морис ФАЛЬКОНЕ 1791 - умер Этьенн Морис ФАЛЬКОНЕ, французский скульптор, автор памятника Петру I в Санкт-Петербурге («Медный всадник»). Этьенн Морис Фальконе родился 1 декабря 1716 года в Париже, в семье столяра. В детстве занимался резьбой по дереву. В 1734-1744 годах учился у скульптора Ж.Б.Лемуана в Париже. Одно из первых значительных произведений Фальконе - группа «Милон Кротонский» - отличается барочным драматизмом. В 1750-1760-х годах Фальконе создавал аллегорические и мифологические статуи и группы («Пигмалион»), а также модели для севрских статуэток из бисквита («Купальщица»). В 1757-1766 годах руководил скульптурной мастерской Севрской мануфактуры. Талант Фальконе как скульптора-монументалиста в полную силу раскрылся в период его пребывания в России (1766-1778) и его работы над памятником Петру I, установленному на Сенатской площади в Петербурге (голову Петра I моделировала ученица Фальконе М.А.Колло). В духе просветительской философии XVIII века Фальконе, по его словам, представил Петра как «созидателя, законодателя, благодетеля своей страны». Пьедесталом памятнику послужила гранитная скала, обработанная в форме морской волны. Мощная бронзовая фигура всадника, осадившего и вздернувшего на дыбы скачущего коня, полна героического пафоса; стремительный порыв органично сочетается в ней с торжественным величием. Блестящее воплощение нашли в памятнике (за которым благодаря одноименной поэме А.С.Пушкина закрепилось название «Медный всадник») идеи могучего подъема страны, драматические сложности переломного момента в истории. Важную роль в образно-пластическом решении этого лучшего произведения Фальконе играет тонко продуманное многообразие аспектов его восприятия. Фальконе продемонстрировал умение преодолевать технические трудности (фигура коня опирается на задние ноги и хвост, прикрепленный к змее, символизирующей зависть и козни врагов). Не дождавшись открытия памятника (1782), Фальконе в 1778 году уехал в Голландию, а в 1780 году вернулся во Францию (последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не работал).
1888 - родился Эрнст ХЕЙНКЕЛЬ 1888 - родился Эрнст ХЕЙНКЕЛЬ, немецкий авиаконструктор. Эрнст Хейнкель родился 24 января 1888 в Грунбахе (Вюртемберг). В 1907-1911 годах учился в Высшей технической школе Штутгарта. Авиацией заинтересовался после посещения Международной выставки во Франкфурте в 1909 году, в том же году приступил к строительству своего первого самолета типа биплана Фармана. В 1911 году совершил полет на этом самолете, но потерпел аварию и получил серьезные ранения. Работал конструктором у Ф.Шнайдера, затем перешел в компанию «Альбатрос эркрафт». В 1914 году стал техническим директором и главным конструктором самолетостроительной фирмы «Ганза унд Бранденбургишен флюгцойгверке». За годы первой мировой войны Хейнкелем было создано более 30 типов самолетов, применявшихся армиями Германии и Австрии. В 1922 году основал самолетостроительную фирму в Варнемюнде (Германия), существовавшую до 1945 года. В начале 1930-х годов построил семиместный транспортный самолет Не-70, на котором в 1933 году был поставлен рекорд скорости - 375 километров в час. В последующие годы создал пикирующий бомбардировщик Не-50 и истребитель Не-51. К середине 1930-х годов фирма «Хейнкель» представляла собой мощный авиационный концерн, имеющий свое КБ, серийные заводы, авиационные мастерские и летно-исследовательскую базу. Все новое и передовое в достижениях авиационной науки немедленно воплощалось в конструкциях созданных им самолетов. Фирмой выпускалось более 100 типов самолетов (учебные, пассажирские, разведчики, бомбардировщики, истребители и др.). В 1939 году построил первые опытные реактивные самолеты He-176 (с ракетным двигателем) и He-178 (с турбореактивным двигателем). Двухмоторные бомбардировщики Хейнкеля He-111 широко применялись во второй мировой войне. С 1950 года Хейнкель руководил самолетостроительной фирмой в Штутгарте. Эрнст Хейнкель умер 30 января 1958 года, оставив после себя 154 выполненных конструкций самолетов и 13 катапульт самолета, а также пять реактивных самолетов. За свои заслуги Хейнкель получил титул профессора, а также ученую степень доктора наук Технического института Штутгарта и университета Ростока. 1965 - умер Уинстон Леонард Спенсер ЧЕРЧИЛЛЬ 1965 - умер Уинстон Леонард Спенсер ЧЕРЧИЛЛЬ, английский государственный деятель, премьер-министр Великобритании, лауреат Нобелевской премии по литературе. Уинстон Леонард Спенсер Черчилль родился в 1874 году в Бланим-Пэлисе, близ Вудстока, в графстве Оксфордшир. Был старшим сыном Джанет Джером, дочери американского финансиста, и лорда Рэндолфа Черчилля, потомка Джона Черчилля, первого герцога Мальборо. Образование получил в привилегированной школе Харроу и в военной кавалерийской школе. В 1896-1898 годах служил в Индии, участвовал в подавлении восстания на ее северо-западной границе. Во время англо-бурской войны (1899-1902) был военным корреспондентом в Южной Африке. Оставил военную службу ради политической карьеры. В 1900 году был избран в парламент от Консервативной партии. Шесть лет спустя в знак протеста против тарифных законопроектов правительства Черчилль выходит из Консервативной партии и вступает в Либеральную. В 1906-1910 годах - министр торговли, в 1910-1911 годах - министр внутренних дел. В 1911 году Черчилль стал военно-морским министром. Во время первой мировой войны был одним из организаторов Дарданелльской операции (1915), провал которой привел его к отставке. В 1917-1918 годах - министр военного снабжения в кабинете Ллойд Джорджа. В 1919-1921 годах Черчилль - военный министр и министр авиации. В этот период Черчилль выступил одним из главных организаторов антисоветской интервенции. Будучи министром колоний (1921-1922), Черчилль впервые применил военную авиацию для подавления национально-освободительного движения в колониях. В 1920-е годы, когда либеральная партия утрачивала свои позиции в политической жизни Великобритании, Черчилль вернулся в Консервативную партию (был депутатом парламента от консерваторов до конца жизни. В 1930-е годы активно выступал против внешнеполитического курса Болдуина - Чемберлена на умиротворение фашистских агрессоров, считая его недальновидным и крайне рискованным. После вступления Великобритании во вторую мировую войну в сентябре 1939 года был назначен военно-морским министром в правительстве Чемберлена. В мае 1940 года, после отставки Чемберлена, Черчилль стал премьер-министром коалиционного правительства; он возглавил энергичную перестройку всей жизни страны для ведения войны с Германией и другими странами фашистского блока. Понимая, что без военного союза с СССР Великобритания не в состоянии избежать поражения в войне, Черчилль 22 июня 1941 года, после нападения Германии на СССР, заявил о поддержке борьбы советского народа. Правительство Черчилля подписало с СССР соглашение о совместных действиях против фашистской Германии (июль 1941) и договор о союзе в войне против Германии (май 1942). Черчилль принимал участие в Тегеранской(1943), Крымской (1945) и Потсдамской (1945) конференциях. После поражения консерваторов на парламентских выборах 1945 года правительство Черчилля ушло в отставку. Как глава консервативной оппозиции в парламенте, Черчилль возглавил компанию за развязывание «холодной войны». 5 марта 1946 года Черчилль в присутствии президента США Трумэна выступил в Фултоне (штат Миссури, США) с речью, в которой содержался призыв к созданию военно-политического союза Великобритании и США, направленного против СССР и стран народной демократии. В своей речи в Фултоне он ввел в политический лексикон термин «железный занавес». В 1951-1955 годах Черчилль вновь занимал пост премьер-министра. В эти годы Великобритания активно участвовала в ремилитаризации Западной Германии, создании империалистических военных блоков. В 1955 году ушел в отставку и отошел от активной политической деятельности. Черчилль известен также как публицист и автор книг историко-мемуарного жанра. Ему присуждена Нобелевская премия по литературе (1953) за «высокое мастерство произведений исторического и биографического характера, а также за блестящее ораторское искусство...». Черчилль занимался не только политической деятельностью и литературой, он был также талантливым художником-любителем, искусным каменщиком. За свою долгую жизнь он получил массу наград, в том числе орден Подвязки (1953), премию Карла Великого (1965), звание почетного гражданина США (1963) и почетные степени более двадцати университетов мира. Черчилль скончался в Лондоне в возрасте 90 лет и был похоронен с государственными почестями. 1931 - в Москве основан цыганский театр «Ромэн» 1931 - в Москве основан цыганский театр «Ромэн», единственный в мире профессиональный театр цыган. Единственный в мире цыганский театр «Ромэн» был создан в Москве 24 января 1931 года как театр-студия «Индо-ромэн» при Главискусстве Наркомпроса РСФСР. У истоков его создания стояли А.Луначарский, А.Андреева, А.Германо, Г.Лебедев, И.Ром-Лебедев, М.Гольдблат (художественный руководитель театра до 1936 года), почетным членом организационной группы был В.Мейерхольд. Первый публичный спектакль театра-студии состоялся 31 апреля 1931 года. С 16 декабря 1931 года «Ромэн» стал профессиональным театром. Первые спектакли театра были в основном о цыганах, пропагандировали переход к оседлой трудовой жизни. Позже появились постановки по произведениям отечественной и зарубежной литературы: «Кармен» по П.Мериме, «Цыганы» по А.Пушкину. С 1940 года спектакли в театре идут на русском языке, что расширило его связи со зрителями. Неоценимым для развития театра был контакт с МХАТ, чьи признанные мастера прививали цыганским артистам (в ту пору фактически не имевшим специального образования) навыки русского психологического театра. В 1937-1941 годах труппу возглавлял актер МХАТ народный артист СССР М.Яншин, поставивший спектакли «Кровавая свадьба», «Чудесная башмачница» Ф.Г.Лорки, «Макар Чудра» по М.Горькому и др. В 1941-1957 годах театром руководил П.Саратовский, с 1958 по 1977 год - С.Баркан и М.Сидоркин. В этот период были поставлены спектакли «Цыганка Аза» М.Старицкого, «Горячая кровь» И.Хрусталева, «Грушенька» И.Штока, «Мы - цыгане» И. Ром-Лебедева, Н.Сличенко. В разное время в театре работали такие известные режиссеры, актеры, балетмейстеры, как М.Гольдблат, Г.Жемчужный, О.Хабалов, П.Бобров, И.Хрусталев, С.Вербицкий, H.Сличенко, Т.Агамирова, Е.Жемчужная, А.Кононова, И. Морозова, H.Сергиенко, И.Тарасова, И.Тимофеев, И.Туманский, H.Шишков, Я.Яковлева, Л.Ярошенко. Если в прошлом артисты приходили в театр зачастую прямо из табора и обычно не имели даже общего школьного образования, то сегодня молодые актеры имеют и общее, и профессиональное образование, многие закончили ГИТИС. В октябре 1978 года на базе Московского музыкального училища им.Гнесиных была создана специальная студия. В 1981 году театр был награжден орденом Дружбы Народов. С 1977 года главный режиссер театра, а с 1991 года - художественный руководитель - народный артист СССР, лауреат Государственной премии Николай Сличенко.
|