Храм Христа Спасителя, идея строительство которого возникла сразу по окончании Отечественной войны 1812 года, закладывался трижды, и трижды на протяжении почти двух столетий освящался его первый камень. Первые проекты храма появились в 1816 году. В объявленном императором Александром I конкурсе приняли участие лучшие зодчие, победителем был признан Александр Витберг. Храм предполагалось возвести на Воробьевых горах. Торжественная закладка храма состоялась 12 октября 1817 года. Окончательный же проект сооружения был утвержден в 1825 году. В это время началось новое царствование, строительство храма было приостановлено, а сам Витберг отправлен в ссылку на 15 лет.
В 1832 году император Николай I утвердил проект Храма Христа Спасителя, представленный архитектором Константином Тоном. Место для храма выбрал сам император. Он повелел снести постройки Свято-Алексеевского женского монастыря и церкви Всех святых. Старица обители прокляла разоренное место и все то, что на «нем выстроено впредь будет».
Закладка сооружения состоялась в 1839 году. Величественный храм на берегу реки Москвы, на Волхонке, строился более 40 лет. 7 июня 1883 года с необыкновенной торжественностью Храм Христа Спасителя был освящен. В память этого события были изготовлены кабинетные медали из золота, серебра и бронзы. На них с одной стороны было изображено Всевидящее Око с надписью «Не нам, не нам, а имени Твоему», с другой стороны можно было прочесть всю историю храма: «Завещал Александр I, заложил Николай I, окончил Александр II, освятил Александр III». Специально к дню освящения Петр Ильич Чайковский написал вдохновенную увертюру «1812 год», исполненную храмовым хором. Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители, художники того времени. Уникальная роспись создавалась русскими живописцами Суриковым, Кошелевым, Крамским, Семирадским, Верещагиным, Маковским, Васнецовым, Бруни и др. Авторами фасадных скульптур стали Клодт, Рамазанов, Логановский.
Храм Христа Спасителя был памятником не только религиозным, но и историческим, «свидетельствующим о божественном заступлении за русский народ в Отечественную войну 1812 года» и запечатлевшим его ратный подвиг. На стенах храма были изображены военные события, установлены 177 мраморных плит с описанием сражений и именами награжденных орденом Святого Георгия, увековечена была и память воинов, проливших кровь за веру и Отечество.
День памяти русских воинов, павших при обороне Севастополя и в Крымской войне 1853-1856 годов; отмечается с 1997 года согласно решению парламента Крыма (ранее отмечался до 1917 года)
Крымская (Восточная) война России против коалиции в составе Великобритании, Франции, Турции и Сардинии продолжалась с 1853 по 1856 год. Кампания завершилась подписанием Венского мирного договора, в соответствии с которым Россия лишалась права иметь военный флот и военно-морские базы на Черном море, уступала Турции южную часть Бессарабии, обязалась не возводить укреплений на Аландских островах и признавала протекторат великих держав над Молдавией, Валахией и Сербией.
Центральным эпизодом Крымской войны стала героическая оборона Севастополя, продолжавшаяся 349 дней. По оценкам историков, потери России в войне составили полмиллиона человек, стран коалиции - 350 тысяч человек. На военно-историческом братском кладбище в Симферополе покоятся 32 тысячи русских солдат, умерших в госпиталях города в период Крымской войны.
Вскоре после окончания Крымской войны в России развернулось движение за увековечение памяти героев обороны. По всей стране собирали средства на сооружение памятников. Особенно много было сделано в период подготовки празднования 50-летия обороны (1904-1905). На местах, где располагались бастионы и батареи, встали памятники, появились памятные доски. 14 мая 1905 года на бывшем 4-м бастионе открылась панорама «Оборона Севастополя» - замечательное произведение мастера русской батальной живописи Франца Рубо, сразу получившее широкую известность. Огромное полотно длиной 115 метров и высотой 14 метров изображает отражение русскими солдатами генерального штурма англо-французскими войсками Малахова кургана и укреплений Корабельной стороны.
249 лет назад (1756) императрица Елизавета издала Указ об учреждении «русского для представления трагедий и комедий театра» в Петербурге (ныне Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина (Александринский)
Почти два с половиной века театр является национальным театром России, на сцене которого состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии. Театр был учрежден Указом императрицы Елизаветы Петровны 10 сентября 1756 года как «русский для представления трагедий и комедий театр». В соответствии с постановлением Придворной конторы с января 1759 года стал называться Российский театр, а с 20 декабря 1766 года по указу Екатерины Второй в название добавлялось слово «придворный». С марта 1825 года театр стал называться Российская драматическая труппа Императорских Санкт-Петербургских театров.
12 сентября 1832 года в Санкт-Петербурге постановкой героической драмы «Князь Пожарский» состоялось торжественное открытие нового здания театра, сооруженного по проекту известного архитектора Карла Росси в честь победы России над Наполеоном. Строительство театра длилось четыре года. При его сооружении были применены инженерные новшества: Росси использовал чугунные перекрытия, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе. Здание Александринского театра представляет собой один из блестящих образцов русского классицизма. Его фасад украшают шесть коринфских колонн. На аттике несется квадрига Аполлона, покровителя искусств и предводителя муз. В нишах застыли четыре музы: Терпсихора, Мельпомена, Клио и Талия. Петербургские легенды рассказывают о том, что Николай Первый лично принимал работу за день до открытия, обошел ложи и партер, а затем посмотрел дивертисмент из императорской ложи. Свое название «Александрийский» театр получил в честь жены Николая Первого императрицы Александры Федоровны. Театр стал самым посещаемым в Петербурге.
С 6 марта 1917 года театр стал Русской драматической труппой Государственных петроградских театров. В 1919 году театру было присвоено звание академического, и он стал называться Государственный академический ассоциированный театр. С 1920 года - Петроградский академический театр драмы. В 1937 году театру было присвоено имя А.С.Пушкина, а с 9 февраля 1937 года, по постановлению ЦИК СССР, театр зовется Государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина. С 23 декабря 1991 года, согласно Уставу театра, он - Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина.
Сцена театра помнит выступления выдающихся актеров Г.Волкова, И.Дмитриевского, В.Давыдова, А.Яковлева, Е.Семеновой, М.Савиной, М.Юрьева, Е.Корчагиной-Александровской, Н.Симонова, Н.Черкасова, В.Меркурьева, Ю.Толубеева и многих других. Поддерживая сложившуюся за века репутацию «театра мастеров», Александринский театр и сегодня располагает одной из сильнейших актерских трупп России. Помимо драматических спектаклей, на его сцене организуются балетные представления, а также фестивали балета с участием зарубежных и российских исполнителей.
45 лет назад (10-14 сентября 1960) на конференции в Багдаде создана Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)
Организация стран экспортеров нефти (ОПЕК) - Organization of the Petroleum Exporting Сountries (OPEC) - международная межправительственная организация. Основана на конференции в Багдаде, проходившей с 10 по 14 сентября 1960 года, договором пяти государств-учредителей организации: Ирана, Ирака, Кувейта, Саудовской Аравии и Венесуэлы. На сегодняшний день членами ОПЕК являются Алжир, Индонезия, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Венесуэла и пять стран-наблюдателей, в числе которых Россия, Мексика, Египет, Ангола и Оман.
Цели ОПЕК: координация и унификация нефтяной политики государств-членов, обеспечение стабильности цен на мировых рынках нефти и устойчивых доходов стран-производителей нефти; охрана окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений. Страны ОПЕК добывают 40 процентов от мировой добычи нефти и владеют 77 процентами всех разведанных мировых запасов нефти.
Высший орган ОПЕК – конференция, созываемая, как правило, на уровне министров нефтяной промышленности два раза в год. В перерывах между конференциями ОПЕК роль координатора всей деятельности организации выполняет совет директоров. Президент ОПЕК - министр нефтяной промышленности Кувейта шейх Ахмад Фахад Аль-Ахмад Аль-Сабах (с 1 января 2005 года).