15 июля15 июля 1606 года в городе Лейдене в семье зажиточного мельника родился шестой ребенок, названный Рембрандтом. Тяга к рисованию, проявившаяся еще с детских лет, привела его в мастерскую к местному живописцу Якобу ван Сваненбургу, который научил Рембрандта основам рисования и живописи, познакомил с историей искусств. В Лейдене Рембрандт создает первые сюжетные картины («Изгнание торгующих из храма», «Меняла», «Беседы мудрецов»). Тщательно изучая искусство гравюры, он создает множество рисунков, гравюр, офортов. В конце 1631 года Рембрандт, уже известный портретист и автор исторических полотен, переезжает в Амстердам, крупнейший торговый город. Одной из первых картин, написанных Рембрандтом в Амстердаме, бала картина «Урок анатомии доктора Тульпа». В 1634 году Рембрандт женится на Саскии ван Эйленбург, знатной и богатой патрицианке. В эту пору Рембрандт - благополучный, удачливый, состоятельный художник, что отражается и в его произведениях. Во многих картинах он изображает любимую жену Саскию («Портрет улыбающейся Саскии», «Автопортрет с Саскией на коленях»). В начале 1640-х годов Рембрандт создает свою наиболее известную картину - «Даная». Работу над картиной он начал в период семейного счастья, в зените славы. Но в последующие годы многое изменилось: умирают трое детей Рембрандта, через несколько месяцев после рождения последнего сына Титуса скончалась любимая жена Саския, вскоре он лишается матери и сестер. Рембрандт почти полностью лишается заказов. В это время он пишет картины на библейские и мифологические темы: «Иосиф, обвиняемый женой Пентефрия», «Христос в Эммаусе». В центре творчества Рембрандта - человек, его внутренний мир, переживания и радости. Но подлинным апофеозом творчества Рембрандта явилась картина «Возвращение блудного сына». На огромном холсте со спины показана коленопреклоненная фигура сына, вернувшегося под отчий кров. В его фигуре воплощено раскаяние человека, прошедшего трагический путь познания жизни. Мудрое и одухотворенное лицо старика-отца, принимающего и прощающего сына, - шедевр Рембрандта, картина о страдании и великой любви.
Последние годы жизни Рембрандт Харменс ван Рейн жил в нищете, забытый всеми. Никто из богатых заказчиков и не вспоминал уже о великом голландском художнике. В беднейшем квартале Амстердама нередко встречали одинокого старика, чья ветхая одежда была запачкана красками. Суровые жизненные испытания не сломили художника - он продолжал упорно работать. Творческое наследие Рембрандта огромно: около 600 живописных полотен, почти 300 офортов и 1400 рисунков на библейские, исторические, мифологические и бытовые темы, портреты и пейзажи. Картины и гравюры Рембрандта гораздо больше известны публике, чем его рисунки, остававшиеся на протяжении долгого времени предметом интересов небольшого круга собирателей и знатоков. Между тем Рембрандт-рисовальщик ни в чем не уступает Рембрандту-живописцу или офортисту. Рисунки мастера составляют автономную область его творчества, и одна из самых замечательных их особенностей - делать зрителя свидетелем и соучастником рождения художественной мысли гениального мастера. 30 лет назад (15-25 июля 1975 года) состоялся первый в истории совместный полет космических кораблей двух стран - советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона» В те времена критики называли это событие не иначе чем «дорогостоящий космический цирк» и «рукопожатие за 250 миллионов долларов». Но миссия «Союз-Аполлон» 1975 года стала одним из редких моментов потепления американо-советских отношений во время холодной войны. Кроме того, она заложила основы последующих международных космических полетов. Совместный полет советского и американского кораблей был космической экспедицией, задуманной в рамках определенной политической ситуации. «Это было важно как символ сотрудничества в космосе, - сказал тогда Алекс Роланд, бывший историк НАСА. - Кроме того, этот полет завершил самый напряженный отрезок космической гонки, который начался с полетом советского спутника».
15 июля 1975 года космический корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту был запущен с космодрома Байконур в советской республике Казахстан. Примерно восемь часов спустя с мыса Канаверал во Флориде поднялась ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» и американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном. Так началось осуществление советско-американского проекта ЭПАС (экспериментальный полет «Аполлона» и «Союза». Многие жители Земли на протяжении двух следующих дней следили, как корабли маневрируют для занятия стыковочной позиции - они готовились к беспрецедентной международной космической миссии. Контакт состоялся 17 июля на высоте 140 миль над поверхностью Земли, над Атлантикой. Через три часа после стыковки Леонов в шлюзе приветствовал Стаффорда рукопожатием и фразой по-английски: «Glad to see you». «Привет, рад тебя видеть», - ответил Стаффорд по-русски. Затем мужчины обменялись менее формальным приветствием - обнялись. Значительная часть миссии была посвящена символическим действиям. Космонавты и астронавты обменивались флажками, сувенирами, табличками. Приветствия советского лидера Леонида Брежнева и американского президента Джеральда Форда транслировались на состыкованные корабли и по всему миру. Астронавты и космонавты провели телевизионные экскурсии по своим кораблям для телезрителей мира. Они угощали друг друга - русские подготовили обед, состоящий из пряников, русского черного хлеба, орехов, слив, мясного паштета и творога. Американцы ответили на это индейкой, мясными шариками, супом из морепродуктов с грибами. Звучали тосты за дружбу - вместо водки использовался борщ. В то же время космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты. Некоторые из этих экспериментов продолжились после того, как русские и американцы, проведя вместе почти два дня, расстались. Несмотря на несколько мелких технических неполадок, оба экипажа благополучно вернулись на Землю: «Союз» спустился на парашюте на твердую землю в СССР 21 июля, «Аполлон» приводнился недолеко от Гавайев 25 июля 1975 года. 8 лет назад (1997) застрелен Джанни ВЕРСАЧЕ (родился в 1946 году), итальянский модельер Джанни Версаче родился 59 лет назад на юге страны, в Калабрии. Мать его была портнихой, у нее юный Джанни брал первые уроки кройки и шитья. Затем - головокружительный взлет, переезд в Милан, основание одной из крупнейших империй в мире высокой моды. К своему 50-летию Джанни Версаче пришел мультимиллиардером, преуспевающим и признанным законодателем вкусов и стиля. Туалеты от Версаче носили принцесса Диана и такие звезды, как Мадонна, Деми Мур, Род Стюарт, Элтон Джон, Джейн Фонда, Ким Бэссинджер, фигуристка Оксана Баюл. 15 июля 1997 года Джанни Версаче был застрелен у ворот своего дома в Майами (штат Флорида). В то роковое утро 50-летний «император моды», как называли его друзья, встал довольно рано, гулял, а потом отправился в ближайшее кафе, чтобы позавтракать и пролистать газеты. Около девяти часов, когда Версаче подошел к воротам своего роскошного трехэтажного дома, прозвучали выстрелы. Владелец соседнего магазина, торгующего роликовыми коньками, рассказывал: «Мы услышали два выстрела. Я увидел бегущих людей. Джанни лежал на ступеньках. Он был ранен в голову. Мы попробовали оказать ему первую помощь, но сразу поняли, что уже слишком поздно». Прохожие видели бегущего от дома Версаче молодого человека, одетого в белую майку и серые шорты. Эту одежду вскоре нашли на парковке недалеко от места преступления. Убийца переоделся и, видимо, взял такси, чтобы скрыться. Вскоре полиция выяснила, что это был 27-летний Эндрю Кунанан. Следователи не захотели сказать, какую связь Кунанан имел с Версаче, однако шеф полиции Ричард Баррето описал Кунанана как очаровательного человека, но хладнокровного убийцу, который выбирал себе жертвы среди гомосексуалистов. Общенациональный розыск убийцы был завершен восемью днями позже, когда Кунанан смертельно ранил себя на прогулочном судне буквально в четырех километрах от места трагедии.
|