В США мало знакомы с историей русской живописи: обычно знания ограничиваются избранным авангардом первой четверти 20 века. Если имена Малевича, Кандинского, Шагала звучат как магические пароли к мировому искусству, то об остальных русских художниках в США слышали лишь немногие ценители живописи. Русская иконопись за рубежом рассматривается как «бренд», но довольно абстрактный. Имена гениальных авторов икон Андрея Рублева (1360-1430гг) и его «наследника» Дионисия (1440-1503) почти неизвестны в США. Равно как и имена куда более поздних художников, которые в России считаются классиками. Выставка «Россия!» станет художественной панорамой, которая даст целостное представление о русском искусстве.
Как подчеркнул один из организаторов, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский, экспозиция будет и «парадной, официально-церемониальной, торжественной», и «одновременно ученой», со своей концепцией. Краткий курс по истории русского искусства включает около 300 шедевров. «На десерт» публике покажут собрания крупнейших коллекционеров заграничного искусства – от царя Петра Великого до мецената Саввы Морозова.
В Музее Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе будут выставлены экспонаты из Музеев Кремля. Кстати, у Музея Гуггенхайма довольно тесные связи со многими российскими музеями. В Нью-Йорке в разное время прошли выставки «Великая Утопия», «Амазонки авангарда», а также полотен Шагала и Малевича. Постоянное сотрудничество Эрмитажа и музеев Гуггенхайма – проект, равного которому в мировой художественной истории еще не было.
Впрочем, это не единственный случай, когда собрания российских музеев регулярно пересекают моря и континенты и предстают перед зарубежной публикой. Интенсивную экспансию ведет столичный Музей изобразительных искусств им. Пушкина, активны музеи Кремля, Государственный исторический музей в Москве.
И все же в таком объеме, как в рамках выставки «Россия!», русские музеи еще не гастролировали. А если американцы расщедрятся на дополнительные экспозиционные залы, список российских участников расширится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции