Разработанная Кириллом и Мефодием письменность оказала огромное влияние на развитие русской книжности и литературы. В сознании многих поколений славян Кирилл и Мефодий - символы славянского письма и славянской культуры.
24 мая, в День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Россия традиционно отмечает День славянской письменности и культуры. Этот праздник после многих десятилетий забвения был возрожден в нашей стране в 1986 году, а в 1991 году Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР ему был придан статус государственного. Вместе с тем по своему содержанию День славянской письменности и культуры давно является единственным в России государственно-церковным праздником.
Этот день в России празднуется повсеместно, но вместе с тем ежегодно избирается город - столица праздника, в которой он отмечается особенно торжественно. Мурманск, Новгород, Кострома, Владимир, Смоленск, Ярославль, Белгород, Орел, Москва, Псков, Рязань, Калуга, Новосибирск, Воронеж радушно принимали гостей из братских славянских государств: писателей, поэтов, артистов, государственных деятелей. В 2004 году основные мероприятия всероссийского празднования Дня славянской письменности и культуры прошли в Самаре, в 2005 году центр празднования - Ростовская область.
300 лет назад (
1705) Петр I издал Указ о разрешении Никите Демидову строить металлургические заводы в Кунгурском районе на Урале
Демидовы - известная семья горнозаводчиков и землевладельцев. Возвышение Демидовых началось при Никите Демидовиче Антуфьеве (1656-1725), более известном под фамилией Демидов, тульском кузнеце-оружейнике. Никита Демидов своим мастерством настолько поразил Петра I, что получил от царя огромные земли на Урале и в Сибири для строительства металлургических заводов.
В 1696 году Никита Демидов построил под Тулой «вододействующий» чугуноплавильный завод. По указу Петра I в 1702 году ему был передан казенный Невьянский завод на Урале. Демидов перевез туда мастеров из Тулы и Москвы, построил новые заводы, скупая земли и крепостных крестьян. В 1726 году Демидовы получили дворянское звание.
Наследником Никиты Демидова стал его старший сын Акинфий, человек предприимчивый, наделенный светлым умом, железной волей, недюжинной энергией и организаторским талантом. Благодаря этим качествам заводчика уральский металл с заводским клеймом «Старый соболь» уже в XVIII веке стал экспортироваться в Европу, а затем и в Америку. Его покупала даже Англия - многовековой и признанный монополист в области металлургии. В 1726 году близ озера Колывань Акинфий Демидов строит свой первый на Алтае медеплавильный завод, а несколько позже при впадении реки Барнаулки в Обь возводит Барнаульский сереброплавильный завод. Позднее из заводского поселка при Барнаульском заводе вырос город Барнаул, основателем которого считают Акинфия Демидова.
При Акинфии Демидове в юго-западной части Алтайских гор было открыто свыше 30 рудных месторождений, в том числе и знаменитое Змеиногорское, из руд которого в 1743 году было получено первое российское серебро, а несколько позднее и золото. Так, благодаря Акинфию Демидову, начиная со второй половины XVIII века, Россия смогла себе позволить начать поставки за рубеж золота. Уже к середине XVIII века Демидовы имели свыше 30 заводов, более половины которых построил Акинфий. Ему одному принадлежали 25 заводов, из которых 22 находились в Центральной России и на Урале.
Демидовых справедливо считают одними из основоположников горно-металлургической промышленности России. Построенные ими заводы уже в первой половине XVIII века давали продукции в четыре раза больше, чем казенные. Благодаря Демидовым уже в 30-х годах XVIII столетия Россия по масштабам производства железа обогнала индустриальную Англию и прочно заняла первое место в мире, удерживая это первенство до конца XVIII века. В XIX веке владения Демидовых значительно сократились, но все же в начале XX века им принадлежало на Урале свыше 500 тысяч десятин земли и 11 заводов.
175 лет назад (1830) родился Алексей Кондратьевич САВРАСОВ (умер в 1897 году), живописец, передвижник, один из родоначальников русского реалистического пейзажа
В ранней юности у будущего художника обнаруживаются незаурядные способности к живописи. Вопреки желанию отца, который мечтал «приспособить сына к коммерческим делам», Саврасов в 1844 году поступил в Московское училище живописи и ваяния, где учился у известного московского «видописца» Карла Рабуса. В 1848 году в отчетах Совета Московского художественного общества упоминаются успехи А.К.Саврасова, лучшего ученика перспективного и пейзажного класса.
В ранних произведениях художника преобладают романтические эффекты («Вид на Кремль в ненастную погоду», 1851). В 1850-1860 годах Саврасов чаще переходит к спокойным, повествовательным образам, в ряде случаев отмеченных стремлением к цветовому единству произведений («Лосиный остров в Сокольниках», 1869), к усилению звучания светотени. Итогом этих поисков явилась картина «Грачи прилетели», в которой, основываясь на самом заурядном мотиве, Саврасов сумел с непривычной для своего времени эмоциональной силой поведать о переходной весенней поре, когда природа начинает пробуждаться от зимней спячки. Эта картина стала подлинной вершиной творчества художника.
Лирической непосредственностью, интересом к пленэру, иногда возвышенно-философским переосмыслением мотивов отличаются и последующие произведения художника: «Проселок» (1873), «Дворик» (1870), «Могила над Волгой» (1874).
Член-учредитель Товарищества передвижных художественных выставок, один из крупнейших представителей лирического направления в русском пейзаже, Саврасов оказал огромное влияние на русских пейзажистов конца XIX - начала XX века (Константин Коровин, Исаак Левитан, Сергей Светославский).
105 лет назад (1900) на верфи Нового адмиралтейства (Санкт-Петербург) был спущен на воду бронепалубный крейсер «Аврора»; 25 октября 1917 года «Аврора» получила приказ по сигнальной ракете открыть огонь по Зимнему дворцу; с 1923 года являлась учебным кораблем, с 1948 года - на вечной стоянке на Неве
Разработка проекта бронепалубного крейсера для Тихого океана началась в марте 1895 года, основные работы завершились к лету 1896 года, и было принято решение строить три однотипных крейсера на петербургских верфях. Сразу же на стапелях верфи «Галерного островка» начались работы по строительству двух крейсеров «Паллада» и «Диана», а в сентябре в Новом адмиралтействе развернулись работы по строительству третьего крейсера, который 31 марта 1897 года получил название «Аврора», в честь фрегата «Аврора», защищавшего Петропавловск-Камчатский в годы Крымской войны 1853-1856 годов.
24 мая 1900 года под гром артиллерийского салюта стоящих на Неве кораблей крейсер «Аврора» был спущен на воду. Два года велись достроечные работы. В сентябре 1903 года крейсер вступил в состав боевых сил русского флота. Поскольку крейсер предназначался для усиления морских сил на Тихом океане, где назревал конфликт с Японией и куда уже перешли однотипные «Паллада» и «Диана», корабль начал срочную подготовку к своему первому длительному переходу в Порт-Артур. «Аврора» под командованием капитана 1 ранга И.Сухотина вышла из Кронштадта 25 сентября 1903 года и присоединилась в Средиземном море к отряду контр-адмирала А.Вирениуса. Но крейсеру не суждено было дойти до места назначения. Вести о вероломном нападении японского флота на Порт-Артур застали «Аврору» в африканском порту Джибути. Дальнейшее плавание было прервано, и корабль вернулся на Балтику в апреле 1904 года, где был включен в состав 2-й Тихоокеанской эскадры, формируемой для боевых действий на Дальнем Востоке. 2 октября 1904 года огромная эскадра под командованием контр-адмирала 3.Рожественского вышла из Либавы в свой беспримерный поход через три океана
навстречу неприятелю. В походе «Аврора» зарекомендовала себя как один из лучших кораблей эскадры. В бою крейсер получил серьезные повреждения, погибли 10 человек, в том числе командир крейсера Е.Егорьев. На Балтику крейсер вернулся в феврале 1906 года. «Аврора» прошла серьезный ремонт и модернизацию, в ходе которой изменилось его вооружение, системы приборов управления артиллерийским огнем и внутреннее расположение.
До начала первой мировой войны «Аврора» каждую морскую кампанию совершала заграничные плавания, на крейсере проходили практику гардемарины и кадеты Морского корпуса, юнги и ученики школы строевых унтер-офицеров. В первую мировую войну крейсер включили во вторую бригаду крейсеров Балтийского моря. В 1915 году крейсер прошел новую модернизацию. В ходе нового ремонта в 1916-1917 годах команда крейсера попала под влияние революционной агитации и активно поддержала февральскую революцию. Командир крейсера М.Никольский был убит, экипаж избрал судовой комитет, нового командира и старшего офицера. 25 октября 1917 года «Аврора» получила приказ по сигнальной ракете открыть огонь по Зимнему дворцу.
В 1918 году с «Авроры» из-за отсутствия топлива и других видов снабжения сняли орудия для вооружения кораблей речных и озерных флотилий. В конце 1922 года было принято решение о восстановлении «Авроры» в качестве учебного корабля. В 1923-1933 годах крейсер обеспечивал практику курсантов ВМУЗ, совершил несколько заграничных плаваний, участвовал в маневрах Балтфлота. Однако из-за плохого состояния котлов и механизмов «Аврора» в конце 1930 годов стала несамоходной учебной базой, а в зимнее время использовалась как плавбаза подводных лодок.
После завершения Великой Отечественной войны было принято решение о восстановлении крейсера в качестве корабля-памятника и учебного корабля. С крейсера были сняты котлы и бортовые машины, гребные винты, кронштейны боковых валов и сами валы, часть вспомогательных механизмов. После окончания ремонта в 1948 году крейсер до 1961 года был учебной базой для воспитанников Ленинградского нахимовского училища. Впоследствии «Аврора» стала кораблем-музеем, филиалом Центрального военно-морского музея, в этом качестве и сохраняется по настоящее время.
100 лет назад (1905) родился Михаил Александрович ШОЛОХОВ (умер в 1984 году), писатель
Родился на хуторе Кружилин станицы Вешенской в крестьянской семье. Учился в церковноприходской школе, затем в гимназии, окончив четыре класса. Начавшаяся революция и гражданская война помешали продолжить образование. После революции Шолохов - учитель по ликвидации безграмотности, статистик, делопроизводитель, продовольственный инспектор. Работал в комбедах по изъятию хлеба. В 1922 году Михаил Шолохов приезжает в Москву. Ему не удалось поступить на рабфак, и он стал чернорабочим, при этом занимался самообразованием. В Москве встречается с поэтами и писателями группы «Молодая гвардия».
Первая публикация Шолохова - фельетон «Испытание» - появилась в газете «Юношеская правда» в 1923 году, в 1924 году опубликован первый рассказ «Родинка». В 1925-1926 годах в газетах и журналах того времени появляются рассказы Шолохова, впоследствии объединенные в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Тогда же Шолохов начинает писать роман «Тихий Дон», первая книга которого публикуется в начале 1928 года. В 1929 году отдельными изданиями выходит вторая книга «Тихого Дона». Работа над завершением третьей книги прерывается, так как Шолохов начинает работу над романом «Поднятая целина», вышедшим в 1932 году. В 1930-е годы Шолохов продолжает работу над романом «Поднятая целина», завершает третью и четвертую книги «Тихого Дона», публикует статьи о литературе и культуре.
В годы Великой Отечественной войны Шолохов работал военным корреспондентом газет «Правда» и «Красная звезда». В это время Шолоховым написаны очерки «На Дону», «По пути к фронту», «Люди Красной армии», «Военнопленные» и другие. Кроме того, в 1943 году Шолохов начинает публикацию глав нового романа «Они сражались за Родину».
В послевоенные годы писатель отдает много времени общественной деятельности - принимает участие в работе Всемирного конгресса деятелей науки и культуры в защиту мира. В 1950-е годы Шолохов работает над продолжением романа «Они сражались за Родину», публикует рассказ «Судьба человека». В 1960 году вышла вторая книга «Поднятой целины».
В 1965 году Михаилу Шолохову присуждается Нобелевская премия за роман «Тихий Дон» «за художественную силу и цельность эпоса о донском казачестве в переломное для России время». В своей речи во время церемонии награждения Шолохов сказал, что его целью было «превознести нацию тружеников, строителей и героев».
Умер писатель 21 февраля 1984 года писатель в станице Вешенская в возрасте 78 лет.