Войска 1-го Белорусского фронта под командованием Маршала Советского Союза Г.Жукова, при содействии войск 1-го Украинского фронта под командованием Маршала Советского Союза И.Конева, после упорных уличных боев завершили разгром Берлинской группы немецких войск и 2 мая полностью овладели столицей Германии Берлином. Берлинский гарнизон, оборонявший город, во главе с начальником обороны Берлина генералом от артиллерии Вейдлингом и его штабом в 15 часов прекратил сопротивление, сложил оружие и сдался в плен.
2 мая к 21 часу советскими войсками было взято в плен в Берлине более 70 000 немецких солдат и офицеров. В числе пленных: генералы для особых поручений при начальнике обороны Берлина генерал-лейтенант Курт Веташ и генерал-лейтенант Вальтер Шмидт-Данкварт, представитель ставки вице-адмирал Фосс, начальник штаба обороны Берлина полковник Ганс Рехиор, начальник штаба 56-го немецкого танкового корпуса полковник Теодор фон Дифвинг. Взяты также в плен первый заместитель Геббельса по пропаганде и печати доктор философии и истории Фриче, руководитель печати доктор философии и истории Клик, правительственный советник доктор философии и истории Хайнрихсдорф. Фриче при допросе показал, что Гитлер, Геббельс и вновь назначенный начальник Генерального штаба генерал пехоты Кребс покончили жизнь самоубийством.
276 лет назад (1729) родилась ЕКАТЕРИНА II (умерла в 1796 году), российская императрица; ее время называют эпохой «просвещенного абсолютизма»
Урожденная Софья Фредерика Августа Анхальт-Цербстская. Происходила из бедного немецкого княжеского рода. В 1745 году была выдана замуж за наследника российского престола цесаревича Петра. В замужестве приняла имя Екатерины Алексеевны и перешла из лютеранства в православие. Вскоре после воцарения на престол непопулярного среди родовитого дворянства Петра III свергла его, опираясь на гвардейские полки.
В царствование Екатерины II в 1763 году были открыты воспитательные дома, в 1766 году основано воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт), в 1781 году вышел устав о народных училищах. Императрица провела реорганизацию Сената (1763), секуляризацию земель (1763-1764), упразднила гетманство на Украине (1764). Возглавляла Уложенную комиссию 1767-1769 годов. Издала Учреждение для управления губернией (1775), Жалованную грамоту дворянству (1785) и Жалованную грамоту городам (1785).
Особенно успешной была ее внешнеполитическая деятельность. При Екатерине Алексеевне в результате русско-турецких войн 1768-1774, 1787-1791 годов Россия окончательно закрепилась на Черном море, были присоединены Северное Причерноморье, Крым, Прикубанье. Приняла под российское подданство Восточную Грузию (1783), были осуществлены разделы Речи Посполитой (1772, 1793, 1795).
В царствование Екатерины Великой начали выходить многие журналы. В 1783 году была основана Академия российская, научный центр для изучения русского языка; открылся первый книжный магазин. Академия наук начала публикацию русских летописей, вышли в свет 20 томов древних русских документов. Переписывалась с Вольтером и другими деятелями французского Просвещения. Автор многих беллетристических, драматургических, публицистических, научно-популярных сочинений, "Записок".
486 лет назад (1519) умер Леонардо да ВИНЧИ (родился в 1452 году), итальянский живописец, скульптор, ученый, инженер эпохи Возрождения, автор росписи «Тайная вечеря», портрета Моны Лизы («Джоконда»), многочисленных открытий, экспериментальных исследований в области математики, естественных наук, механики
Обучался в мастерской Верроккьо во Флоренции. Первое наиболее значительное, но оставшееся незаконченным произведением "Поклонение волхвов" (Галерея Уффици, Флоренция). С 1481 до 1499 год состоял на службе герцога Лодовико Моро, занимался вопросами гидротехники, организацией придворных фейерий.
В миланский период в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие выполнил стенную роспись "Тайная вечеря" (1495-1497.). Из-за особенностей примененной им техники - масло с темперой - это произведение считают вершиной европейского искусства, сохранилось в сильно поврежденном виде. До 1506 года Леонардо да Винчи работал во Флоренции. В портрете Монны Лизы ("Джоконда", около 1503) воплотил возвышенный идеал женственности и обаяния. Важным компонентом картины является пейзаж, как бы тающий в холодной голубой дымке.
К поздним произведениям Леонардо да Винчи принадлежат "Святая Анна с Марией и младенцем Христом" (1500-1507), "Иоан Креститель" (1513-1517) и другие. В 1516 году по приглашению Франциска I уехал во Францию, где скончался.
Около семи тысяч страниц сохранившихся рукописей Леонардо да Винчи содержат его мысли по различным вопросам искусства, науки и техники. Из этих записей был составлен позже «Трактат о живописи», в котором изложены сведения о пропорциях.
Леонардо да Винчи является ярчайшим представителем нового, основанного на эксперименте, естествознания. Он изучал не только существующие в его время машины, но и обращался к механике древних. Как ученый-практик Леонардо да Винчи обогатил почти все отрасли знаний глубокими наблюдениями и проницательными догадками.
Проверяя свои предположения и расчеты опытом, Леонардо впервые в области механики сделал попытки определить экспериментальным путем коэффициенты трения и скольжения, исследовать явление удара, сопротивление различных материалов, падение тел и траекторию горизонтально брошенного тела. Он является первым ученым, сформулировавшим закон сложения сил, выполнившим оригинальные исследования центров тяжести полукруга и тетраэдра. Леонардо да Винчи разработал проекты печатных и шлифовальных станков, деревообрабатывающих, ткацких машин и машин для ворсования тканей. Сконструированная им механическая прялка намного превосходила своей производительностью все, применявшиеся в то время. Много труда положил Леонардо на разработку конструкций водяных двигателей. Работа в гидротехнической области позволила ему правильно описать равновесие в сообщающихся сосудах.
Занятия гидротехникой и гидродинамикой, изучение законов движения воды, дали ему ключ к пониманию основных законов движения в воздухе. Новаторскими были конструкции летательных аппаратов. Он точно рассчитал размеры парашюта, необходимые для поддержки человека в воздухе. Леонардо пришел к идее геликоптера (вертолета), движение которого в воздухе основано на применении винта. Но документальных данных о том, пытался ли он строить спроектированные летательные аппараты и испытывать их, нет.
В астрономии наиболее значительными являются передовые космологические идеи Леонардо да Винчи: принцип физической однородности Вселенной, отрицание центрального положения Земли в космосе, впервые он правильно объяснил пепельный цвет Луны.
Все научные записи Леонардо да Винчи сделаны на итальянском языке. Первые издания его уникальных трудов датируются второй половиной XIX века, а последние - 30-ми годами XX века, так что они не оказали широкого воздействия на развитие естествознания в последующие после его смерти столетия. Во многих случаях ученым приходилось открывать заново то, что было уже открыто Леонардо да Винчи.
105 лет назад (1900) умер Иван Константинович АЙВАЗОВСКИЙ (родился в 1817 году), живописец, мастер морского пейзажа
Иван (Ованес) Константинович Айвазовский родился в Феодосии в семье бедного армянского негоцианта. Еще ребенком он постоянно проводил все свободное время на берегу моря. Рассказывают, что керченский градоначальник А.И.Казначеев, проезжая однажды по Феодосии, увидел мальчика, чертившего что-то на фонарном столбе. Рисунок поразил Казначеева, он посетил родителей будущего художника и принял на себя заботу о развитии его дарования. Живя в доме градоначальника, Айвазовский получил первые сведения о науках. Ему было тринадцать лет, когда другая благодетельница юного таланта, Нарышкина, видя недостаточность средств к образованию в далеком губернском городе, направила в Москву к известному художнику Сальватору Тончи рисунок Айвазовского. Тончи принял участие в юном таланте. Он представил рисунок государю, пророчески сказав: «Этот мальчик-чудо изумит иностранцев». Государь разрешил определить Айвазовского пансионером Петербургской академии художеств. Судьба юного художника была решена.
В 1837 году за три морских вида и за картину «Штиль» Айвазовскому присудили Первую золотую медаль и в порядке исключения сократили академический курс на два года, с условием, что за это время он напишет виды крымских городов. Так появились пейзажи Севастополя, Керчи, Ялты, картины «Лунная ночь», «Буря». В Крыму художник был свидетелем морских учений и смог увидеть в действии военные корабли. Под впечатлением увиденного написал первое батальное полотно – «Высадка десанта у Субаши», затем появились полотна «Наваринский бой» и «Чесменский бой».
В 1845 году художник совершает плавание в составе эскадры Ф.П.Литке и создает ряд замечательных произведений живописи. По возвращении с Балтики он поселился в Феодосии, где построил дом-мастерскую. Здесь были написаны картины, известные во всем мире: «Девятый вал», «Волна», «Черное море». В 1865 году Айвазовский открыл в Феодосии художественную мастерскую и школу, в 1871 году - археологический музей, а в 1880 году - первую в стране картинную галерею на периферии, которая существует и поныне. Умер Иван Айвазовский 2 мая 1900 года в Феодосии. На его могиле, находящейся во дворе старинной армянской церкви, установлен мраморный памятник с надписью: «Родившись смертным, оставил по себе бессмертную память».
103 года назад (1902) во Франции на экраны вышел первый в мире научно-фантастический фильм «Путешествие на Луну» режиссера Жоржа МЕЛЬЕСА
На страницах энциклопедий, посвященных истории кинематографа, всегда можно увидеть имя Жоржа Мельеса - мага и фокусника, актера и режиссера, изобретателя и первооткрывателя. Ему обязаны своим появлением жанры кинофантастики и ужасов; он снимал документальные фильмы и волшебные сказки, сюрреалистические феерии и приключенческие ленты, которые не утратили своего обаяния и по сей день.
Познакомившись с изобретением братьев Люмьер, Жорж Мельес немедленно начал обогащать это изобретение, придумывая всевозможные постановочные трюки. В частности, он является автором знаменитой в свое время миниатюры, в которой в одном кадре у человека голова была, а в другом - отсутствовала. Возникало ощущение, что голову человеку отрубают буквально на глазах у зрителя. Это производило шокирующее впечатление, и современники прозвали Мельеса, увлекавшегося, помимо всего прочего, разного рода оккультизмами и мистификациями, Мефистофельесом, скомбинировав имя режиссера и имя известного мифологического персонажа. Одной из его самых знаменитых работ был фильм "Путешествие на Луну" по мотивам произведения Жюля Верна продолжительностью в 21 минуту.
Признание пришло к Мельесу в 1928 году. Его вклад в кино был наконец оценен; Чаплин назвал его "алхимиком света", Д.У.Гриффит сказал: "Я обязан ему всем". В 1931 году Мельес получил орден Почетного Легиона. Режиссер закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров, до конца жизни надеясь вновь вернуться к творчеству.
Если Люмьеры положили начало реалистическому направлению в кинематографе, используя свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение.