В заполнившихся сотнями людей залах академии были не только британцы. Слышалась вокруг французская, японская, испанская, и, конечно же, русская речь. Ценители искусства вполголоса обсуждали между собой картины, многие из которых никогда раньше в Соединенном Королевстве не выставлялись.
В экспозицию включены шедевры русской и французской живописи конца XIX - начала ХХ века, среди которых работы Винсента ван Гога, Поля Гогена, Пьера-Огюста Ренуара, Поля Сезанна, Пабло Пикассо, Василия Кандинского, Казимира Малевича, Кузьмы Петрова-Водкина, Натальи Гончаровой.
Отдельные залы посвящены хранящимся ныне в собраниях ГМИИ и Эрмитажа экспонатам из знаменитых коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова. Именно эта часть выставки вызвала наибольшее количество споров и даже ставила под вопрос сам факт появления картин в Лондоне.
Осенью 2007 года в некоторых британских СМИ появились сообщения о том, что шедевры живописи в Россию, так как на них могут претендовать частные британские компании, имеющие российских должников, а также дореволюционных владельцев картин. Речь, в частности, шла о претензиях внука Щукина Андре-Марка Делок-Фурко и наследника Морозова Пьера Коновалоффа.
Российские музеи отказались привозить картины в Лондон, пока Великобритания не предоставит законодательных гарантий возврата всех произведений на родину. В результате, 31 декабря 2007 года досрочно вступил в силу британский закон об исполнении судебных решений, защищающий произведения искусства от конфискации. Только после этого российская сторона на ввоз в Лондон выставки, застрахованной почти на 1 миллиард фунтов стерлингов.
Однако если во время пресс-показа в минувший вторник и юридических проволочек вокруг выставки была едва ли не основной в стенах Королевской академии, а сами они давали интервью журналистам, то в субботу внимание публики, наконец, было полностью сосредоточено на самих шедеврах искусства.
Для многих иностранных посетителей выставки, знакомых с самыми крупными именами в русском искусстве, стали откровением работы менее известных на Западе художников ХХ века и бурным развитием всевозможных направлений и течений внутри русского искусства на рубеже веков.
"Невероятно, как в пределах 20 лет смогли появиться такие разные работы, как "Лев Толстой босой" Репина и "Черный квадрат" Малевича", - поделился с корреспондентом РИА Новости своим самым сильным впечатлением от посещения выставки один из гостей.
Особое внимание привлекает зал, полностью посвященный художнику Владимиру Татлину и его проекту "Башни III Интернационала". В полумраке зала представлена модель грандиозного сооружения и одна из работ художника, конструировавшего свои произведения из натуральных материалов - металла, дерева, веревок и т.д. Здесь же зрителям показывают фильм о том, как бы выглядел современный петербургский городской пейзаж, будь проект Татлина воплощен в жизнь.
Находящихся под впечатлением от выставки гостей не может оставить равнодушными и специально составленный по этому случаю ассортимент магазина Королевской академии. Помимо красочного каталога выставки, там можно найти и супрематистские фарфоровые кофейные чашки с рисунками Малевича и Суэтина, женские шарфы с мотивами картины "Променад" Марка Шагала, белые футболки с красным и черным квадратами, выполненные известными дизайнерами ювелирные украшения и многое другое, что надолго сможет оставить память об уникальной выставке "Из России".