Лондон ждал выставку давно и с нетерпением - в течение нескольких месяцев британская столица была увешана афишами с репродукцией полотна Анри Матисса "Танец". Картина французского художника, безусловно, стала центральным экспонатом выставки.
С нетерпением в Лондоне ждут и другие картины из известных во всем мире коллекций меценатов Сергея Щукина и Ивана Морозова из собраний Эрмитажа и Пушкинского музея. Именно эта часть выставки вызвала наибольшее количество споров и даже ставила под вопрос сам факт появления картин в Лондоне.
Так, осенью 2007 года в некоторых британских СМИ появились сообщения о том, что шедевры живописи могут не вернуться в Россию, так как на них могут претендовать частные британские компании, имеющие российских должников, а также наследники дореволюционных владельцев картин. Речь, в частности, шла о претензиях внука Щукина Андре-Марка Делок-Фурко и наследника Морозова Пьера Коновалоффа.
Российские музеи отказались привозить картины в Лондон, пока Великобритания не предоставит законодательных гарантий возврата всех произведений на родину. В результате британский парламент досрочно принял закон, защищающий произведения искусства от конфискации, который вступил в силу 31 декабря 2007 года. Только после этого российская сторона дала добро на ввоз в Лондон выставки, застрахованной почти на миллиард фунтов стерлингов.
Однако оба наследника уже успели подтвердить, что на возвращении картин они не настаивают и полностью признают живописные работы достоянием российского государства. Единственное, чего намерены добиваться Коновалофф и Делок-Фурко - это компенсации за национализированные некогда картины.
Коллекции Щукина и Морозова, в которые входят полотна Матисса, Ренуара, Гогена, Пикассо и других наиболее ценимых на арт-рынке художников, были национализированы после революции 1917 года и размещены в Музее нового западного искусства в Москве. В 1948 году Музей закрылся и собрания были распределены между ГМИИ имени Пушкина и Эрмитажем.
Оба наследника появились на пресс-показе выставки 22 января, чтобы еще раз озвучить свои намерения представителям музеев и заверить их, что никто отбирать картины не собирается.
Сам же пресс-показ оказался рекордным по числу присутствовавших журналистов. В залах Королевской Академии искусств собралось порядка 800 представителей СМИ, из-за чего британский куратор выставки сэр Норман Розенталь даже расстроился - за толпой картин почти не было видно.
Скандал вокруг выставки лишь добавил ей популярности - билеты раскуплены уже вплоть до 6 февраля. Но у желающих еще будет немало шансов увидеть экспозицию, которая будет открыта до 18 апреля 2008 года.