Чепмэны готовили первую выставку в Москве, надев на голову коробки Радикальные британские художники братья Динос и Джейк Чепмэны (Dinos & Jake Chapman) к подготовке первой московской выставки, открывающейся 11 декабря в галерее "Триумф", подошли с истинно британским юмором.
"Мы на свою первую выставку в Москве решили привести всего понемногу, графику, скульптуру и живопись (кстати, ее мы сделали специально для российского вернисажа): все эти предметы отлично смотрятся в старинном особняке, особенно при свете старинных хрустальных люстр, такого освещения в британских галереях не увидишь. Мы не будем ничего прятать под пластик, пусть посетители трогают арт-объекты руками, главное, чтобы не украли", - пояснили в интервью РИА Новости британские художники.
"Зачем паковать скульптуры, лучше Диноса упаковать в эту коробку, тогда он, если прижмется носом к прозрачной поверхности, станет похож на поросенка", - сказал Джейк, и, надев прозрачный пластиковый короб на брата, принялся его фотографировать. Потом братья поменялись местами.
Совладелец галереи "Триумф" Дмитрий Ханкин немедленно предложил сделать постер. "Так прикольно мне еще ни с одними художниками не работалось", - добавил Ханкин.
Братья Чепмэны, выпускники Лондонского Королевского колледжа искусств, принадлежат к группе "молодых британских художников", к которым причисляют Дэмиена Херста, Трейси Эймин, Сэм Тейлор-Вуд и других. Чепмэны известны своими эпатажными скульптурами-манекенами с пенисами вместо носов и анусами вместо ртов, а также грандиозной инсталляцией Hell!, преобразующей тысячи крохотных солдатиков, мучающих, насилующих и убивающих друг друга, в огромную свастику.
Динос и Джейк Чепмэны, уверенные, что искусство призвано нарушать табу, делают это со свойственным англичанам черным юмором, который чувствуется даже в названии работ, например: "Зиготная акселерация: биогенетическая десублимированная либидональная модель (увеличено 1х1000)>, или "Как пес возвращается на свою блевотину".
"Да, названия и вправду удачны, мы их придумываем сами, и никакие кураторы для этого не нужны", - сказал Динос. "Точно, кураторы все идиоты, и нам повезло, что удается обходиться без них, а вот другим художникам приходится кормить эту братию", - добавил Джейк.
Художники рассказали подробнее про выставку, которая состоится в Москве: "Мы взяли несколько портретов неизвестных художников викторианской эпохи, купленных на аукционах и в антикварных магазинчиках, и дорисовали их немножко, в современном стиле. Получилась встреча современного искусства и искусства прошлого".
"У нас уже был опыт рисунка на оригинальных произведениях искусства, правда, тогда мы "доработали" гравюры Гойи", - отметил Джейк.
После нынешней "дорисовки" благообразные портреты 19-го века приобрели характерные для искусства Чепмэнов "особенности": отрезанные щеки, зашитые суровой ниткой рты и неприлично длинные носы.
"Этим людям, которые изображены на портретах, все равно, что мы с ними сделали, они уже давно истлели в могилах", - меланхолично пояснил Динос.
Скульптурную композицию из множества мучающих и мучимых солдатиков, которая также будет представлена на выставке, художники решили разместить в произвольном порядке на старинном восточном ковре в красном зале галереи "Триумф".
"Здесь действительно использованы те же принципы и элементы, что и в нашей композиции Hell!, но это совершенно отдельное произведение", - пояснил Динос. Джейк продолжил: "Да, вот сделали такой маленький вариант "Ада", я бы сказал мини "адик", смешали настоящих солдатиков и самодельных, и, вот что вышло".
Братья признались, что сами в детстве в солдатиков не играли, а увлекались играми с нянями, и любили прятаться в комоде. "А я всегда выбирал увлекательную игру: убеги как можно дальше из родительского дома", - добавил Динос.
Отвечая на вопрос о главных переменах в их жизни, за те десять лет, что минули с момента знаменитой выставки "Сенсация" британцы пошутили, что лично с ними ничего особо хорошего не произошло: "Ну, мы постарели, поглупели, перестали контролировать мочеиспускание, не говоря уж об эрекции, геморроем обзавелись".
Зато с их искусством, по словам братьев - полный порядок: "Цены растут на глазах, и нас это радует, так как дает возможность покупать красивые дома".
"Ну, а если говорить серьезно, то за десять лет действительно произошло много перемен. Вот, например, мы в Москве выставку делаем, а кто бы об этом мог подумать в 20-м веке", - сказал Динос.
Художники добавили, что в мире за последнее время стал очевиден огромный рост интереса к современному искусству, актуальное искусство стало гораздо больше цениться и производиться почти в индустриальных масштабах.
"Высокие цены на искусство стали следствием предложений рынка и спросом конкретных людей. Люди - важнее, чем рынок, так как они, в конечном счете, решают что им покупать", - уверен Джейк. Он отметил, что и раньше современное искусство было в цене, и до наших дней больше всего дошло работ успешных и известных авторов.
"В старых мастеров всегда вкладывали бешеные деньги, а сколько стоил Микеланджело, даже страшно себе представить. Те произведения искусства, которые до нас дошли - работы исключительно успешных художников", - продолжил Динос.
"Принципиальная разница не в том, сколько денег вкладывалось (объемы всегда примерно одинаковы, а в том, в какое искусство. Сейчас люди предпочитают вкладывать в актуальное искусство", - добавил его брат.
Они добавили, что по их мнению искусство не способно изменить мир, в том смысле, что не может сделать его лучше или хуже. "Мир развивается по своим собственным законам и художник тут ничего не может поделать, но повлиять на условия этого развития, на свою собственную жизнь, свое окружение, на "маленькие вещи", - это во власти художника", - сказал Джейк.
"Мы можем исследовать идеи, развивать их, и менять свой собственный мир, но не в той мере как это делают философы или теологи. Мир - это не абстракция, а люди", - добавил Динос.
В заключение художники признались, что их жизнь - это работа: "Хотя каждый день мы думаем о том, что пора завязывать, видимо работать будем еще долго, - это единственный известный нам на сегодняшний день способ существования".
|