"Российских коллекционеров отличает отменный вкус, они всегда выбирают лучшие и наиболее качественные вещи, идет ли речь о старых мастерах, импрессионистах или прикладном искусстве", - пояснил Йохан Пулкканен.
Он добавил, что, скорее всего, тонким вкусом покупатели из России обязаны высокой планкой, которую задают коллекции Пушкинского музея и Эрмитажа.
"Российский рынок искусства - среди всех новых рынков, наиболее интересный для нас, так покупатели из России не зацикливаются на чем-то одном, а выбирают лучшие экземпляры живописи, ювелирки и прикладного искусства", - продолжил он.
Ближайшие "русские торги" "Кристис" ("Значительная русская живопись", "Русское прикладное искусство" и "Произведения прикладного искусства из серебра") состоятся в Лондоне с 28 по 29 ноября.
Среди топ-лотов, выставленных на торги картины Константина Сомова "Отдых путника" (предварительная оценка 300-500 тысяч фунтов), ранний "Натюрморт с сиренью" Натальи Гончаровой (предварительная оценка 700-900 тысяч фунтов), а также портрет "писателя Александра Тихонова" Юрия Анненкова (900 тысяч-1,2 миллиона фунтов).
Хитом русского прикладного искусства будет "Ротшильдовское" яйцо фирмы Фаберже (12-18 миллионов долларов), а также рамка Фаберже, которую Николай II подарил своему крестнику, князю Георгию Имеретинскому, и серебряный подносной ковш.
"В последнее время стала очевидной и другая тенденция: русских художников активно стали собирать иностранные коллекционеры. Если раньше основной интереса нерусских коллекционеров были - произведения Фаберже и редкий для рынка Казимир Малевич, то сейчас на Западном рынке востребованы ранние работы русского периода Ларионова, Явленского, Кандинского", - добавил президент аукционного дома.
Йохан Пулкканен продолжил, что в аукционном бизнесе происходят значительные изменения, связанные с глобализацией экономики в целом.
"Лондон и Нью-Йорк перестали быть антикварными центрами, открыв место для новых рынков - азиатского, индийского, российского и китайского. Лично я очень люблю аукционы послевоенного искусства, которые проходят четырежды в год. Каждые торги для меня очень значимы, потому что каждый раз обнаруживается какой-нибудь новый тренд на арт-рынке", - отметил он.
Директор аукционного дома лично наблюдал за возникновением моды на китайскую живопись. "Мы даже приобрели в коллекцию "Кристис" несколько работ современных китайских художников за несколько лет они стали стоить миллионы. Из новых рынков, на мой взгляд, особенно выделяются китайцы и русские, - это самые энергичные направления, которые, лично меня не перестают удивлять", - сказал Йохан Пулкканен.
Президент аукциона признался, что сам без ума от Малевича, которого считает одним из самых потрясающих художников ХХ века, Пикассо, делавшего вещи, опередившие время и Бекона, давший современному искусству огромную энергию.
КРИСТИС ВЕДЕТ ОХОТУ НА НОВЫХ РЫНКАХ
Пулкканен пояснил, что арт-рынок сейчас на взлете, цены высоки и, многие коллекционеры, для того чтобы определить истинную ценность своих собраний, выставляют работы на аукционы.
Он дал характеристику последним тенденциям: "на наших аукционах стали появляться вещи музейного уровня, устанавливая рекорды продаж. По-прежнему интенсивны продажи импрессионистов, которые приносят по 300-400 миллионов долларов за торги. Каждый сезон - новые рекорды. Например, некоторые из тех вещей, которые мы привезли на выставку в Доме Пашкова в Москве, побили мировые рекорды цен".
Причины интенсивного роста мирового арт-рынка он видит во включение новых игроков-коллекционеров, а также вовлечение в оборот все большего числа работ и как следствие, появление большего числа шедевров: а за качество готовы платить.
По его словам, за первое полугодие 2007 года продажи "Кристис" составили - 3,25 миллиардов долларов и стали самыми высокими в истории арт-рынка. Для сравнения совокупные продажи за 2006 год составили 4,67 миллиарда долларов, а за 2005 - 3,4 миллиарда долларов.
Аукционный дом был основан в 1766 году Джеймсом Кристис (James Christie). "Кристис" - частная компания, принадлежащая сегодня французскому миллиардеру Франсуа Пино (Francois Pinault). Ежегодно дом проводит более 600 торгов по 80 категориям, включая живопись, декоративно-прикладное искусство, ювелирку, фотографию, вина и др.
"В последние пять лет "Кристис" определил свои приоритеты: для нас сейчас крайне важны новые рынки, такие как Россия, Средняя Азия, Индия, Китай (где мы провели два года назад свой первый аукцион), где мы открыли свои офисы (всего 85 офисов в 14 странах). Также, в сферу наших интересов входит рынок элитной недвижимости. Кроме того, мы уделяем большое внимание частным продажам (private sails)", - заявил Пулкканен.
Крупнейший в мире аукционный дом "Кристис" в феврале 2007 купил галерею современного искусства Haunch of Venison, через которую и осуществляет частные продажи, вместе с подразделениями в Цюрихе и Берлине.
Сумма сделки не разглашается. Галерея Haunch of Venison специализируется на художниках нового поколения. В их числе - Билл Виола (Bill Viola, видеоарт), Кейт Тайсон (Keith Tyson, инсталляции), Хорхе Пардо (Jorge Pardo, скульптура).
Эксперты утверждают, что для дома Christie's покупка галереи означает возможность существенно улучшить свой статус в секторе частных сделок на арт-рынке.
Для сравнения, летом 2006 года главный конкурент Christie's - дом Sotheby's - приобрел нидерландскую картинную галерею Noortman Master Paintings, располагающую ценным собранием западноевропейской живописи.
АУКЦИОНЫ - САНИТАРЫ РЫНКА
Отвечая на вопрос о том, насколько тщательно ведется проверка фальшивых или краденых предметов искусства, Пулкканен ответил, что когда речь идет о закрытых торгах, проверка ведется тщательнее, а на открытых торгах, обороты больше и за всем не уследишь.
"На любом рынке появляется подделки, этого не избежать, но "Кристис" гарантирует возврат и это происходит с 1766 года. Открытые аукционы, своего рода санитары антикварного рынка: с их помощью появляется возможность выявить как подделки, так и ворованные ценности, открыть то, что раньше было в тени. Рассылая каталоги по всему миру, мы даем возможность как можно большему количеству людей ознакомится с лотами", - рассказал Пулкканен.
"Так, например, Россвязьохранкультура, с которой мы находимся в тесном контакте, получив каталог, опознала краденные из архива документы", - добавил он.
В заключении эксперт дал совет для инвестиций в искусство.
"Перспективно с точки зрения инвестиций все вещи хорошего качества. Не важно, покупаете ли молодого неизвестного художника, Пикассо, или кого-либо из старых мастеров, берите только лучшие работы. А вот, чтобы понять, что есть лучшее, нужно быть хорошо информированным, изучать каталоги, быть образованным и главное иметь точный глаз и смелость", - закончил он.
Йохан Пуллканен является Президентом европейского отделения "Кристис" и директором международного отдела импрессионизма и искусства ХIХ-ХХ веков.
Пуллканен начал карьеру в "Кристис" в 1986 году в качестве специалиста по современной гравюре. В 1990 году он перешел в Отдел импрессионизма и современного искусства, которым руководил с 1995 по 1998 годы.
В 1998 он возглавил организованный Отдел импрессионизма и искусства XIX века, а позже занял пост Директора международного отдела искусства XIX и XX столетия. В декабре 2000 года господин Пуллканен был назначен Заместителем председателя "Кристис" в Великобритании, а в феврале 2005 стал Президентом европейского отделения "Кристис".