Этот феномен исследует выставка "Разноцветные боги". Она организована в сотрудничестве с Мюнхенским археологическим музеем и глиптотекой.
Экспозиция включает в себя двадцать одну древнюю статую, на многих из которых сохранились следы краски. Рядом с побелевшими от времени экспонатами находятся их реконструкции в цвете. Таким образом "обновлены" такие известные экспонаты, как изваяние девушки с Акрополя, фриз сокровищницы из Дельф, детали фриза храма Афайи с острова Эгина.
На первый взгляд, все эти статуи раскрашены очень странно. Цвета почти кричащие, их сочетания на вкус современного ценителя живописи аляповаты и неправильны. Например, рельеф с изображением воина. Его шлем, обувь и даже копье - ярко-синего цвета с оранжевой каймой по краям. Ярко-желтый панцирь украшен красными, синими и зелеными деталями. Рубашка, надетая под панцирем, ослепительно белая с неким подобием кружев по краям, и такого же бьющего в глаза белого цвета - край бороды воина, вся остальная часть которой покрашена в темно-коричневый цвет. Руки, ноги и лицо воина выполнены во вполне естественном телесном цвете, но его ногти - ярко-белые, контуры глаз обведены красным, а брови намечены лишь тонкой черной полосой. И все это на активном красном фоне.
Значит ли это, что древние греки, создав выдающиеся статуи, не сумели придать им подходящий цвет и поэтому ограничились условными и неестественными цветами, как в детской книжке-раскраске? Ученые точно знают, что это не так. Например, известно о выдающихся достижениях греков в станковой живописи (к сожалению, холсты с картинами утрачены полностью) или в создании фресок. Древние мастера прекрасно знали, как смешивать цвета, отлично различали и вдумчиво применяли множество цветовых оттенков. Однако для статуй они сознательно выбирали яркие, плохо сочетающиеся друг с другом цвета.
Современные археологи находятся лишь в начале долгого пути, который должен пролить свет на концепцию древнегреческих живописцев по мрамору, считает директор Национального археологического музея Никос Калцас.
"Перед нами стоит множество вопросов о технике живописи древнегреческих мраморных памятников. Например: как наносилась краска, какой была техника художника? Почему использовались неестественные цвета - может быть, потому, что статуи были видны наблюдателю со значительного расстояния?" - сказал ученый на открытии выставки.
"Археология в сотрудничестве со смежными науками и с использованием новейших технологий, возможно, сможет когда-нибудь дать нам исчерпывающую информацию о многоцветии древних мраморных памятников", - заключил он.