По иронии судьбы двое авторов этого документа, впоследствии ставшие президентами США, - Томас Джефферсон и Джон Адамс - скончались в один день 4 июля 1826 года, ровно через 50 лет после подписания Декларации. Оригинал «Декларации независимости» считается в США государственным достоянием и хранится в Национальном архиве в Вашингтоне в заполненном инертным газом контейнере из пуленепробиваемого стекла. В дневное время декларация выставляется на всеобщее обозрение в зале архива, ночью контейнер опускается в защищенное подвальное помещение. По сложившейся традиции в День Независимости США перед посетителями архива и туристами выступают одетые в камзолы и шляпы XVIII века актеры, громко читающие текст Декларации. Главное событие - парад Дня Независимости - проходит в полдень в Вашингтоне. Одновременно в Америке проходят народные гуляния, устраиваются фейерверки, американцы вывешивают на своих домах государственный флаг США.
66 лет назад (1942) завершилась героическая 250-дневная Севастопольская оборона в годы Великой Отечественной войны
С 30 октября 1941 по 4 июля 1942 года продолжалась героическая оборона Севастополя в годы Великой Отечественной войны. До войны Севастополь был подготовлен только для обороны с моря и воздуха. Севастопольский гарнизон насчитывал около 23 тысяч человек и имел около 150 полевых и береговых орудий, 82 самолета. Оборона с моря осуществлялась береговой артиллерией и кораблями Черноморского флота. Система сухопутной обороны города стала создаваться с июля 1941 года. Она состояла из трех рубежей: передового, главного и тылового, оборудование которых к моменту выхода противника на ближние подступы к городу (30 октября) не было закончено. Всего было сооружено 82 артиллерийских дота с морскими орудиями и 220 пулеметных дотов и дзотов, 33 километров противотанкового рва, 56 километров проволочных заграждений, установлено 9600 мин.
Войска 11-й немецкой армии, прорвавшиеся в октябре 1941 года в Крым, 30-31 октября и в первых числах ноября предприняли попытку с ходу овладеть городом. Эти попытки были отражены севастопольским гарнизоном при поддержке корабельной артиллерии и авиации. В первых же боях защитники города проявили стойкость и героизм, сопротивляясь ударам превосходящих сил врага. В боях в районе Дуванкоя бессмертный подвиг совершили морские пехотинцы во главе с политруком Н.Д.Фильченковым, ценой жизни остановившие танки противника. Большую помощь в обороне оказывало население города. После провала попытки с ходу овладеть Севастополем, немецкое командование предприняло еще три крупных наступления на город - в ноябре и декабре 1941, а также в мае-июне 1942 года. Особенно мощной была третья атака. Противник имел двукратное превосходство в живой силе, более чем трехкратное в артиллерии, десятикратное в танках и самолетах. С 27 мая Севастополь непрерывно подвергался ударам немецкой авиации и артиллерии, а 7 июня началось наступление. К середине июня противнику удалось прорваться к побережью Северной бухты. Защитники города оказывали ожесточенное сопротивление, но силы их были на исходе, потери росли, кончались боеприпасы, продовольствие, питьевая вода.
30 июня остатки войск стали отходить из Севастополя к Бухтам Стрелецкая, Камышевая, Казачья и на мыс Херсонес, где продолжали борьбу до 4 июля. Часть защитников города была эвакуирована, часть прорвалась в горы к партизанам. С 4 июля 1942 по 9 мая 1944 года Севастополь был оккупирован немецко-фашистскими войсками; освобожден в ходе Крымской операции 1944 года. Оборона Севастополя продолжалась 250 дней. Она имела важное военно-политическое и стратегическое значение, сковав крупные силы противника на южном крыле советско-германского фронта и не позволив ему развернуть наступление на Кавказ. В ходе обороны было достигнуто четкое взаимодействие между армией, флотом и авиацией в результате создания единого командования и правильной организации управления. В борьбе за город противник потерял около 300 тысяч человек убитыми и ранеными. Севастопольская оборона вошла в историю как пример массового героизма и самопожертвования защитников города. Более 30 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. 22 декабря 1942 года учреждена медаль «За оборону Севастополя», которой награждено свыше 30 тысяч человек. Севастополю присвоено звание город-герой.
201 год назад (1807) родился Джузеппе Гарибальди, народный герой Италии, один из вождей революционно-демократического крыла в национально-освободительном движении
Джузеппе Гарибальди родился 4 июля 1807 года. Отец Гарибальди был потомственным мореходом, первыми учителями - аббат и отставной офицер. С 15 лет Гарибальди плавал юнгой, а затем матросом на торговых судах частных владельцев и сардинского военного флота. В 1833 году вступил в тайное революционное общество «Молодая Италия», основанное Джузеппе Мадзини. В этот период большое влияние на него оказали сенсимонисты, познакомившие его с идеями равенства, братства и равноправия. В том же году в Марселе Гарибальди участвовал в подготовке восстания в Пьемонте, но из-за провала бежал и был заочно приговорен к смертной казни. В 1834-1848 годах находился в изгнании. В это время принимал активное участие в национально-освободительных войнах в Латинской Америке (Рио-Грандской республики с Бразилией и Уругвая с Аргентиной). Был взят в плен и находился в тюрьме в Аргентине. В годы революции в 1848 году Гарибальди решил вернуться на родину. Италия в это время была охвачена революционным движением. Революции совершились в Милане, Венеции (где образовалась Венецианская республика), позднее в Риме и Тоскане.
Сардинское королевство стало конституционной монархией. Одновременно Пьемонт объявил войну Австрии. Гарибальди созвал отряд волонтеров и вел военные действия в Альпах; после победы австрийцев перебрался в Тоскану, а затем в Рим, где был избран депутатом Учредительного собрания. После подавления революций 1848-1849 годов Гарибальди со своим корпусом двинулся в Венецию, но в горах был окружен, взят в плен и заключен в крепость в Генуе. Арест Гарибальди вызвал такую бурю возмущения, что правительству пришлось освободить его и выслать из Пьемонта. 16 сентября 1849 года Гарибальди отплыл из Ниццы сначала в Северную Африку, а затем в Америку. С 1851 года Гарибальди плавал капитаном на торговом судне. В феврале 1859 года глава пьемонтского правительства граф Кавур пригласил Гарибальди в Турин, предложив ему начать вербовку волонтеров для участия в войне против Австрии. В 1859-1860 годах корпус Гарибальди «Альпийские стрелки» совершил триумфальный марш по территории Ломбардии, изгнав из нее австрийцев. В занятых им местностях Гарибальди освобождал крестьян от налогов, чем завоевал огромную популярность среди населения.
После заключения Виллафранкского перемирия (1859) Республиканская партия на Сицилии, где в это время началось восстание, предложила Гарибальди возглавить экспедицию с целью захвата всего Неаполитанского королевства. Так в 1860 году был осуществлен знаменитый поход гарибальдийской «Тысячи». Изгнав вначале Бурбонов с Сицилии, Гарибальди со своими волонтерами двинулся на Неаполь и занял его. Он был провозглашен диктатором обеих Сицилий от имени короля Пьемонта Виктора Эммануила II. И на Сицилии, и в Неаполе Гарибальди освободил политических заключенных, отменил ряд налогов. Неаполитанское королевство было присоединено к Пьемонту. После начала в 1866 году австро-прусской войны король Виктор Эммануил II вновь призвал Гарибальди для участия в военных действиях. Со своим отрядом Гарибальди занял Южный Тироль. Летом 1867 года совершил агитационную поездку по Северной и Центральной Италии, призывая к новому походу на Папскую область, был арестован и вновь сослан на Капреру, откуда бежал в 1867 году, но, потерпев поражение в одном из сражений, был взят в плен и возвращен на Капреру.
После отречения Наполеона III 6 сентября 1870 года Папская область была занята пьемонтскими войсками. Гарибальди предложил свои услуги республиканскому правительству Франции в войне против Пруссии. В январе 1871 года он разбил прусские войска в битве при Дижоне и был избран депутатом Национального собрания Франции, но отказался от мандата и в феврале 1871 года окончательно вернулся на Капреру. Умер Гарибальди 2 июня 1882 года. Имя генерала-революционера Джузеппе Гарибальди стало символом борьбы итальянского народа за свободу и национальную независимость в XIX столетии. В ходе гражданской войны в Испании 1936-1938 годов итальянские добровольцы-интернационалисты были объединены в бригаду имени Гарибальди. Во время второй мировой войны партизанские отряды, сражавшиеся в Италии против гитлеровских войск и фашистской армии Муссолини, гордо носили на своих боевых знаменах имя народного героя, называясь гарибальдийскими бригадами.
88 лет (1920) назад открылся первый театр для детей, созданный Натальей Сац
Наталья Ильинична Сац - русский режиссер, театральный деятель. Создатель первого в мире театра для детей, первого государственного музыкального театра для детей, автор пьес, либретто детских опер и балетов. Родилась 27 августа 1903 года в Москве, дочь композитора Ильи Саца, работавшего в Художественном театре (автор музыки к «Синей птице» Метерлинка). С раннего детства была связана с театральным миром. В 1917 году окончила Музыкальный техникум имени Александра Скрябина. 15-летней девочкой начала работать в Темусеке (Театрально-музыкальной секции Московского Совета Рабочих Депутатов). В начале 1920-х годов Наталью Сац охватывает идея создания театра для детей, совершенно нового театра, «который даст собственный современный репертуар и донесет его до своего зрителя средствами синтетического спектакля». Первый детский театр (здание в Мамоновском переулке, где ныне находится МТЮЗ) Сац открыла 4 июля 1920 года спектаклем «Маугли», в котором играли Михаил Гаркави, Мария Бабанова, Игорь Ильинский). 13 июля 1921 года открылся Московский театр для детей (первый спектакль - «Жемчужина Адальмины»).
С первых лет существования театра к работе привлекались молодые, но уже известные композиторы - Сергей Прокофьев, Александр Александров, Дмитрий Кабалевский, Михаил Старокадомский, Тихон Хренников. Наталья Сац стала в этом театре режиссером. Опытом Московского театра для детей стали достаточно широко пользоваться за границей, а Наталью Сац назвали «матерью детских театров мира». 5 марта 1936 года на основе Московского театра для детей был открыт Центральный детский театр. Здесь Сац поставила спектакль «Золотой ключик, или Приключения Буратино». В начале 1950-х годов Наталья Сац решила создать детский музыкальный театр. Много лет ушло на попытки доказать, насколько необходим подобный театр, и, наконец, 21 ноября 1965 года на сцене Московского театра Эстрады состоялся первый спектакль - опера Красева «Морозко». Вскоре театр переехал в здание бывшей гостиницы «Славянский базар» на Никольской улице, а в 1979 году - в новое здание на проспекте Вернадского, которое назвали «восьмым чудом света». Над театром парит Синяя птица - Птица Счастья на золотой арфе, ставшая эмблемой театра. В фойе и переходах расположились скульптуры сказочных персонажей, зимний сад, аквариумы с разноцветными рыбками. В театре работают оперная и балетная труппы, симфонический оркестр, крупные художники-сценографы, композиторы. В 1987 году Московский государственный детский музыкальный театр стал академическим. После смерти Натальи Ильиничны Сац 18 декабря 1993 года театр носит имя своего основателя.
81 год назад (1927) родилась Джина Лоллобриджида, итальянская актриса, режиссер, фотограф
Джина Лоллобриджида - одна из самых красивых женщин планеты. Она была символом Италии и кумиром не одного поколения зрителей. Ей довелось сыграть множество ярких ролей. Фильмы с ее участием, среди которых «Провинциалка», «Фанфан-Тюльпан», «Хлеб, любовь и фантазия», стали общепризнанными шедеврами мирового кино. Ее творческая удача - роль цыганки Эсмеральды в фильме «Собор Парижской Богоматери» - считается лучшим экранным воплощением героини Виктора Гюго. Джина родилась 4 июля 1927 года в Италии в бедной многодетной семье. Мать Джины, пользовавшаяся беспрекословным авторитетом в семье, решила, что Джина и три ее сестры будут монашками. Однако родителям пришлось смириться с увлечениями дочери. Джина занялась рисованием, полюбила кинематограф, стала участвовать в массовках. Сначала были курсы пения, потом - театральное училище. В 1945 году семья Лоллобриджиды поселилась на окраине Рима. Джина, ставшая к этому времени настоящей красавицей, пробовала себя в роли манекенщицы, снималась в эпизодических ролях в кино, принимала участие в конкурсах красоты.
В 1947 году она завоевала второе место на конкурсе красоты в Риме, однако, «по требованию зрителей», которые аплодировали ей почти десять минут, получила право участвовать в конкурсе «Мисс Италия», где стала третьей. Но теперь ее заметили. Предложения сниматься следовали одно за другим. Первая значительная работа Джины Лоллобриджиды - в антифашистском фильме Карло Лидзани «Опасно, бандиты!» (1951), после которого она начинает сниматься у ведущих итальянских режиссеров тех лет: А.Блазетти, М.Камерини, М.Солдати, П.Джерми. Звездный час Лоллобриджиды наступил в 1952 году. Тогда она впервые приехала на Каннский фестиваль с фильмом «Фанфан-Тюльпан», где снялась в главной роли со знаменитым Жераром Филипом. Картина имела ошеломляющий успех. Джина показала себя как характерная, темпераментная актриса. С этого фильма за ней закрепляется амплуа бойкой обаятельной девушки из народа, задиристой, острой на язык, непокорной. Такой она запомнилась в фильмах «Провинциалка» (1953) М.Солдати и «Римлянка» (1954) Л.Дзампы, «Хлеб, любовь и фантазия» (1953) и «Хлеб, любовь и ревность» (1954) Л.Коменчини. В 1950-1960-е годы Лоллобриджида становится одной из самых популярных кинозвезд не только в Италии, но и во всем мире. Она много снималась во Франции и Америке.
Последовали роли в фильмах «Большая игра» (1954), «Самая красивая женщина на свете» (1955), «Трапеция» (1956), «Собор Парижской Богоматери» (1956), «Соломон и царица Савская» (1959), «Имперская Венера» (1962), «Прекрасный ноябрь» (1968), «Король, дама, валет» (1971), «Месть дикарей» (1977) и других. В 1970-е годы Лоллобриджида все реже появляется на экране, а потом и вовсе перестает сниматься. Она всерьез занимается живописью и фотографией. Пробует себя как режиссер. В 1976 году сняла документальный фильм о Кубе, и Фидель Кастро назвал ее самой очаровательной журналисткой мира. Джина Лоллобриджида живет в Риме, воспитывает внука. Ее вилла утопает в зелени. В саду обитают лебеди, павлины, попугаи, утки. Джина занимается благотворительностью, проводит фотовыставки, работает в художественной мастерской. Один из ее последних фотоальбомов называется «Дети и животные». Она по-прежнему красива, богата, независима и соглашается сниматься только ради удовольствия, при условии, что новая роль не уступит ее прежним работам. 23 июня 2003 года в залах Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) имени А.С.Пушкина открылась выставка «Жизнь в искусстве», на которой были представлены скульптуры, созданные Джиной Лоллобриджидой. Открытие выставки скульптур было приурочено к началу Московского международного кинофестиваля. Лоллобриджида-скульптор соединяет в своем творчестве ХХ век, в историю которого вписано ее имя, и наследие классического искусства, восходящее к эпохе античных героев. По мнению сотрудников ГМИИ, 38 скульптур Лоллобриджиды стали «открытием для российского зрителя».