По его мнению, существует реальная опасность, что "художник, особенно молодой, может запутаться во внешних, развлекательных свойствах материала, и станет при помощи новых технологий решать внехудожественные задачи", иными словами, потеряет фундаментальную художественную позицию. "Сложная форма изображения может подменить собой содержание, увести художника в дебри, откуда нет возврата. Понятно, что с традиционными материалами таких проблем меньше", - пояснил собеседник агентства.
Он добавил, что видео-арт, в общекультурном смысле, плох тем, что можно просто нажать на кнопку и выключить экран: "Зритель в праве подойти к монитору и выключить его, а вот со скульптурой такое сделать нельзя".
Кроме того, продолжил художник, видео-арт хранится "на нестабильных носителях", и нет никакой гарантии, что "через 10-15 лет в прошлое не уйдут диски, как ушли кассеты".
На вопрос, что может продлить жизнь хрупкому видео-арту, собеседник агентства ответил: "Только высокая рыночная цена, которая заставит людей бережно относиться к тем произведениям искусства, которые они приобрели". "Вот бриллиантовому "Черепу" британского художника Дэмиана Херста обеспечена долгая жизнь, хотя бы потому, что он сделан из бриллиантов и платины, а это не только прочные материалы, но и очень дорогие", - продолжил он.
По мнению художника, открытие непризнанного гения видео-артиста, как это бывало с незаслуженно забытыми живописцами начала ХХ века, в будущем станет невозможно: "Шансов, что лет через 50 обнаружится позабытый видео-шедевр из наших дней, практически нет. Ведь не дошли же до нас большинство из тех видео-экспериментов, которые делали наши художники в 80-е годы ХХ века", - сказал Логутов.
Власть над временем
Логутов пояснил цели, которые ставит в своем творчестве. "В ряде произведений я работаю со степенью проникновения зрителя, с глубиной его внимания, в других - ставлю эксперименты со временем и пространством. Например, мне интересно, с какой скоростью считывается зрителем информация, как происходит его мыслительный процесс", - отметил он.
Так, в серии 2005 года "Сумерки" он исследовал проблемы сумеречного сознания человека. "Целью проекта было завладеть рассеянным вниманием зрителя, который, утомленный обилием медиа, все видит через своеобразные фильтры", - отметил он. Например, видео-работа "Парк" из этой серии, на первый взгляд, просто отображает виды парка в Штутгарте и барочный театр в сумерках на берегу озера. Но чем дольше вглядываешься, тем больше обнаруживаешь незаметных, но грубых несоответствий: отражения в воде людей, гуляющих по берегу, иногда чуть запаздывают, а иногда обгоняют своих хозяев, некоторые предметы не отбрасывают теней, а статуи на крыше время от времени оживают.
"Я не стремлюсь нарушать законы физики, а стараюсь исследовать возможности человека, точнее, пытаюсь заставить зрителя познать глубину своего внимания и взглянуть на мир по-новому. Например, в работе "Ненужное", которая выдвигалась на премию "Кандинского", три молодых человека прыгают в пространстве с разной скоростью, кто-то зависает в воздухе, а кто-то приземляется быстрее. С одной стороны - это работа с временными потоками, а с другой - есть и драматический подтекст, ребята учатся летать, но это никому не нужно", - добавил он.