Ответ очень прост - Россия встала на рыночный путь развития, вышла из кризиса первых лет, в стране появились сначала сотни, а затем тысячи миллионеров. Они то и стали жадно и азартно скупать русское искусство. Спрос и рынок возникли как черт из табакерки.
Как известно спрос рождает предложение.
Но где найти для всех желающих новых шедевров? Как обуздать лавину денег, готовых хлынуть в руки арт-дилеров? Проблему решили подделки. На производство фальшивок был брошен подпольный гений сотен беспринципных русских имитаторов. Их невольными союзниками стали эксперты, которые в первое время были просто не в состоянии распознать фальшак. Как гром среди ясного неба прозвучало недавнее официальное заявление Третьяковской галереи о том, что ее эксперты (элита элит!) выдали 96 ошибочных заключений.
Причем это признание было, скорее всего, вынужденным. Его сопровождал ряд громких скандалов и планомерное наступление чиновников из «Россохранкультуры». Шутка ли, за два года вниманию общественности было предъявлено целых четыре каталога подделок русской живописи! Надо отдать должное мастерам фальшивок. Это целая подпольная индустрия. Например, сначала где-нибудь на блошиных рынках Европы или России, а то и на торгах приобретается по дешевке второстепенная работа второстепенного мастера. Тут важно, чтобы картина была написана на холсте той эпохи и красками, которых уже не купить. Это основание выдержит любое увеличение, а взятая на анализ крупица засохшего масла убедит эксперта, что краска настоящая, из 18 или 19 века. Вкрапления и подчистки делаются виртуозно, с использованием электронных микроскопов и целым рядом тайных ноу-хау, которые еще предстоит разгадать. Картина приобретает русские черточки. Появляется вдали над немецкими перелесками сверкающий мазок креста на куполе православной церквушки. На переднем плане чинного голландского пейзажа расползается лужица после дождя. В луговой траве наливаются синим светом расейские васильки. И вот готов новый неизвестный прежде Клебер или даже сам Шишкин. После кропотливой и виртуозной работы полотно готово к торгам. Подделать подпись, пожалуй, - самое простое. Гораздо труднее создать фальшивке приличный провенанс, историю написания, хронику продаж. Думаю, что в особых случаях подделываются старинные каталоги, газеты, письма, фотографии, сочиняется целый исторический пласт для фальшивки, которая будет стоить миллионы долларов.
Ежегодный объем операций на рынке русской живописи оценивается в 1,5 - 2 млрд. долларов!
Определить подделку практически невозможно.
Тут мы касаемся еще одной важной темы.
Подделка рассчитана исключительно на богатого лоха, экспертный круг чаще всего нутром чует фальшивку, арт-дилеры вообще неуязвимы они прекрасно знают, что продают, рекомендуют, всучивают фальшак. Дело доходит до абсурда, на одном из провинциальных торгов была выставлена на продажу якобы неизвестная картина Шагала, устроители выставки-продажи обратились к дочери Шагала, которая категорически заявила: это подделка! Мой отец такой мазни не писал. И что же? Картина была все равно куплена за баснословные деньги, правда не покупателем, а самими галеристами. Зачем? А затем, что покупатели заинтересованы в том, чтобы на рынке крутилось как можно больше сомнительных работ. В этом море фальшивок сам черт сломает рога, количество картин Айвазовского, которые вошли в оборот, уже давно в три в четыре раза превзошли написанное гением. Для такой массы марин мастеру нужно было иметь три жизни, а не одну.