Первое и, пожалуй, главное впечатление от картин Молодцова - абсолютная искренность и внутренняя свобода. Он словно смотрит на этот мир ясными глазами ребенка и получает огромную радость от своего творчества. Недаром, наверное, открывая выставку, художественный реководитель театра Ермоловой, народный артист Владимир Андреев назвал Молодцова "ничейным художником" - имея в виду его самостоятельность и непохожесть ни на кого другого.
А может быть, так и должно быть: именно «детский» взгляд художника - самый правильный и нормальный?
Трогательна и лирична картина "Шире шаг!". Идут по зимней улице суворовцы, а на них с умилением и восхищением смотрят бабушка и маленький мальчик. Молодцов говорит, что это он изобразил себя в детстве. Кстати, художник часто обращается к воспоминаниям юности, где он - один из героев своих картин. А вот московский дворик - угадывается послевоенное время по костюмам горожан: старушки в платочках на лавочке, дамы в вычурных шляпках, военные в галифе, детишки в ярких одежках - все солнечно и светло! Двухэтажный деревянный дом - таких в городе было тогда много...
Нельзя без эмоций пройти и мимо полотна, где изображен просто... угол комнаты. "Главное действующее лицо" - окно, "смотрящее" на зимнюю улицу. Между рамами - новогодние елочные шары, на подоконнике - зеленые яблоки. Виден конец стола, где стоит стакан с недопитым чаем. Где-то сбоку - синоним тогдашнего уюта - фикус. Такой вот московский быт начала мирной жизни - год примерно 1945-1947.
Праздником нужно делиться. Это знает вроде бы каждый. Но не всякому дано материализовать эту идею. У Михаила же Молодцова получается вдвойне. И жизнеутверждающей эту мысль живописью, и возможностью показать свои работы тем, кому они приятны и интересны. "Радость победы" - год 1949. Кого на этой картине только нет! И милиционер на коне, и моряки в клешах, и военные с молодыми женщинами в ярких платьях, и солдаты - победители недавно закончившейся войны, и веселые старушки, пережившие ужасы голода и бомбежек, и дети, у которых впереди целая жизнь...
Молодцов по натуре - оптимист. Он верит не только в сказки, но в светлое будущее. Оно в руках самих людей. Красавица-девица и парень-богатырь несут березовое бревно на плечах, а на бревне висит будто бы скатерть-самобранка, полная еды. Смешно, но доходчиво. Хочешь есть - работай!
А еще я долго стояла у незатейливой вроде бы картины "Каток". 50-е годы. Явно Москва. Вокруг редкие деревья. В окнах близлежащих домов горит свет. Значит, вечер. На льду катаются и дети, и влюбленные парочки, и, конечно, для порядка - милиционер на коньках. Порхает легкий снежок и льется из репродуктора старинная мелодия. Мне показалось, что поет Гелена Великанова: "Золотые мелькают огни..." И вдруг неожиданно, но отчетливо понимаешь - ведь все эти картины и о моей проходящей жизни тоже...
Но, говоря о художнике, который почти четверть жизни писал для театра, грех не рассказать о его театральных работах. Хотя их на этой выставке немного, ведь он уже, по мнению критиков, перешел в разряд свободных живописцев. Самая интересная театральная работа в экспозиции написана в 1980 году. Это эскиз декорации к моноспектаклю "Иудушка Головлев" (по произведению Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"). На полотне - финал спектакля. Актер стоит спиной к зрителю, он приоткрыл деревянную дверь. Оттуда льется живой солнечный свет. А на темной стене - божественные лики - иконы. Нельзя не отметить, что всю свою творческую жизнь Молодцов скрупулезно изучал историю русского костюма. И это ему очень пригодилось, когда он работал в театре...