Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


30 мая



30 мая 1431 года в Руане была казнена ставшая позже национальной героиней Франции Жанна д'Арк. Ее детство пришлось на тяжелый для Франции период Столетней войны: согласно договору в Труа (21 мая 1420) король Англии Генрих V становился наследником французского престола и правителем Франции, а законный наследник, дофин, будущий король Карл VII от престолонаследия отстранялся, что фактически означало присоединение Франции к Англии. Молва обвиняла королеву Франции, Изабеллу Баварскую, в том, что она была инициатором этого договора; по стране распространялось пророчество: «Женщина погубила Францию, дева ее спасет». Жанну стали посещать видения: ей являлись святой Михаил Архангел, святые Екатерина и Маргарита, убеждая Жанну идти к пребывавшему на не оккупированном англичанами юге Франции законному королю Карлу VII и спасти страну. В марте 1429 года Жанна прибыла в замок Шинон, где находился Карл VII, и возвестила ему, что ее «голоса» сообщили ей: она избрана Богом, чтобы снять осаду с Орлеана, преграждавшего англичанам путь на юг, а затем привести короля в Реймс, место коронации французских королей. Жанна сумела убедить Карла, и тот отправил ее с войском в Орлеан, где она получила второе имя - Орлеанская дева. Молва уже утверждала, что именно она - та дева, что спасет Францию. Это воодушевило войско, и в результате ряда сражений, в которых принимала участие сама Жанна, в мае 1429 года осада была снята. Снятие осады и последовавшая за этим серия побед французских войск убедили французов, что Бог считает их дело правым и помогает им.

REGNUM

Предпринятый после этого поход на Реймс превратился в триумфальное шествие королевской армии.17 июля Карл VII короновался в Реймсе, и во время торжественного акта Жанна держала над ним знамя. В августе 1429 французы начали наступать на занятый англичанами Париж. Попытка взять его оказалась неудачной, и, несмотря на настояния Жанны, королевские войска отступили. 23 мая 1430 года Жанна попала в плен к англичанам. Те организовали церковный суд в Руане, обвинив Жанну д'Арк в ереси и колдовстве. 29 мая 1431 года судьи и ассистенты, собравшиеся в архиепископской церкви, вынесли окончательное решение о том, чтобы передать осужденную в руки светских властей, но просить их действовать с предельной мягкостью. Фактически это означало смертный приговор. 30 мая в 9 часов утра Жанну д'Арк вывели из тюрьмы и повезли на телеге под конвоем из 80 английских солдат на площадь Старого рынка. Здесь уже были сколочены деревянные помосты для судей и возведены эшафоты. Третий эшафот предназначался для Жанны д'Арк. Он имел гипсовое основание, вокруг него штабелями высились дрова. А посреди эшафота стоял столб с доской, где было написано: «Жанна, называющая себя Девой, вероотступница, ведьма, окаянная богохульница, кровопийца, прислужница сатаны, раскольница и еретичка». Горожан не подпустили близко к месту казни. 800 английских солдат оцепили эшафот. Было приказано даже закрыть деревянные ставни окон, выходивших на площадь. Епископ Кошон огласил приговор церковного суда: «...Мы объявляем тебя, Жанна, вредным членом церкви и, как такового, отлучаем от нее: мы отдаем тебя в руки светской власти, прося ее, однако, смягчить свой приговор и избавить тебя от членовредительства и смерти...». Палач привязал девушку к столбу на эшафоте и, спустившись вниз, поднес огонь к разложенным дровам. Так погибла Орлеанская дева. В 1455-1456 годах в Бурже прошел процесс посмертной реабилитации Жанны д'Арк. 16 мая 1920 года она была причислена католической церковью к лику святых.

1858 - основан город Хабаровск

История города начинается с освоения Дальнего Востока. Солдаты 13-го линейного Сибирского батальона под командованием капитана Я.В.Дьяченко основали военный пост и назвали его Хабаровкой - в честь землепроходца XVII века Ерофея Хабарова. Датой основания считается 31 мая 1858 года. Первоначально в  Хабаровке были построены здания военного назначения. Уже через пять лет с момента основания в Хабаровке было 167 строений, среди них - дом военачальника, казарма, провиантские склады, жилые дома и торговые лавки. Благодаря очень удобному местоположению (место слияния рек Амур и Уссури) Хабаровка начала быстро развиваться. За служивыми людьми потянулись предприимчивые люди. Основными занятиями в это время были прибыльные пушные и рыбные промыслы, что привлекало многих людей, а также огромное количество плодородных земель, Хабаровсккоторые раздавались бесплатно. Уже через шесть лет военным топографом Михаилом Любенским был разработан план застройки Хабаровки. С 1880 года Хабаровка - город, административный центр Приморской области, с 1884 года - административный центр Приамурского генерал-губернаторства. В 1893 году переименован в  Хабаровск. В ноябре 1922 года в составе Дальневосточной республики вошел в РСФСР. С 1926года город являлся административным центром Дальневосточного края, с 1938 года - Хабаровского края. В 2002 году город получил статус административного центра Дальневосточного федерального округа РФ.

REGNUM

1896 - на Ходынском поле произошла давка

1896 - во время празднества по случаю коронации Николая II в Москве на Ходынском поле произошла давка, в которой погибли более тысячи человек.

Паническая давка, случившаяся в Москве 30 мая 1896 года в день народных гуляний по случаю  коронации императора Николая II, получила название Ходынской катастрофы. Гулянье на Ходынском поле, предусмотренное царским двором в связи с  коронацией императора, должно было пройти по тому же сценарию, что и в 1883 году при коронации Александра III. Тогда на празднество пришли около 200 тысяч человек, всех их накормили и одарили подарками. На массовые гуляния на Ходынское поле к двум часам дня 30 мая должен был прибыть коронованный Николай II с супругой Александрой и приглашенными высокими особами и дипломатами. Распорядителем гуляния в 1896 году по просьбе царя был назначен его дядя, московский генерал-губернатор великий князь Сергей Александрович. На организацию праздника было затрачено 20 миллионов рублей. Ходынское поле было достаточно большим (около одного квадратного километра), однако рядом с  полем  проходил овраг, а на самом поле было много промоин и ям. Служившее ранее учебным плацем для войск московского гарнизона, Ходынское поле ранее не использовалось для народных гуляний. По его периметру были построены временные «театры», эстрады, балаганы, лавки, в том числе 20 деревянных бараков для бесплатной раздачи водки и пива и 150 ларьков для раздачи бесплатных сувениров - подарочных кульков, в которых были разложены булки, куски вареной колбасы, пряники и фаянсовые кружки с портретом царя. Помимо этого, устроители гуляний предполагали разбрасывать в толпе мелкие монеты с памятной надписью.

Император Николай IIНачало гулянья было назначено на 10 часов утра 30 мая, но уже с вечера 29 мая на поле стали прибывать со всей Москвы и окрестностей люди (зачастую семьями), привлеченные слухами о подарках и раздаче денег. В пять часов утра 30 мая толпа, жаждущая открытия буфетов, бараков и раздачи даров, в общей сложности насчитывала не менее 500 тысяч человек. 1800 полицейских не смогли сдержать толпы, когда по ней прокатился слух, что буфетчики раздают подарки среди «своих», и потому на всех подарков не хватит. Люди через ямы и канавы, которые по случаю праздника лишь прикрыли досками и присыпали песком, ринулись к временным деревянным строениям. Настилы, прикрывавшие колдобины, рухнули, люди падали в них, не успевая подняться: по ним уже бежала толпа. Раздатчики, понимая, что народ может снести их лавки и ларьки, стали бросать кульки с едой прямо в толпу, что лишь усилило сутолоку. Сметенные людской волной полицейские ничего не могли сделать. Лишь после прибытия подкреплений (к следующему утру) толпы рассеялись, оставив на поле тела затоптанных и изувеченных людей. О случившемся доложили великому князю Сергею Александровичу и императору Николаю II. Они не стали отменять свой праздничный обед в Петровском дворце (недалеко от Ходынского поля). В 12 часов дня императорский кортеж, едущий во дворец, встретил на дороге подводы с телами убитых и раненых, закрытые рогожами. На самом же Ходынском поле оставшиеся в живых приветствовали проезжающего императора криками «Ура!», оркестрами, исполнявшими «Боже, царя храни!» и «Славься!».

Для аристократии празднества по случаю  коронации  продолжились вечером в Кремлевском дворце, а затем приемом у французского посла. По официальным данным, на Ходынском поле погибли 1389 человек, 1500 получили увечья. Правительство старалось скрыть от общества масштабы случившегося, на каждую семью погибшего выделили по 1000 рублей, сирот определи в приюты, похороны провели за счет казны. На Ваганьковском кладбище сохранился памятник, посвященный жертвам Ходынской катастрофы.

1640 - умер Питер Пауль Рубенс

1640 - умер Питер Пауль Рубенс, великий фламандский живописец.
Питер Рубенс родился 28 июня 1577 года в Зигене, в Вестфалии, в семье антверпенского юриста. Когда Питеру было одиннадцать лет, его отец умер, а мать переехала с детьми в Антверпен. Будущий художник получил образование в школе иезуитов. Способности к языкам позволили ему не только освоить культурное наследие своей эпохи, но и достичь значительных успехов на дипломатическом поприще. Рубенс  учился у трех фламандских живописцев - Тобиаса Верхахта, Адама ван Норта и Отто ван Вена. В 1598 году он был принят в гильдию святого Луки. В 1600-1608 годах Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. Вернувшись в Антверпен, занял место главного придворного живописца правительницы Фландрии инфанты Изабеллы Австрийской. Уже в его первых после возвращения картинах проявилось стремление к переработке итальянских впечатлений в духе национальных художественных традиций. Созданные им в начале 1610-х годов монументальные религиозные композиции «Водружение Креста», «Снятие со Креста» отмечены характерными для живописи барокко театральностью композиции, драматизмом, бурным движением, яркими цветовыми контрастами.

Питер Паувелс Рубенс «Тарквиний и Лукреция» Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций XVI века («Автопортрет с Изабеллой Брант»), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний. В 1612-1620 годах складывается зрелый стиль Рубенса. Обращаясь к темам, почерпнутым из Библии и античной мифологии, он трактовал их с исключительной смелостью и свободой. Фигуры людей, античных божеств, животных, изображенные на фоне цветущей и плодоносящей природы или величественной фантастической архитектуры, сплетаются в его картинах в сложные композиции. Со страстным жизнелюбием Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия («Союз Земли и Воды», «Похищение дочерей Левкиппа»). Постепенно отказываясь от характерного для его ранних работ локального цвета, художник достиг исключительного мастерства в передаче тончайших градаций света и цвета; теплые и свежие тона его картин мягко перетекают один в другой, телесно-розовые, жемчужно-серые, красно-коричневые и мягкие зеленые оттенки сливаются в праздничную гамму. К концу 1610-х годов Рубенс получил широкое признание и известность. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные живописцы, как А.ван Дейк, Я.Йорданс, Ф.Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин «История Марии Медичи» для французского королевского двора, в котором  Рубенс  мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса , в том числе «Портрет камеристки инфанты Изабеллы», в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и жизненность модели. В 1611-1618 годах Рубенс выступил и в качестве архитектора, построив отмеченный барочной пышностью собственный дом в Антверпене. Существенное место в творчестве Рубенс занял пейзаж: ландшафты с могучими деревьями, вздымающимися холмами, зелеными рощами и долинами, стремительно несущимися облаками он населял мирно пасущимися стадами, идущими, едущими на повозках или беседующими крестьянами. Эти картины воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы («Возчики камней», «Пейзаж с радугой»).

В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент, иногда в образе мифологических и библейских персонажей («Вирсавия»»). Богатство декоративной фантазии, исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда.  В «стеновский» период живопись  Рубенса  становится более интимной и задушевной, колорит его картин утрачивает многоцветность и строится на богатстве красочных оттенков, выдержанных в эмоционально насыщенной красно-коричневой гамме. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника - «Елена Фаурмент с детьми», «Три грации», «Вакх», автопортрет. Тонкой наблюдательностью, лаконизмом, легкостью штриха отличаются многочисленные рисунки Рубенса: зарисовки голов и фигур, изображения животных, эскизы композиций. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество  Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на многих художников XVIII-XIX веков ( А.Ватто, Ж.О.Фрагонара, Э.Делакруа, О.Ренуара). Умер выдающийся живописец 30 мая 1640 года.

1958 - родилась Елена Владимировна Майорова

1958 - родилась Елена Владимировна Майорова, актриса театра и кино, заслуженная артистка России.

Елена Майорова родилась 30 мая 1958 года в городе Южно-Сахалинске. С третьего класса она занималась в театральной студии при Дворце пионеров. В 1976 году Майорова поступила в ГИТИС, на курс Олега Табакова. В 1982-1983 годах, после окончания института, играла на сцене театра «Современник». С 1983 года Елена Майорова - актриса МХТ имени А.П.Чехова. В МХТ (тогда еще МХАТ) она играла центральные роли в спектаклях как классического, так и современного репертуара. Свои Елена Майоровалучшие кинороли актриса сыграла в лентах «Макаров» Владимира Хотиненко, «Затерянный в Сибири» Александра Митты. Актриса работала с такими режиссерами, как Вадим Абдрашитов, Павел Чухрай, Владимир Наумов, Эльдар Рязанов и Геннадий Полока. За работу в фильме «Скорый поезд» она получила приз за лучшую женскую роль на кинофестивале «Созвездие-89». Елена Майорова трагически погибла 23 августа 1997 года. В 2003 году вышла в свет книга Елены Ямпольской «Елена Майорова и ее демоны».

1999 - в давке в подземном переходе станции метро «Немига» (Минск) погибли 54 человека

1999 - в результате давки в подземном переходе станции метро «Немига» (Минск) погибли 54 человека.

30 мая 1999 года более двух тысяч человек, преимущественно молодые люди в возрасте от 14 до18 лет, возвращались с концерта у минского Дворца спорта, приуроченного к второй годовщине радио «Мир». Прячась от внезапного дождя, большая группа людей устремилась к ближайшей станции метро «Немига». Дождь был настолько сильным, что укрываться под деревьями было бесполезно. Стометровый подземный переход, рассчитанный всего на 50-60 человек, был забит до отказа, народ все прибывал, и скоро не только переход, но и платформа станции были заполнены. Выходившие из метро люди были смяты. Милиция пыталась перекрыть движение и пускать на станцию по одному человеку, однако разгоряченная молодежь продолжала рваться внутрь, люди падали вниз на мокрых ступеньках и по ним тут же проходила толпа. Народ скандировал: «Назад! Назад!», но назад никто не уходил. Паника усугубилась тем, что во время очередного удара молнии начали искрить провода прямо над головами людей. Поскольку упасть в толпе было уже невозможно, многие, теряя сознание, оставались в положении стоя (в такой ситуации запрокидывается голова и язык может перекрыть дыхательные пути). Именно асфиксия стала причиной смерти большинства погибших в тот вечер.

метроПервый сигнал о беде прозвучал в прямом эфире радиостанции «Мир»: «Помогите! На  станции метро «Немига» давка. Гибнут люди. Приезжайте с машинами, кто только может!». Всего работало 58 бригад «Скорой помощи», но машин не хватало. По сигналу тревоги были собраны анестезиологи и реаниматоры со всего города. Спасатели и подразделения внутренних войск продолжали работу на месте трагедии всю ночь.

На место трагедии приехал президент Беларуси Александр Лукашенко. «За ту ночь, что прошла, я ни к кому не могу предъявить претензий, - сказал он. - Врачи «Скорой помощи» работали безукоризненно. Что касается безопасности, то здесь было сделано все, что необходимо. На месте находилась и милиция, и достаточное количество внутренних войск. Все произошло за 10 минут. Это что-то нереальное, поэтому оценивать очень сложно. Абсолютно никого из погибших мы не обнаружили в стадии алкогольного опьянения... Просто дикость, абсолютная дикость. Обычно это чем-то объясняют. Здесь вообще невозможно ничего объяснить». Всего от удушья и травм погибли 54 человека, около ста человек были госпитализированы. По факту случившегося возбуждено уголовное дело. Еще до того, как в Белоруссии был объявлен официальный двухдневный траур, республиканское телевидение с утра 31 мая отменило все развлекательные мероприятия. Все расходы на похороны и лечение пострадавших государство взяло на себя. На сороковой день после трагедии в переходе станции «Немига» был установлен памятный знак.

Hosted by uCoz