Яркий контраст на этом фоне являли чувства и мысли купца Третьякова.
Так, отправляясь четыре года спустя в свою первую загранпоездку, Павел Михайлович оставил на всякий случай завещание и написал: «Капитал же сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи. Для меня, истинно и пламенно любящего живопись, не может быть лучшего желания, как положить начало общественного, всем доступного хранилища изящных искусств, приносящего многим пользу, всем удовольствие».
В этом удивительном завещании, еще молодого человека, удивляет зрелость гражданина и чистота нравственного чувства. Из этого порыва истины и пламени и родилось, в конце концов, легендарное собрание русской живописи, которое насчитывало в год смерти великого коллекционера около двух тысяч произведений искусства. И каких! Шедевры С. Щедрина, В.Перова, В.Тропинина и А.Венецианова, Ф.Васильева, гениальный пейзаж А.Саврасова «Грачи прилетели», полотна И.Репина, В.Сурикова, А.Куинджи, В.Поленова... последней покупкой собирателя стал эскиз И. Левитана к картине «Над вечным покоем».
Практически все картины, сосредоточенные в собрании Третьякова, вошли в золотую сокровищницу русского искусства. Собиратель проявил истинный гений коллекционера и первоклассный вкус. Это сегодня шедевр Валентина Серова «Девушка, освещенная солнцем» вызывает безусловный восторг и восхищение публики, а Третьякову потребовалось мужество, чтобы купить непривычное полотно, отмеченное влиянием импрессионистов. Разгневанный реалист В.Маковский был так возмущен приобретением Третьякова, что воскликнул; «с каких это пор, Павел Михайлович, вы стали прививать вашей галерее сифилис?»
Третьяков был первым, кто купил картину никому неизвестного 18-летнего И.Левитана (причем вопреки мнению самого Репина).
А за Туркестанский цикл Верещагина Третьяков заплатил астрономическую сумму: 92 000 рублей.
Первое время картины хранились в доме коллекционера в Замоскворечье.
А после того, когда Третьяков подарил свою коллекцию Москве, усилиями древней столицы для великого собрания (по проекту В.Васнецова), там же в Замоскворечье в 1892 был построен дворцовый терем в духе ар-нуво.
Революция 1917 года и последующие 70 лет советской власти увеличили собрание Третьякова в разы; сюда, в Лаврушинский переулок были свезены национализированные сокровища, на той же волне перемещений в 1932 году в собрание Третьяковки поступил шедевр Александра Иванова «Явление Христа народу»... К 1970 году собрание галереи насчитывало уже свыше 40 тысяч произведений искусства. Государственная Третьяковская галерея вошла в число ведущих и крупнейших музеев мира, встав в первый ряд наравне с парижским Лувром, ленинградским Эрмитажем, флорентийской галереей Уффици, и мадридским музеем Прадо.
Столь внушительное количество экспонатов породило целый ряд серьезных проблем. Павел Третьяков собирал свою коллекцию примерно в одном ключе, это была панорама в первую очередь реалистической живописи, отмеченной психологизмом, мастерством и верностью натуре. В каком-то смысле это была видеорама русской империи, зафиксированная в ключе нравственной триады: православие, самодержавие, народность. Практически галерея была законченным грандиозным произведением искусства. Внезапное прибавление русского авангарда поколебало целостность собрания. Картины Врубеля, Сомова, Борисова-Мусатова, Петрова Водкина, не говоря о дерзких работах Малевича, Татлина, Ларионова, Поповой, Экстер выбивались из строя полотен собранных основателем галереи. Во многом живопись начала ХХ века отрицала именно дух и стиль Третьяковки.