Положения теории Птолемея считались незыблемыми, поскольку хорошо согласовались с учением католической церкви. Наблюдая движение небесных тел, Коперник пришел к выводу, что теория Птолемея неверна. После тридцати лет упорного труда, долгих наблюдений и сложных математических расчетов Коперник доказал, что Земля - это только одна из планет и что все планеты обращаются вокруг Солнца. Коперник считал, что человек воспринимает движение небесных тел так же, как и перемещение различных предметов на Земле, когда он сам находится в движении. Наблюдателю, находящемуся на Земле, кажется, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. На самом же деле это Земля движется вокруг Солнца и в течение года совершает полный оборот по своей орбите. Коперник первым понял зависимость между видимыми движениями планет и Солнца и на их основе построил гелиоцентрическую систему. Незадолго до смерти ученого, 19 мая 1543 года, вышла публикация трудов Коперника под названием «Об обращениях небесных сфер». Эта книга быстро вызвала огромный интерес. Однако революционный характер взглядов Коперника был понят католической церковью лишь после того, как Галилей и другие сделали явными философские следствия его учения. В 1616 году декретом инквизиции учение Коперника было объявлено ересью, его книга была внесена «впредь до исправления» в индекс запрещенных книг и оставалась под запретом до 1833 года.
415 лет назад (1593) родился Якоб ЙОРДАНС, крупнейший художник Фландрии XVII века
Якоб Йорданс родился в Антверпене 19 мая 1593 года. В возрасте 14 лет стал учеником Адама ван Норта, у которого учился и Питер Пауль Рубенс. Начал свой творческий путь с создания изображений апостолов, работая в мастерской, организованной молодым художником Антонисом ван Дейком. В 1621 был избран деканом гильдии живописцев Антверпена. Йорданс прожил небогатую событиями, спокойную жизнь бюргера и неутомимого труженика. Рубенс пригласил его исполнить ряд декоративных работ, в том числе украсить несколько триумфальных арок (1635) и написать картины для замка Ла Торре де ла Парада близ Мадрида (1637). После смерти Рубенса в 1640 году Йорданс фактически становится ведущим мастером во фламандском искусстве. Наследники Рубенса доверили Йордансу довершить незаконченные работы мастера («Геркулес» и «Персей, освобождающий Андромеду»), а также выполнение крупного заказа, предназначенного для Карла I Английского - семь картин из «Истории Психеи». Йорданс при жизни был чрезвычайно популярен. Успех его произведений был столь велик, что заказы на них приходили со всей Европы. В период позднего творчества Йорданс продолжает работать в различных жанрах («Нептун, похищающий Амфитриту», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Бобовый король», «Пир Клеопатры»). В отличие от знаменитых современников Рубенса и ван Дейка, он часто обращался к мотивам городской жизни, а в религиозные и мифологические сцены вводил элементы повседневности. В 1651-1952 годах художник создал два огромных декоративных панно для дворца Хейс тен Бос в Гааге («Триумф принца Фридриха Генриха Оранского»). В 1661 году Йорданс выполнил три больших композиции для амстердамской ратуши. Художник работал до последних лет жизни. Он скончался 18 октября 1678 года и был похоронен как протестант в небольшом голландском городке Пута, на границе с Фландрией. Наряду с Рубенсом и ван Дейком Йорданс является одним из крупнейших мастеров барокко фламандской школы.
296 лет назад (1712) император Петр I перенес столицу России из Москвы в Санкт-Петербург
С тех пор как Москва стала центром Великого княжества Московского, а во второй половине XV века - столицей единого Российского государства, на ее столичные функции никто не покушался. Но 27 мая 1703 года Петр I заложил в дельте Невы Петропавловскую крепость, с которой начался Санкт-Петербург, и уже через девять лет новая столица, ставшая символом устремленности царя к Европе и Балтике, готова была принять двор и правительство. Чтобы обеспечить высокие темпы, на строительство Петербурга ежегодно направляли до 40 тысяч «работных людей», в основном из государственных крестьян, а также переселяли на постоянное жительство со всей страны мастеровых, ремесленников и купцов. 19 мая 1712 года Петербург стал официальной столицей Российской империи. Еще тогда, в XVIII веке, начали говорить о том, что Петербург - настоящий «европеец» в России, что при его застройке широко использовался западный опыт планировки и строительства. Творения Трезини, Растрелли, Кваренги, де Томона во многом определили исторический облик города. Ни один из великих городов Европы не был построен так быстро - Петербург возник на глазах одного поколения и строго по плану. Именно в XVIII веке, во времена царствования Елизаветы и Екатерины II, Петербург возвышался над Москвой своим столичным великолепием. «И перед младшею столицей померкла старая Москва, как перед новою царицей порфироносная вдова», - написал А.С.Пушкин в «Медном всаднике». Как писал историк Т.Бурмистров, «Петербург был первым городом в России, и Москва рядом с ним казалась огромной деревней, но деревней милой, уютной и хлебосольной, в отличие от холодного, туманного и неприветливого Петербурга». В XIX веке различие образов Москвы и Петербурга всерьез заинтересовало русскую творческую элиту. Неоднократно обращался к этой теме Пушкин («Путешествия из Москвы в Петербург»), Герцен («Москва и Петербург»). Гоголь в «Петербургских записках 1836 года» пишет: «Она (Москва) еще до сих пор русская борода, а он (Петербург) уже аккуратный немец». В первой половине XIX века Петербург обогнал Москву по количеству жителей: если в конце XVIII века в Москве было около 175 тысяч, а в Петербурге - около 90 тысяч человек, то уже к 1862 году в Петербурге жило более 500 тысяч человек, а в Москве лишь около 378 тысяч. В начале XX века Петербург стал городом с миллионным населением и превратился в крупнейший в России и один из важнейших в мире промышленный, кредитный и биржевой центр. В 1913 году в городе насчитывалось 1012 крупных и средних промышленных предприятий с 234 тысячами рабочих. В начале 1918 года большевики, опасаясь близости границ с недружественными буржуазными государствами, вернули столичный статус Москве, где стали бурно развиваться промышленность и строительство. Были созданы автомобильная, радиотехническая, приборостроительная отрасли. Город безвозвратно потерял множество своих древних архитектурных памятников, но приобрел многочисленные широкие проспекты, современные административные здания и добротные жилые дома.
120 лет назад (1888) родился Николай Михайлович Зиновьев, художник, один из основоположников искусства Палеха, народный художник СССР
Начало расцвета старинного иконописного промысла Владимиро-Суздальской Руси в Палехе относится к XVI-XVII векам. В XVIII веке искусство палехских иконописцев приобрело своеобразный стиль, названный в последствии «палехскими письмами». Палехские иконы славились особой тонкостью письма, темперными красками с применением золота на одеждах святых. В основе стиля палехской иконописи лежат традиции древнесуздальской школы и некоторые особенности московского иконописания XV-XVI веков («Акафист Спасителю», «Акафист Богородице», «Преображение»). Многие произведения палехской иконописи создавались под влиянием западноевропейского искусства и русской академической школы, так называемое «фряжское» письмо («Не рыдай мене, Мати ). В начале ХХ века иконописный промысел в Палехе практически прекратился. В 1920 году палешане занялись росписью деревянных изделий. Была образована Артель древней живописи. Уже с первых лет существования Артели встал вопрос о подготовке специалистов. В 1926 году в Артели появились первые ученики. Принятого на испытания подсаживали к мастеру и тот «под рукой» наставника учился искусству палехской росписи. В 1928 году в Палехе открылась профессионально-техническая школа древней живописи с четырехгодичным сроком обучения. В 1935 году ее преобразовали в художественный техникум. В 1936 году техникум был переведен в систему Всесоюзного комитета по делам искусств и стал называться училищем. Разработал программу преподавания палехского мастерства Николай Михайлович Зиновьев. Он родился 19 мая 1888 года в деревне Дягилево Владимирской губернии. В 1906 году закончил учебно-иконописные мастерские Комитета попечительства о русской иконописи в Палехе. В 1906-1915 годах работал в Москве по найму в иконописных мастерских. В 1926 году вступил в палехскую Артель древней живописи, преподавал в профшколе с 1928 по 1970 год. Свой творческий опыт и опыт коллектива художников - палешан он обобщил в книге «Искусство Палеха» (1968). Современный Палех - один из признанных центров лаковой миниатюры. Палешане создали новый стиль миниатюрного письма, отличающийся особой тонкостью художественных приемов.
102 года назад (1906) опубликованы «Основные государственные законы Российской империи»
Обсуждение проекта Основных государственных законов происходило на совещании высших сановников империи в Царском Селе в конце апреля 1906 года. Единство и неделимость российского государства и монархическая форма правления не подлежали обсуждению, но статья, содержавшая определение монархической власти, вызвала горячие споры. Председатель Совета министров граф Сергей Витте предложил сохранить упоминание о самодержавной власти, изъять из царского титула определение «неограниченный» и оставить «самодержавный». Изменение формулировки мало что означало. Основные государственные законы закрепили за императором огромные полномочия. Его особа являлась священной и неприкосновенной, ему принадлежал почин по всем предметам законодательства, включая исключительное право на пересмотр Основных законов, император был верховным руководителем всех внешних сношений российского государства и державным вождем армии и флота. Вместе с тем провозглашалось, что «Империя российская» управляется на твердых основаниях законов, изданных в установленном порядке, и повторялось положение манифеста 17 октября 1905 года о том, что никакой закон не может последовать без одобрения обеих палат (Государственного совета и Думы) и воспринять силу без утверждения царя. В Основных законах конкретизировались «незыблемые основы гражданских свобод», дарованные манифестом 17 октября. Провозглашалась неприкосновенность жилища, каждый российский подданный имел право свободно избирать место жительства и беспрепятственно выезжать за границу. Каждый подданный имел право устраивать собрания, устно и письменно высказывать свое мнение и распространять его посредством печати или иными способами. Разрешалось образовывать общества и союзы в целях не противоречащих законам. В то же время за несколько месяцев после опубликования Основных законов власти приняли ряд постановлений, ограничивавших свободу слова. Была установлена уголовная ответственность «за распространение ложных сведений о деятельности правительственных установлений и должностных лиц», приняты временные правила, разрешавшие министру внутренних дел во всякое время закрывать общества и союзы, если он сочтет их деятельность угрожающей общественному спокойствию. В Основных законах не было статьи, ограждающей тайны частной корреспонденции. Государство по-прежнему превалировало и над обществом, и над отдельной личностью. Основные законы являлись документом переходной эпохи, отпечаток противоречивости лежал на каждой статье. Но как бы ни критиковали эти законы, они все же стали определенным шагом в направлении к правовому государству.
86 лет назад (1922) создана первая пионерская организация, с 1926 года - Всесоюзная пионерская организации имени В.И.Ленина
После Октябрьской революции в различных городах страны возникали детские организации, группы и объединения. Компартия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. В октябре 1922 года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах России, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года решением ЦК комсомола пионерской организации было присвоено имя В.И.Ленина. После прошедшего в марте 1926 года 7-го съезда комсомола, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться Всесоюзная пионерская организация им. В.И.Ленина. Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности. В начале 1930-х годов пионеры выдвинули лозунг - «Все пионерские силы - на борьбу с кулаком!» и задачи, среди которых - «Воспитать безбожников. Бороться за уничтожение религиозных верований». В конце 1923 года в школах стали создаваться объединения пионеров данной школы независимо от их места жительства. К концу 1930-х годов завершилась перестройка Всесоюзной пионерской организации по так называемому школьному принципу: класс - отряд, школа - пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа, создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры. В годы Великой Отечественной войны по всей стране развернулось массовое тимуровское движение. Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, работали на уборке урожая. В начале 1990-х годов на красные галстуки пришивают синие полоски (как на флаге РСФСР), но в 1991 году пионерская организация, как и ВЛКСМ, уходит из школы и из жизни нового поколения. С середины 1980-х годов предпринимались попытки реформировать пионерскую организацию, однако детская и юношеская организация в прежнем масштабе не была создана. С октября 1990 года преемник пионерской организации - Союз пионерских организаций - Федерация детских союзов - международный добровольный независимый союз, объединяющий детские общественные организации, ассоциации и другие общественные объединения, образованные с участием детей и в их интересах. Союз пионерских организаций зарегистрирован Министерством юстиции РФ в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
70 лет назад (1938) родился Игорь Арамович Тер-Ованесян, известный советский легкоатлет (прыжки в длину)
Игорь Тер-Ованесян относится к той немногочисленной группе легкоатлетов, которые заслужили право именоваться «легендой спорта». Он во многом был первым. Игорь Тер-Ованесян - единственный легкоатлет за всю историю Олимпийских игр, кто принимал участие в прыжках на пяти Олимпиадах. Он первым из советских прыгунов в длину стал олимпийским призером, а затем повторил этот успех. Первым установил мировой рекорд. Родился 19 мая 1938 года в Киеве. Окончил Львовский государственный институт физкультуры, тренер-преподаватель. Выступал за «Буревестник» (1955-1956, Киев, 1957-1960, Львов, 1961-1972, Москва). В течение 17 лет (1956-1972) входил в сборную команду СССР, участвовал в пяти Олимпийских играх (1956, 1960, 1964, 1968, 1972). Чемпион Европы 1958 и 1962 годов. 15-кратный чемпион СССР (1957-1971) в прыжках в длину и эстафетном беге 4х100 метров. Установил мировой рекорд в прыжках в длину - 8,31 метра (1962) и 8,35 метра (1967). Заслуженный мастер спорта, заслуженный тренер СССР. Тренер сборной команды СССР на Олимпийских играх 1980 года. Был заместителем председателя Госкомспорта РФ. Первый вице-президент Всероссийской федерации легкой атлетики. Член Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ). Президент Фонда «Спорт против наркотиков». Профессор кафедры теории и методики легкой атлетики Российского государственного университета физкультуры. Опубликовал около 50 научных работ, автор книги «Летящие над землей». Кандидат педагогических наук, профессор. Заслуженный работник физической культуры РФ.