10 мая
В 2008 году Израиль празднует 60-летие своей независимости. Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 года (5 ияра по еврейскому календарю). Закончилась вторая мировая война, мир праздновал победу над нацизмом. В этой войне уцелела лишь треть почти девятимиллионной еврейской общины Европы, но для них испытания еще не закончились. После войны англичане наложили еще большие ограничения на еврейскую репатриацию в Палестину. Ответом было создание «Еврейского движения сопротивления», ставившего своей целью борьбу с британскими властями за свободный въезд в страну. Несмотря на установленную англичанами морскую блокаду и патрулирование границ, с 1944 по 1948 год тайными, нередко опасными путями в Палестину было переправлено около 85000 человек. Положение в стране было крайне нестабильным, практически кризисным, и британское правительство было вынуждено передать решение палестинской проблемы в руки Организации Объединенных Наций. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН большинством голосов - 33 против 13 - приняла резолюцию о разделе Палестины на два государства. 14 мая 1948 года, в день, когда истекал срок британского мандата, Давид Бен-Гурион на заседании в Тель-Авивском Музее зачитал Декларацию Независимости нового государства, получившего официальное название - Мединат Исраэль (государство Израиль). На следующий год кнессет, парламент Израиля, принял закон о национальном празднике в 5-й день месяца ияра, получившем название Йом а-Ацмаут - День Независимости. В Израиле праздник отмечается торжественными приемами, иногда военными парадами. В большинстве синагог проводятся специальные благодарственные службы. Накануне праздника вручаются государственные премии в области литературы, искусства, научных исследований. В больших и малых городах и поселениях Израиля проходят общественные гуляния, люди выходят на улицы. Повсюду звучит музыка, на импровизированных сценах выступают танцевальные коллективы, хоры, музыкальные ансамбли. Уже традиционным завершением праздника стал красочный, праздничный фейерверк.
День книги в Германии
День книги в Германии отмечается с 1947 года, проводится в день сожжения фашистами в 1933 году книг писателей-гуманистов. 10 мая 1933 года в Берлине перед зданием Государственной оперы и в некоторых других немецких городах произошла варварская акция сожжения национал-социалистами книг, неугодных гитлеровскому режиму. Акция эта планировалась в недрах министерства пропаганды Германии еще в феврале 1933 года. Авторство ее приписывают филологу-германисту, доктору Геббельсу, незадолго до этого назначенному министром пропаганды. названного выше ведомства. Публичное сожжение книг было направлено, во-первых, на запугивание «среднего человека», привыкшего относиться с уважением к печатному слову, во-вторых, на привлечение молодежи на сторону национал-социалистов. Она давала возможность почувствовать молодежи радикализм новой власти, а так же то, что новая власть возлагает на нее большие надежды. Именно студентам предписывалась основная роль в чудовищной акции. Публичные акции сожжения книг проходили во многих, в основном университетских городах страны: Бонне, Франкфурте-на-Майне, Мюнхене. На «празднике костра» обязаны были присутствовать преподаватели и ректоры университетов. Нацисты сожгли на костре книги всемирно известных прогрессивных авторов. Произведения 149 писателей, по мнению власть имущих, содержали «чуждые немцам идеи». Среди них - труды Альберта Эйнштейна, Карла Маркса, сочинения Томаса и Генриха Маннов, Штефана Цвейга, Эриха Кестнера, Зигмунда Фрейда и других. «Праздник костра» послужил отправной точкой введения тотальной цензуры. За годы нацистской диктатуры список запрещенных книг вырос до 5,5 тысяч произведений. Некоторых авторов запрещают полностью, других частично. Под пресс государственной пропаганды попали и писатели, и поэты, и ученые. В эмиграцию уехали почти все видные писатели - семья Манн (Томас и Генрих), Ремарк, Фейхтвангер, Стефан Георге, Бертольт Брехт. Те же, кто остался, либо перестали писать, либо стали жертвами неизвестных убийц. Судьба немецких эмигрантов тоже сложилась драматично: Курт Тухольский, Карл Ейнштейн, Вальтер Беньямин, Стефан Цвейг добровольно расстались с жизнью. 20 марта 1995 года в Берлине был открыт мемориал «Библиотека». На памятной доске начертаны пророческие слова Генриха Гейне, написавшего еще в 1834 году: «Там, где сжигают книги, в конце сжигают и людей».
165 лет назад (1843) умер Никита Михайлович Муравьев, декабрист, один из основателей Союза спасения и Союза благоденствия, автор проекта Конституции
Никита Муравьев родился 30 июля 1796 года в Москве в старинной дворянской семье. Образование получил дома и в Московском университете. Участник заграничных походов русской армии 1813-1814 годов. Вернувшись в Москву, в 1816 году был одним из основателей «Союза спасения», в 1818-1821 годах - одним из руководителей «Союза благоденствия». Был идеологом и главным руководителем Северного общества декабристов. В 1821-1825 годах составил проект будущего государственного устройства России, т.н. Конституцию Муравьева, которую предполагалось представить Народному Собору. Муравьев предлагал установление конституционной монархии, равенство граждан перед законом, ликвидацию сословий, свободу слова, печати, вероисповеданий, отмену крепостного права и наделение крестьян двумя десятинами земли на двор при сохранении помещичьей собственности на землю, высокий имущественный ценз для занятия государственных должностей. Этим документом Муравьев положил начало традиции русского либерализма. В 1823-1824 годах, во время переговоров о соединении Южного и Северного обществ, Никита Муравьев не соглашался с Петром Пестелем в необходимости истребления императорской фамилии, полагая, что «люди, обагренные кровию, будут посрамлены в общем мнении». В восстании 14 декабря 1825 года участия не принимал и в Петербурге в это время не был. Однако как активный деятель декабристского движения в декабре 1825 года был арестован и Верховным уголовным судом приговорен к смертной казни, замененной 20-летней каторгой, которую отбывал в Нерчинских рудниках. В 1835 году переведен на поселение в Иркутскую губернию, где умер 10 мая 1843 года. В Сибири составил (вместе с М.С.Луниным) «Разбор донесения тайной следственной комиссии в 1826 году». Написал ряд работ по военной истории.
158 лет назад (1850) родился Томас Джонстон Липтон, основатель всемирно известной чайной фирмы
Томас Липтон появился на свет 10 мая 1850 года в Глазго в небогатой семье бакалейщика. С юных лет ему пришлось трудиться - он помогал родителям в лавке, плавал юнгой, безуспешно пытался разбогатеть в Америке. В 1871 году с капиталом в 180 фунтов Томас открыл собственное бакалейное дело в Глазго. Разбогатев, Липтон осуществил блестящую комбинацию - в 1890 году он отправился на Цейлон, скупил за небольшую цену пять плантаций чая и вскоре произвел революцию в чайном деле. Чай считался элитарным напитком и продавался вразвес. Томас Липтон наладил собственное производство качественного чая, который отныне продавался в броской упаковке. Чай «Липтон» почти мгновенно стал успешно продаваемым товаром, а королева Виктория в 1898 году возвела сына бакалейщика в рыцарское достоинство. Наследников у чайного магната не оказалось, и после смерти Липтона его состояние было потрачено на благотворительные цели. Торговая марка «Липтон», которой ныне владеет компания «Юнилевер», и поныне является одной из самых популярных в чайной индустрии.
77 лет назад (1931) родился Александр Васильевич Харитонов, художник-самоучка, один из самых значительных мастеров московского «неофициального искусства»
Александр Харитонов родился 10 мая 1931 года в Москве, на Плющихе. Самое светлое воспоминание детства осталось от бабушки, которая покупала краски, радовалась его рисункам, водила в церковь, где будущий художник подолгу слушал церковное пение, рассматривал иконы и стенные росписи. Харитонов был одним из лучших учеников в художественной школе, но вынужден был бросить занятия из-за тяжелого материального положения семьи. Однако, работая, он не оставлял живописи, продолжал учиться самостоятельно. Любил музыку и литературу, тонко чувствовал русскую классику. Любимые писатели - Достоевский и Гоголь. Немало времени Харитонов отдал изучению византийской иконы, древнерусской живописи и церковного шитья жемчугом и камнями - все это потом прочно легло в основу его собственного творчества. Были у начинающего художника наставники и среди современных признанных живописцев, но главным учителем оставался художник XIX века Алексей Саврасов, с которым Харитонова роднит один из его главных принципов - «изображать все обыкновенное, то, что все мы видим каждый день, и делать его необыкновенным», ибо, как писал уже Харитонов-поэт, «во всем разлит значенья вечный смысл». Он возрождал традиции религиозной иконографии в светском искусстве. В его живописи и графике, сочетающих черты позднего символизма с манерой, близкой (в живописи) пуантилизму, сказочные видения причудливо соединяются в цветном мареве с реальными среднерусскими пейзажами. Имя А.Харитонова постепенно приобретает известность, преимущественно в кругу интеллигенции, в мире художников, среди знатоков и любителей изобразительного искусства. А с появлением таких работ, как «Иосиф Волоцкий», «Золотая Россия» и «Память о древнерусском искусстве», Харитонов занимает одно из первых мест в ряду современных русских художников С 1958 года работы Харитонова с успехом выставляются в России и за рубежом. С ними знакомятся во Франции, Италии, Швейцарии, ФРГ, Дании, Японии и США. Известной становится и сама манера художника, его самобытный стиль, одновременно новаторский и традиционный (новаторский по форме и чувству, традиционный по духовности содержания), и его особенная концепция эмоционального пейзажного образа с тончайшей по цветовому строению гаммой оттенков. В последние годы он писал абстрактные картины, передавая в них порыв ветра, движение сфер. Картины Александра Харитонова передают сакральный мир, его размышления о вечном. Александр Харитонов умер 5 февраля 1993 года. В творчестве художника еще много «непрочитанного», нераскрытого, пришедшего из подсознания, закодированного в иррациональных цветовых аллегориях и метафорах.
70 лет назад (1938) родилась Марина Влади, французская актриса
Марина Влади родилась 10 мая 1938 года в Париже в семье русских эмигрантов первой волны. Дочь русской балерины, Марина в детстве занималась танцами в балетном классе Парижской оперы и уже тогда начала сниматься в кино в качестве статистки. Серьезный ее кинодебют - в фильме Жана Гере «Летняя гроза», где Марина играла вместе со своей старшей сестрой Одиль Версо. В 13 лет у нее умер отец - знаменитый исполнитель русских и цыганских романсов Владимир Поляков. В память о нем Марина взяла его имя (Владимир - сокращенно Влади) как псевдоним. Первый большой успех актрисы - главная роль в фильме А.Кайата «Перед потопом» (1953). В семнадцать лет Марина Влади сыграла главную роль во французско-шведском фильме «Колдунья» (1955), который обошел экраны мира и принес юной актрисе неслыханную популярность. Обаятельная и женственная актриса привлекала талантливых режиссеров, которые приглашали ее в свои фильмы: «Дни любви» (Дж. де Сантис), «Королева пчел» (Марко Феррери, премия Каннского фестиваля за лучшую женскую роль), «Веские доказательства» (Кристиан-Жак), «Две или три вещи, которые я знаю о ней» (Ж.-Л. Годар). В 1970 году Влади снялась в советском фильме «Сюжет для небольшого рассказа» Сергея Юткевича, где сыграла роль Лики Мизиновой, одной из немногих женщин в жизни А.П.Чехова. В 1968 году Марина Влади встретилась с Владимиром Высоцким и стала его женой. После его смерти в 1980 году написала книгу «Владимир, или Прерванный полет» (1989). В 1980-1990-е годы Влади снималась в фильмах «Твист в Москве» (1986), «Сны о России» (1992), выступала на сцене, пела на эстраде, занималась скульптурой. Актриса является автором нескольких, в том числе художественных книг. В 2001 году Марина Влади выпустила роман «Мой вишневый сад», ставший значительным событием литературной осени Франции. В романе актриса обращается к России, с которой неразрывно связана судьба ее родителей. В основе книги лежат биографии четырех поколений семьи Поляковых-Байдаровых. Действие романа, происходящее в Москве, Санкт-Петербурге и Париже, начинается с заката романовской России и завершается в 70-х годах ХХ века. «Мой вишневый сад» - воспоминания о России, которую сохранили в своих сердцах родители Марины , это персонажи Чехова, чьих героинь она немало переиграла за свою творческую жизнь и чьи судьбы переплелись с судьбами родителей и их друзей-эмигрантов, это ее собственная жизнь, 13 лет из которой были связаны с Владимиром Высоцким.
|