Со времен христианской Руси святой Георгий является ангелом-хранителем и покровителем великокняжеской семьи. Сын великого князя Владимира Ярослав Мудрый, во крещении Георгий, первым способствовал почитанию Победоносца среди православных. Он основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия в Киеве. Имя Георгия Победоносца носил основатель Москвы Юрий Долгорукий. С княжением великого князя Дмитрия Донского святой Георгий выступает как покровитель Москвы, его изображение становится гербом государей московских, а позже входит в состав русского государственного герба - Российского орла. В 1856 году учреждается герб Московской губернии с образом Георгия Победоносца. Герб российской столицы восстановлен Законом Москвы от 1 февраля 1995 года. В основу герба положен сюжет «Чуда Георгия о Змие». Герб представляет собой четырехугольный с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности темно-красный геральдический щит с изображением развернутого вправо от зрителя всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии (плаще), на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем черного Змия.
1856 - родился Зигмунд Фрейд
1856 - родился Зигмунд Фрейд, австрийский врач-психиатр, основатель психоанализа.
Зигмунд Фрейд - профессор психиатрии, знаменитый ученый, автор нового психологического учения о бессознательном (психоанализе). Среди психологов XX века Зигмунду Фрейду принадлежит особое место. Психологические и социологические взгляды Фрейда оказали значительное влияние на искусство, социологию, этнографию, психологию и психиатрию первой половины ХХ века. Впервые Фрейд заговорил о психоанализе в 1896 году, а в 1897 году он начал проводить систематические самонаблюдения, которые фиксировал в дневниках до конца жизни. В 1900 году появилась его книга «Толкование сновидений», в которой он впервые опубликовал важнейшие положения своей концепции, дополненные в его последующих книгах «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Я и Оно», (1903), «Тотем и табу» (1913), «Психология масс и анализ человеческого «Я» (1921). Постепенно идеи Фрейда приобретали признание, в 1910 году его приглашают читать лекции в Америке, где его теория приобретает особую популярность. Его работы переводятся на многие языки. Вокруг Фрейда постепенно складывается кружок его почитателей и последователей, в который входят К.Юнг, А.Адлер, Ш.Ференчи, О.Ранк, К.Абрахам. После организации психоаналитического общества в Вене его филиалы открываются во всем мире, психоаналитическое движение расширяется, приобретая все большее количество сторонников. В то же время Фрейд становится все более ортодоксальным и догматичным в своих взглядах, он не терпит ни малейших отклонений от своей концепции, пресекая все попытки самостоятельной разработки и анализа некоторых положений психотерапии или структуры личности, ее взаимоотношений с окружающим, предпринимаемые его учениками. Это приводит к отдалению, а потом и к разрыву с Фрейдом самых талантливых его последователей - Адлера, Юнга, Ранка. По мере роста известности Фрейда росло и количество критических работ, направленных против его взглядов.
После захвата немцами Австрии положение Фрейда становится опасным, он подвергается преследованиям. Зарубежные психоаналитические общества собирают значительную сумму денег и фактически выкупают Фрейда у немцев, которые дают ему разрешение уехать в Англию. Однако прогрессирует его болезнь (рак), не помогают никакие операции и лекарства, и в 1939 году он умирает, оставив после себя созданный им мир, уже полностью открытый для толкований и критики. Учение Фрейда, выводящее наиболее сложные и ценные формы психической жизни из бессознательных инстинктов, имело большой успех в кругах молодых ученых, но зато вызвало бурю негодования среди блюстителей общепринятой буржуазной морали, которые поспешили объявить фрейдизм учением «безобразным в эстетическом отношении и презренным и опасным в отношении моральном». Сегодня личность Фрейда стала легендарной, а его работы единодушно признаются новой вехой мировой культуры. Интерес к открытиям психоанализа проявляют философы и писатели, художники и режиссеры. Еще при жизни Фрейда выходит книга Стефана Цвейга «Врачевание и психика». Одна из ее глав посвящена «отцу психоанализа», его роли в окончательном перевороте представлений о медицине и природе заболеваний.
После второй мировой войны в США психоанализ становится «второй религией» и ей отдают дань выдающиеся мастера американского кино: Винсента Минелли, Элиа Казан, Николас Рей, Альфред Хичкок, Чарли Чаплин. Один из крупнейших французских философов - Жан Поль Сартр пишет сценарий о жизни Фрейда, а немного позже голливудский режиссер Джон Хьюстон снимает фильм по его мотивам. Сегодня невозможно назвать сколько-нибудь крупного писателя или ученого, философа или режиссера ХХ века, который не испытал бы на себе прямого или косвенного влияния психоанализа.
1715 - издан «Артикул воинский»
1715 - издан «Артикул воинский» - первый военно-уголовный и военно-процессуальный кодекс России, разработанный в период создания Петром I регулярной армии.
В XVII-XVIII веках суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 года, новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах (1669). Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 году при создании «Артикула воинского». Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей) и был включен в качестве части второй в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. Преступлением по «Артикулу воинскому» являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений. Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления).
Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. Артикулы включали следующие виды преступлений: религиозные - чародейство, идолопоклонство, богохульство, несоблюдение церковных обрядов, церковный мятеж; государственные - умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт, возмущение, измена; должностные - взяточничество, казнокрадство, неплатежи налогов; воинские - измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство, неподчинение воинской дисциплине; преступления против порядка управления и суда - срывание и истребление указов, подделка печатей, фальшивомонетничество, подлог, лжеприсяга, лжесвидетельство; преступления против благочиния - укрывательство преступников, содержание притонов, присвоение ложных имен и прозвищ с целью причинения вреда, распевание непристойных песен и произнесение нецензурных речей; преступления против личности - убийство, дуэль, нанесение увечий, побои, клевета, оскорбление словом; имущественные преступления - кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества, мошенничество; преступления против нравственности - изнасилование, мужеложство, скотоложство, блуд, кровосмешение, двоеженство, прелюбодеяние, занятие проституцией. Воинский артикул был отменен в период правления Николая I, когда был издан Свод законов Российской империи.
1895 - родился Рудольф Валентино
1895 - родился Рудольф Валентино, американский актер.
Рудольф Валентино (настоящее имя Родольфо Альфонцо Раффаэле Пьер Филибер Гульельми ди Валентино) родился 6 мая 1895 года в Италии. В 18-летнем возрасте эмигрировал в Америку, где перепробовал множество профессий, даже работал жиголо в нью-йоркском кафе «Максим». Перебравшись в Голливуд, снимался в массовке у Дейвида Гриффита, затем понемногу стал выступать в эпизодах на студии «Юниверсал». По протекции сценаристки Джун Мэтиз в 1921 году получил большую роль в фильме «Четыре всадника Апокалипсиса» Рекса Ингрема. Этой ролью Валентино узаконил на экране новый для США тип «кинозвезды» - романтического латинского героя-любовника. Неслыханный коммерческий успех фильма повторился и в картине «Шейх» (1921), где расшитый золотом белоснежный тюрбан подчеркивал черноту глаз актера и смуглость кожи. В 1922 году на экраны вышла лента «Кровь и песок», где Валентино танцевал свое знаменитое танго. Импресарио организовал ему турне, в котором актер каждый вечер танцевал танго в костюме гаучо с одной из зрительниц, получая за это три тысячи долларов в неделю. Культ Валентино приобретал характер массового психоза: в 1922 году на премьере «Молодого раджи» (там он появлялся почти голым, только бедра были прикрыты жемчужными ожерельями) актеру пришлось спасаться от поклонников бегством по крышам. Затем появились фильмы «Кобра», «Кровь и песок», «Орел», «Святой дьявол» с Рудольфо Валентино в главных ролях. Зрители не знали ни о болезненном состоянии его желудка, ни о привычке целый день жевать сырой лук.
Первую жену Джин Экер он оставил в день свадьбы, потом женился на Наташе Рамбовой, костюмерше своей партнерши Аллы Назимовой, но довольно быстро покинул и ее. Невестой стала другая звезда - Пола Негри, но свадьбе помешала внезапная смерть кумира 23 августа 1926 года от перитонита. Останки, помещенные в тройной гроб из серебра, бронзы и ценного дерева, провезли через всю страну из Нью-Йорка в Лос-Анджелес в специальном поезде. На похоронах на кладбище Сансет за телом шла толпа в сто тысяч человек. Ранняя смерть актера вызвала массовую истерию и серию самоубийств среди его поклонников. Только в августе 1956 года пресса поместила сообщение о том, что впервые за 30 лет ни одна женщина не посетила кладбище с его прахом. Поклонение Валентино нельзя сравнить с ажиотажем по поводу какой-либо иной звезды. Он был не столько одаренным актером, сколько мифическим персонажем, созданием продюсеров и деятелей рекламы. В 1951 году появилась мелодрама Льюиса Аллена «Валентино», а в 1977 году Кен Рассел снял фильм под тем же названием, пригласив на заглавную роль танцовщика Рудольфа Нуриева.
1923 - родился Владимир Абрамович Этуш
1923 - родился Владимир Абрамович Этуш, актер театра и кино, народный артист СССР.
Владимир Этуш родился 6 мая 1923 года в Москве. После первого курса Щукинского училища ушел добровольцем на фронт, а в 1943 году после ранения, с второй группой инвалидности, был комиссован. В 1945 году окончил театральное училище и начал работать в московском театре имени Евг.Вахтангова. Свой творческий путь в театре Этуш начал с возрастных, характерных, комедийных эпизодов. Самая заметная роль в начале творческого пути - слуга Лаунс в комедии Шекспира «Два веронца». В 1965 году театр ставит драму Э.Золя «Западня», и с роли Купо начинается новый этап в творчестве артиста. Он играл в спектаклях «Мещанин во дворянстве» Ж.Б.Мольера (Журден), «Великая магия» Эдуардо де Филиппо (иллюзионист Отто Марвульо), «Будьте здоровы» (писатель Мерикур). Параллельно с работой в театре Этуш с 1953 года снимался в кино, где исполнял преимущественно острохарактерные и комедийные роли в фильмах «Адмирал Ушаков», «Овод», «Время летних отпусков», «Председатель», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Старая, старая сказка», «Двенадцать стульев», «Тень», «Иван Васильевич меняет профессию», «Приключения Буратино» и многих других.
С 1945 года Этуш преподавал в Высшем театральном училище имени Б.Щукина, с 1976 года - профессор кафедры актерского мастерства. С 1987 по сентябрь 2003 года - ректор Высшего театрального училища имени Б.В.Щукина. В последние годы Владимир Этуш выходит на сцену не часто. Он - лауреат премии «Кумир» (2000, в номинации «За высокое служение искусству»), лауреат Государственной премии РФ 2001 года - за творческое развитие традиций Вахтангова в спектаклях Государственного академического театра имени Евг.Вахтангова «Дядюшкин сон» по повести Ф.Достоевского, «Сирано де Бержерак» по пьесе Э.Ростана. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени (2003).
1998 - президент Казахстана Нурсултан Назарбаев подписал указ о переименовании столицы республики Акмолы в Астану
Астана - столица Республики Казахстан - расположена в бассейне реки Ишим. В 1830 году здесь была основана военная крепость Акмола (самая распространенная версия перевода Акмолы - «белая могила» по захоронениям, сохранившимся на белых сланцевых холмах; по другой версии название крепости переводится как «белое изобилие» (ак мол), так как проходившие там ярмарки славились изобилием и богатым ассортиментом молочных товаров). 22 августа 1832 года был официально открыт Акмолинский округ, ставший в 1845 году Акмолинской станицей. Решением министерства внутренних дел России в мае 1862 года Акмолинской станице был присвоен статус города. 21 октября 1868 года согласно «Временному положению по управлению в степных областях Оренбурга и Западно-Сибирском генерал-губернаторстве» была учреждена Акмолинская область. Местоположение города на пересечении торговых путей между Китаем, Россией и Средней Азией позволило Акмолинску стать торговым центром не только Казахстана, но и южной Сибири. Торговля способствовала увеличению численности жителей и самого города. Первые 30 лет население города составляло немногим более двух тысяч человек. За последующие 30 лет с 60-х по 90-е годы XIX века население города выросло втрое. В изданном в 1893 году в Санкт-Петербурге сборнике «Волостии населенные места Акмолинской области» отмечалось, что Акмолинск - уездный город с населением 6428 душ, в нем 3 церкви, 5 школ и училищ, 3 завода. Наиболее важным этапом в развитии города стало освоение целины. В 1953 году в Северный Казахстан стали прибывать добровольцы со всех концов бывшего СССР. Только в период с 1953 по 1958 год в Акмолинскую область прибыло около 270 тысяч человек. Многие здесь же и остались. В декабре 1960 года город с населением около 100 тысяч жителей стал центром Целинного края, куда входили все северные области Казахстана. Вскоре, в 1961 году, Акмолинск был переименован в Целиноград. С упразднением в 1971 году Целинного края Целиноград стал центром области. В 1992 году Республика Казахстан обрела суверенитет, и, как дань истории, Целинограду было возвращено изначальное название - Акмола. Идея переноса столицы Казахстана из Алма-Аты в Акмолу принадлежит президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву. Свое решение Назарбаев мотивировал прежде всего геополитическими причинами. При выборе новой столицы оценивались следующие критерии: социально-экономические показатели, сейсмичность и ландшафт, окружающая среда и строительный комплекс, трудовые ресурсы и транспортные перспективы. 6 июля 1994 года парламент Казахстана утвердил решение о переносе столицы. Указом президента республики от 10 декабря 1997 года город Акмола объявляется столицей Казахстана. 6 мая 1998 года Н.Назарбаев подписал указ о переименовании города, который получил название Астана (по-казахски - «столица»), но сохранено название Акмолинской области. 10 июня 1998 года состоялась официальная презентация Астаны в качестве столицы.