Шедевры живописи картины
О сайте Почта
Навигация ШЕДЕВРЫ ЖИВОПИСИ музеев СССР

Статьи:

Искусство Западной Европы XVII века

Искусство Западной Европы XVIII века

Русское искусство XVIII века

Новости


Картины и описание:

Западная Европа XVII - XVIII веков

Русское искусство XVIII века


Художники:

Русские художники


6 марта

     533 года назад родился Микеланджело (Микеланджело Буонаротти), итальянский скульптор, живописец, архитектор, поэт эпохи Возрождения.
     Микеланджело Буонаротти родился 6 марта 1475 года в тосканской деревушке Капрезе, где его отец был старостой. Он рано лишился матери и получил воспитание в масонском заведении. Когда его отец снова женился, Микеланджело переехал жить к нему во Флоренцию. В этом городе мальчик много времени проводил, копируя работы таких мастеров, как Донателло, Джотто, Масаччио и Боттичелли. Несмотря на резкие протесты своего отца, он поступил учеником к живописцу Гирландайо и вскоре начал обучаться в школе искусств Лоренцо де Медичи под руководством скульптора Бертольдо. Спасаясь от гражданских беспорядков, возникших в результате правления Саванаролы, Микеланджело сначала переехал жить в Венецию, затем в Рим. В течение последующих пяти лет жизни в Риме он создал первые из своих знаменитых работ, включая скульптуры «Вакх» и всем известную «Пьета» в соборе Святого Петра. Тем временем во Флоренции гнев людей обернулся против Саванаролы, и он был сожжен на костре в 1498 году. В 1500 году по приглашению флорентийских граждан Микеланджело с триумфом вернулся в этот город. Вскоре в его распоряжении оказалась мраморная глыба четырехметровой высоты, от которой отказались уже два скульптора. Три последующих года он самозабвенно работал, почти запершись в своей мастерской, и в 1504 году на суд публики предстала его великолепная монументальная статуя «Обнаженный Давид». Микеланджело начали осаждать многочисленные заказчики. В 1505 году властолюбивый и не чуждый земных благ папа Юлий II приказал ему вернуться в Рим, заказав усыпальницу для самого себя. Этот проект, вызвавший у Микеланджело наибольшие огорчения за все время его творчества, послужил началом его долгих и непростых отношений с римскими папами из рода Медичи. Он потратил целый год труда над гигантской бронзовой статуей, которая должна была венчать монумент, чтобы чуть ли не сразу после окончания работы стать свидетелем того, как она была переплавлена на пушки. В период между 1508 и 1512 годами Микеланджело был занят выполнением другого колоссального проекта Юлия II - росписи Сикстинской капеллы. Героическая повесть о художнике, лежащем дни напролет на жестких подмостях и с трудом вытирающем капающую на лицо краску, стала легендарной. После смерти в 1513 году папы Юлия II его престолонаследники настояли на выполнении еще одного проекта надгробной скульптуры для их предшественника. На это было потрачено сорок лет жизни Микеланджело. «Вся моя молодость ушла в этот надгробный монумент», - писал он. В итоге он был вынужден отказаться от реализации своего замысла, предусматривающего возведение надгробия как части внутренней архитектуры собора Святого Петра. Колоссальная мраморная статуя Моисея и статуи, известные под названием «Рабы», навеки остались впечатляющими частями незавершенного целого. Когда Микеланджело было уже почти шестьдесят лет, папа Павел III дал ему заказ на создание стенных фресок в Сикстинской капелле, изображающих Страшный суд. На это ушли последующие пятнадцать лет. В 1547 году он получил пост главного архитектора при реконструкции собора Святого Петра в Риме и спроектировал огромный купол - он по сей день остается одним из величайших шедевров архитектуры. Умер Микеланджело в Риме 18 февраля 1564 года, не дожив трех недель до 89 лет. Хотя он считал себя в первую очередь скульптором, его гений проявлялся во всем, чем бы он ни занимался, будь то скульптура, живопись, архитектура или поэзия.

REGNUM

1853 - в Венеции прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата»

     155 лет назад в Венеции прошла премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата».
     Сюжет «Травиаты» заимствован из драмы А.Дюма-сына «Дама с камелиями». Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и незаурядный ум привлекали многих выдающихся людей. Среди ее  многочисленных поклонников были композитор Ф.Лист, поэт Т.Готье, А.Дюма-сын, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее за тем путешествие Дюма молва приписывала настояниям его отца - прославленного автора «Трех мушкетеров». Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари в живых - она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда появился роман «Дама с камелиями», в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале - юноше, которого Маргарита полюбила чистой и беззаветной любовью, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера  ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура долго не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям буржуазного общества. Получив, наконец, доступ на сцену, «Дама с камелиями» сразу же завоевала успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Верди, который вскоре принялся за создание оперы. Его сотрудником был Ф.Пиаве - один из лучших либреттистов того времени. Композитор активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия. Однако премьера оперы, состоявшаяся 6 марта 1853 года на сцене венецианского театра «Ла Фениче», завершилась скандальным провалом. Верди сделал героиней своей оперы женщину, отвергнутую обществом; он подчеркнул это названием («Травиата» по-итальянски падшая, заблудшая). Композитор показал благородство, душевную красоту Виолетты, ее превосходство не только над легкомысленной средой, которая ее окружает, но и над добродетельным представителем светского общества - отцом Альфреда. Горячее сочувствие к жертве социального неравенства, беспощадное осуждение лицемерной буржуазной морали, показ на оперной сцене современной жизни - все это нарушало обычную традицию и было главной причиной провала оперы. Однако Верди верил, что «Травиата» добьется признания. Через год опера вновь была поставлена в Венеции и имела огромный успех. Для этой постановки Верди согласился убрать современные костюмы; действие было перенесено на полтора столетия назад (вскоре, однако, он восстановил прежнюю обстановку драмы). Спустя некоторое время «Травиата» стала одной из самой знаменитых опер. Дюма, услышав ее, сказал: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее».

REGNUM

1899 - немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин

     109 лет назад немецкий химик Феликс Хоффман из компании Bayer получил патент на аспирин.
     В народной медицине издавна было принято снижать жар и снимать боль водной настойкой коры ивы или вербы. Еще в древности для лечения инфекционных болезней и подагры, для облегчения боли и снижения температуры использовали разного рода экстракты ивовой коры. В 1763 году священник Эдвард Стоун сделал в Королевском обществе Лондона доклад об излечении лихорадочного озноба настойкой коры ивы. В 1838 году было показано, что активным компонентом коры ивы является салициловая кислота. Итальянский химик Рафаэль Пириа выделил из ивовой коры салициловую кислоту, определил химический состав этого вещества и успешно синтезировал его. Оно получило название салициловой («спираевой») кислоты. Однако практического лекарственного применения салициловая кислота тогда не получила. Лишь 15 лет спустя, после того, как эту кислоту в 1860 году впервые получили искусственным путем, стала употребляться ее натриевая соль. Чтобы получить другие виды салициловой кислоты, лечебное свойство которых могло бы быть еще более действенным, сотрудник компании Bayer Феликс Хофман разработал технологию производства ацетилсалициловой кислоты. Продукт получил коммерческое название «аспирин». Это название составлено из двух частей: «а» от ацетил и «спир» от Spiraea, латинского названия таволги - растения, из которого впервые была химически выделена салициловая кислота. Аспирин оказывает противовоспалительное, жаропонижающее и болеутоляющее действие, поэтому его широко используют при лихорадочном состоянии, головной боли, невралгии и при ревматизме. Аспирин способен уменьшать слипание тромбоцитов, он полезен при тромбофлебитах, предупреждает свертывание крови и образование послеоперационных тромбов, снимает приступы стенокардии при ишемической болезни сердца. Считается, что регулярный прием аспирина может снизить риск сердечно-сосудистых нарушений и уменьшает вероятность инфаркта. Оказалось также, что болеутоляющие препараты, такие, как аспирин, могут снижать риск болезни Альцгеймера или старческого слабоумия, а также замедлить потерю зрения при диабетической ретинопатии. Универсальные лечебные качества и широкое распространение в медицине дают основание назвать аспирин одним из главных лекарств ХХ века.

1937 - родилась Валентина Владимировна Терешкова, летчик-космонавт СССР

     71 год назад родилась Валентина Владимировна Терешкова, летчик-космонавт СССР.
     Валентина Терешкова родилась 6 марта 1937 года в деревне Масленниково Тутаевского района Ярославской области в семье колхозников. Окончила Ярославский заочный техникум легкой промышленности в 1960 году, Военно-инженерную академию имени Н.Е. Жуковского в 1969 году, получив специальность «летчик-космонавт-инженер». Трудовой путь Валентина Терешкова начала на Ярославском шинном заводе в сборочном цехе закройщицей. В 1955 году перешла на Ярославский комбинат технических тканей «Красный Перекоп». С 1960 по 1962 год - освобожденный секретарь комитета комсомола этого комбината. Работая на комбинате и учась в техникуме, одновременно посещала местный аэроклуб, совершила 163 прыжка с парашютом. В 1962 году была зачислена в отряд Летчик-космонавт Валентина Терешкова перед стартом.советских космонавтов. Прошла полный курс подготовки к полетам на кораблях типа «Восток». 16-19 июня 1963 года первой из женщин в мире совершила полет в космос на космическом корабле «Восток-6», став шестым по счету космонавтом. Продолжительность полета составила 2 суток 22 часа 50 минут. Полет перенесла довольно тяжело, и это, вероятно, стало одной из причин того, что следующий полет женщины в космос состоялся только через 19 лет. После полета продолжала проходить подготовку в отряде космонавтов, но большую часть времени стала занимать общественная работа. С 1968 года занимается работой в советских, а позже российских общественных организациях. В конце 1963 года состоялась ее свадьба с космонавтом Андрияном Николаевым. В 1964 году в «космической» семье родилась дочь - Елена. Просуществовав несколько лет, брак распался. Одновременно с работой в Центре подготовки космонавтов, активной общественной деятельностью и занятиями с маленькой дочерью Терешкова поступила в Военно-инженерную академию имени Н.Е.Жуковского, которую успешно закончила в 1969 году, получив специальность летчик-космонавт-инженер. Валентина Терешкова - генерал-майор авиации, Герой Советского Союза. Награждена многими орденами и медалями. Именем Терешковой назван кратер на Луне.

1986 - межпланетная станция «Вега-1» в рамках проекта «Венера - комета Галлея» исследовала комету Галлея

     22 года назад автоматическая межпланетная станция «Вега-1», полет которой осуществлялся в рамках международного проекта «Венера - комета Галлея», выполнила программу исследований кометы Галлея.
     Первые исследования кометного вещества были проведены на российских аппаратах «Вега-1» и «Вега-2», которые в 1986 году сфотографировали ядро кометы Галлея. Во взаимодействии с «Вегами» работали европейский космический аппарат «Джотто», японские «Суиссеи» и «Сакигаке» (Япония). Удалось определить размеры ядра, выброс пыли, ее состав: водород, углерод, азот, кислород, натрий, магний, алюминий, кремний, сера, хлор, кальций, железо. Согласно гипотезе известного американского исследователя Фреда Уипла на основе полученных данных, кометное ядро представляет собой ледяную глыбу, состоящую из смеси замерзшей воды и замороженных газов с вкраплениями тугоплавких каменистых и металлических частиц, метеорного вещества. Образно говоря, оно похоже Изображение кометы Галлея, переданное на Землю космическим аппаратом Вега-1на «загрязненный айсберг». «Льды» кометного ядра состоят из простых соединений водорода, кислорода, углерода и азота, и с приближением такого айсберга к Солнцу они начинают интенсивно испаряться. Тогда все включенные во льды глыбы и камни с поперечником от нескольких метров до сантиметров и миллиметров обнажаются и в свою очередь выделяют адсорбированные газы и поставляют пыль. Они могут образовать рой самостоятельных глыб и камней. Фонтаны газа даже могут изменить орбиту кометы. Вокруг ядра образуется обширная светящаяся газовая оболочка - кома. Вместе с ядром она составляет голову кометы. Дальнейшее сближение кометы с Солнцем приводит к тому, что ее голова становится овальной, затем удлиняется и из нее развивается хвост. Чаще всего хвосты комет направлены от Солнца из-за давления солнечного света на молекулы газов и пылинки, выделяющиеся из кометного ядра. Ядро кометы не твердое единое тело, пусть даже астероидных размеров, а совокупность отдельных тел. Эти тела (глыбы, камни, песчинки, пылинки) слабо связаны между собой, но все-таки образуют до поры до времени единое целое. Однако с каждым приближением к Солнцу периодическая комета становится все слабее. Некоторые из них достаточно «сильны»: так комета Галлея с более длинным периодом, 76 лет, наблюдается с 466 года до нашей эры. За минувшие тысячелетия она 32 раза проходила перигелий. Комета Энке с периодом 3,3 года была открыта в 1786 году и пережила за это время не один десяток своих хвостов. А есть такие кометы, которые «не выдерживают» более двух-трех сближений с Солнцем и, распадаясь, порождают метеоритный рой, продолжающий двигаться по старой орбите. При его встрече с Землей мы наблюдаем метеорный поток.

Hosted by uCoz