Благодаря тому что император легализовал христианство, а также благодаря политике, поощрявшей его рост и распространение, христианство из гонимой секты превратилось в господствующую религию Европы. Одним из первых законодательных мероприятий Константина стал Миланский эдикт, согласно которому христианство стало узаконенной и не подлежащей преследованиям религией. Эдикт также предусматривал возвращение церковной собственности, конфискованной в предшествующий период гонений. Хотя сам император не препятствовал существованию языческих храмов, часть их богатства перераспределялась в пользу христианских церквей. В правление Константина стало очевидно, что принятие христианства открывает перспективы продвижения по служебной лестнице; его указы давали церкви различные важные для нее привилегии. В его же царствование началось строительство известнейших церквей, таких, как храм Рождества Христова в Вифлееме, Храм Гроба Господня в Иерусалиме. Роль Константина как первого христианского императора Римской империи обеспечила ему почетное место в истории. Но и другие его деяния имели немаловажное значение. Например, он перестроил и значительно расширил древний город Византий, переименовал его в Константинополь и сделал столицей империи.
Константинополь (ныне Стамбул) стал одним из великих городов мира. Он оставался столицей Византии до 1453 года, после чего несколько столетий был столицей Оттоманской империи. Константин также сыграл существенную роль во внутрицерковной истории. В 325 году он созвал Никейский собор - первый Вселенский церковный собор, чтобы обсудить накопившиеся в церковной жизни разногласия, угрожавшие стабильности империи, которую Константин с таким трудом объединил. В своей речи перед участниками Собора император заявил, что главное его желание и забота - достижение гармонии, которая принесет империи мир и процветание. Основное внимание было уделено двум важным вопросам: арианской ереси и установлению точной даты празднования Пасхи (по обоим участники Никейского собора больше всего расходились во мнениях). Последователи Ария (знаменитого богослова) отрицали божественную природу Иисуса Христа, однако эту точку зрения разделяли далеко не все христиане. После долгих дискуссий епископы приняли символ веры - признали триединство Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа, тем самым подтвердив божественное происхождение Спасителя.
В качестве даты празднования Пасхи было принято первое воскресенье после первого полнолуния за весенним равноденствием (сама дата весеннего равноденствия еще долгое время оставалась темой для разногласий). Большая часть религиозных книг, ныне известных как Новый Завет, была предположительно отобрана в качестве канонических именно на Никейском соборе. Не менее важное значение имело гражданское законодательство. Константин ввел законы, по которым определенные профессии (например, профессии мясника или пекаря) становились наследственными. Он также издал указ, согласно которому колоны (крестьяне-арендаторы) лишались права уходить со своих наделов. Эти и подобные им законы закладывали основы социального строя всей средневековой Европы. Сам Константин крестился на смертном ложе, но очевидно, что он внутренне принял христианство задолго до смерти. Константин I Великий умер 22 мая 327 года. Сосредоточив в своих руках власть над громадной империей, он передал ее своим трем сыновьям - Констанцию, Константину и Константу. Империя в очередной раз оказалась расколотой.
177 лет назад (1831) родился Николай Николаевич Ге, живописец, один из основателей Товарищества передвижников
Николай Ге родился 27 февраля 1831 года в Воронеже. Семья Ге родом из Франции; прадед Ге эмигрировал в Россию в конце XVIII века и поселился в Москве. Отец Ге был помещиком; детство свое Николай провел в деревне. В десятилетнем возрасте был определен в киевскую гимназию. Учился на математических отделениях Киевского и Петербургского университетов, затем поступил в Академию художеств, которую окончил в 1857 году. Испытал большое влияние К.П.Брюллова и А.А.Иванова. Жил в Риме и Флоренции. В Петербург вернулся в 1863 году с картиной «Тайная вечеря». Она вызвала горячий интерес: евангельский сюжет представал в ней как реальное событие, как жестокая драма отступничества от учителя и раскола среди единомышленников. Художник явно порывал с канонами академизма, но успех его был настолько общепризнан (сам Александр II приобрел картину), что Академия художеств пошла на компромисс, присвоив ему звание профессора исторической и портретной живописи. На следующий год Ге снова уехал в Италию и провел там еще несколько лет, продолжая трудиться над евангельскими сюжетами, пейзажами и портретами. В частности, во Флоренции написал один из лучших своих портретов - «Портрет А.И.Герцена».
После возвращения в Петербург в 1867 году Ге сразу включился в художественную, общественную и духовную жизнь столицы, стал одним из организаторов и руководителей созданного в 1870 году Товарищества передвижников. В поисках темы Ге обратился к отечественной истории. Картина «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871) вновь принесла ему успех: ее сюжетом вновь был реальный конфликт реальных людей. Салтыков писал о картине: «Всякий, кто видел эти две простые фигуры, должен будет сознаться, что он был свидетелем одной из тех потрясающих драм, которые никогда не изглаживаются из памяти». Государь заказал художнику повторение картины для себя. Менее удачными оказались другие работы: «Екатерина II у гроба Елизаветы» (1874) и «Пушкин в селе Михайловском» (1875). Ге, тяжело переживая свои неудачи, разуверился и в собственных творческих силах, и в смысле художественной деятельности вообще. В 1875 году Ге навсегда покинул Петербург и переселился в Малороссию, где купил небольшой хутор. В его душе совершился крупный переворот: он отказался от искусства и занялся вопросами религии и морали. В своих записках он пишет, что надо жить сельским трудом, что искусство не может служить средством к жизни, что им нельзя торговать. Все же на рубеже 1870-х и 1880-х годов Ге вернулся в искусство. Отныне в его творчестве возобладали евангельские темы. Исключение он делал только для портретов, которые писал довольно часто и уступал за очень низкую цену - с тем, чтобы они были доступны любому, даже неимущему. Среди его портретных работ хрестоматийную известность приобрели изображения писателей-современников - М.Е.Салтыкова-Щедрина, Н.А.Некрасова (обе 1872), Л.Н.Толстого (1884). Живопись Ге претерпела разительные перемены. Он отказался не только от канонов академизма, но и от стремления к исторической конкретности, которая так импонировала его зрителям.
Духовные искания Николая Ге во многом вдохновлялись и даже определялись нравственно-философским учением Льва Толстого, с которым художник, начиная с 1884 года, был связан крепкой и преданной дружбой. И хотя влияние писателя было велико, тем не менее для Ге «задача искусства» состояла в необходимости «найти свою мысль, свое чувство в вечно-истинном, в религии человеческой», что, в свою очередь, определило и кредо художника: «Нужно брать высокие ноты». Евангельский цикл Н.Н.Ге по объему небольшой, насчитывающий менее десятка картин. Но именно в них, звучащих на высокой исповедальной ноте, раскрылись и сама личность художника, сложная, полная внутренних противоречий, и философия его искусства. Историю Христа, особенно ее заключительную часть, художник воспринимал как один из эпизодов вечной борьбы Добра со Злом. Живопись Ге приобрела лихорадочную и пугающую взволнованность, что впоследствии дало право называть его предшественником экспрессионизма - течения, которое возникло позже. Трудился Ге мучительно: создавал вариант за вариантом, редко доводил их до конца, никогда не был доволен сделанным. И сама судьба его картин складывалась драматично. Картину «Милосердие» (1880) он уничтожил. Картина же «Выход с тайной вечери» (1889) стала одним из лучших произведений русской живописи того времени, столь сильно выражено было в ней волнующе-тревожное настроение. Но эту работу подвергла критике церковная цензура. Картина «Что есть истина?. Христос и Пилат» была снята с выставки за кощунство в изображении Христа. Картину «Суд синедриона. «Повинен смерти!» (1892) на академическую выставку не допустил президент Академии художеств. Картину «Голгофа» (1892) Ге не закончил, и публика увидела ее лишь после смерти художника. Первый вариант «Распятия» (1892) он уничтожил. Еще один вариант «Распятия» в начале 1894 года был запрещен к демонстрации императором Александром III, и Ге показывал его только у себя на квартире. Произведения Ге обладают серьезными и редкими качествами, дышат горячей искренностью и благородной убежденностью. Умер Николай Николаевич Ге на хуторе Ивановском (Черниговская губерния) 13 июня 1894 года. После него остались записки и огромное количество писем, в которых он объясняет свое отношение к искусству. Часть этих записок была напечатана в виде отдельных статей: «Киевская первая гимназия в сороковых годах» (сборник, изданный в пользу недостаточных студентов университета Святого Владимира, Киев, 1895); «Встречи», «Жизнь русского художника шестидесятых годов» («Северный Вестник», 1893-1894).
135 лет назад (1873) родился Энрико Карузо, итальянский оперный певец, крупнейший мастер бельканто
Энрико Карузо родился 27 февраля 1873 года в Неаполе. В детстве пел в церковном хоре. С 1891 года занимался в школе пения у Г.Верджине. В 1894 году дебютировал в Неаполе на сцене театра «Нуово». В 1895-1898 годах выступал во многих городах Италии, в 1900-1901 годах пел на сцене миланского театра «Ла Скала». В 1903-1920 годах - солист театра «Метрополитен-опера» (Нью-Йорк). С 1898 года с триумфальным успехом гастролировал во многих странах мира (в России - 1898, 1900), ежегодно выступая в Италии. Энрико Карузо - один из выдающихся оперных певцов мира; его голос, обширный по диапазону, уникальный по красоте тембра и силе звука, поражал редкой проникновенностью и особой теплотой. Яркий драматический темперамент, сила и страстность пения позволяли артисту исполнять разнохарактерные теноровые партии - от лирических до трагедийных. Среди лучших партий: Герцог, Манрико, Радамес («Риголетто», «Трубадур», «Аида» Верди), Неморино («Любовный напиток» Доницетти), Фауст («Мефистофель» Бойто), Канио («Паяцы» Леонкавалло), Туридду («Сельская честь» Масканьи), Рудольф, Каварадосси, де Грие («Богема», «Тоска», «Манон Леско» Пуччини), Хозе («Кармен» Бизе), Элеазар («Дочь кардинала» Галеви), Лионель («Марта» Флотова) и многие другие. С особой задушевностью исполнял неаполитанские песни. Умер Энрико Карузо 2 августа 1921 года.
76 лет назад (1932) родилась Элизабет Тейлор, американская актриса
Элизабет Тейлор родилась 27 февраля 1932 года в Лондоне. Окончила Байронскую и Хоуторнскую школы. Во время второй мировой войны семья Тейлор уехала из Англии в США. Уже в детстве Элизабет Тейлор отличалась яркой красотой, и первое приглашение сняться в кино получила в возрасте десяти лет. Фильм «Каждую минуту кто-то рождается» (1942) положил начало ее карьере на экране. Вскоре она подписала многолетний контракт с «Метро Голдвин Мейер», где первым ее значительным актерским достижением стал фильм «Велвит на скачках» (1944) - о трогательной дружбе девочки и призовой лошади. От детских ролей в фильмах «Лэсси, вернись домой» (1943), «Джейн Эйр» (1944), «Белые скалы Лувра» (1944), «Мужество Лэсси», «Синтия» (1947) Лиз плавно перешла к романтическим девичьим образам, самым значительным из которых была Анджела из «Места под солнцем» Д.Стивенса (1951), экранизации «Американской трагедии» Т.Драйзера. В фильмах «Отец невесты» (1950) и «Место под солнцем» (1951) она успешно играет взрослых женщин. Новый виток славы актрисы начался после пышного и дорогого блокбастера «Клеопатра», после которого Тейлор стала поистине «звездой». Тейлор много раз номинируется на «Оскара», среди удачных работ актрисы - фильмы «Рапсодия», «Кошка на раскаленной крыше», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Комедианты», «Внезапно прошлым летом». В 1981 году Тейлор дебютирует в театре, в пьесе «Лисички».
С середины 1980-х годов Элизабет снимается меньше и уже не так успешно. Она больше известна как героиня «желтой прессы», смакующей ее многочисленные замужества. Актриса получила две премии «Оскар»: за роли в фильмах «Баттерфилд 8» и «Кто боится Вирджинии Вульф?». В 2000 году Тэйлор была награждена орденом Британской империи и получила титул кавалерственной дамы. Актриса закончила карьеру в кино в 2003 году. В 2005 году британская академия кино и телевидения BAFTA вручила Элизабет Тейлор почетную награду Britannia за выдающиеся профессиональные достижения в кино. Она много времени отдает работе в благотворительных организациях, занимающихся борьбой со СПИДом. Сейчас Тейлор мучают артритные боли в спине, она много времени проводит в инвалидном кресле в своем доме в Бел-Эр, где она живет с 1982 года. Там ее часто навещают четверо детей, внуки и правнуки.
110 лет назад (1898) умер Василий Степанович Завойко, адмирал
Василий Завойко родился 27 июля 1810 года в селе Прохоровка Золотоношского уезда (ныне Каневский район Черкасской области). Из дворян. На флоте с 1820 года. В 1827 году произведен в мичманы. Участвовал в Наваринском сражении 1827 года.
Дважды совершил плавание на транспортах на Камчатку и Аляску. С 1840 года служил в Российско-Американской компании начальником Охотской фактории, с 1846 года - начальник созданного им порта Аян. С 1849 года - камчатский военный губернатор и командир Петропавловского порта, где построил шхуну и бот. На Паратунских горячих ключах Завойко выстроил для больных проказой дом и карантин. Во время Петропавловской обороны 1854 года, которой он руководил, отразил нападение превосходящих сил англо-французской эскадры на Петропавловский порт. В 1855 году организовал эвакуацию жителей и гарнизона из Петропавловска в устье Амура, где возглавлял оборону и строительство порта (ныне Николаевск-на-Амуре). В 1856 году вернулся в Петербург, служил в высшем военно-морском суде (аудиторате). Умер 27 февраля 1898 года.
72 года назад (1936) умер Иван Петрович Павлов, физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности
Имя академика Ивана Петровича Павлова, первого русского лауреата Нобелевской премии, навсегда вошло в золотой фонд мировой науки. Наиболее крупные научные открытия были сделаны им в области физиологии кровообращения, пищеварения. Ему же принадлежит открытие естественнонаучного объективного метода изучения функции головного мозга - метод условных рефлексов, пользуясь которым он создал обессмертившее его имя учение о высшей нервной деятельности. Иван Павлов родился 26 сентября 1849 года в Рязани. После окончания духовного училища в 1864 году поступил в Духовную семинарию, но, не закончив ее, в 1870 году поступил в Санкт-Петербургский университет на юридический факультет, но вскоре перешел на естественное отделение физико-математического факультета. Учился в Медико-хирургической академии, после окончания которой занял место заведующего физиологической лабораторией при терапевтической клинике. Павлов был основателем самой многочисленной и плодотворной научной школы физиологов (более 300 учеников и сотрудников), создателем Российского общества физиологов, Русского физиологического журнала (1917), Физиологического отдела Института экспериментальной медицины (1890), Физиологического института РАН (1925), Биостанции в Колтушах (1926), на протяжении двадцати лет (1893-1913) руководил Обществом русских врачей в Петербурге. Вся научно-профессорская деятельность Павлова была пронизана идеей о лидирующей роли физиологии как фундаментальной науки, научной основы медико-биологических дисциплин, психологии, педагогики и социологии, психиатрии и невропатологии. Исследования Павлова обогатили физиологию фундаментальными открытиями и идеями.
Февральскую революцию Иван Павлов встретил настороженно, Октябрьскую революцию переживал крайне болезненно. Родственники и знакомые, ученые из США, Германии, Швеции, Чехословакии настойчиво звали его за границу, но советское правительство сделало все для того, чтобы удержать Павлова от эмиграции. В 1918 году В.И.Ленин подписывает специальный декрет о создании условий, обеспечивающих работу первого русского лауреата Нобелевской премии, а в 1920-е годы, в период гражданской войны и интервенции, молодая республика создала Павлову необходимые условия для научной работы. Постановление Совнаркома «Об условиях, обеспечивающих научную работу академика И.П.Павлова и его сотрудников», подписанное Лениным 24 января 1921 года, - один из самых известных актов советского правительства. Это постановление стало своего рода охранной грамотой на многие годы. Иван Петрович Павлов прожил долгую и счастливую жизнь. Из 86 лет 62 года были отданы науке, высшему медицинскому образованию, организации исследований в области физиологических наук. Умер он 27 февраля 1936 года в Ленинграде, похоронен на Волковском кладбище. На его надгробии отчеканены слова: «Помните, что наука требует от человека всей его жизни. И если бы у вас было две жизни, то и их бы не хватило вам».