Ярошенко Николай Александрович
(1846-1898)
Н. А Ярошенко - одна из наиболее типичных и
одновременно своеобразных фигур в передвижничестве. Именно ему после
смерти (1887) суждено было стать идейным
руководителем ТПХВ. "Он был большим либералом,
интеллигентом-художником и военным, генералом в отставке, - писал о
нем Я. Д. Минченков. - Ярошенко был папашей у передвижников, и его
побаивались".
Ярошенко получил образование военного инженера, но,
испытывая непреодолимую тягу к творчеству, к живописи и имея к тому
призвание, начал посещать Рисовальную школу при ОПХ, где занимался у
, а затем стал вольнослушателем АХ (1867-74). В круг
личных знакомств художника входили выдающиеся представители
народнической интеллигенции - писатели Г. И. Успенский, В. Г.
Короленко, В. М. Гаршин и др. Наболевшие вопросы русской
действительности тех лет, волновавшие их, находили отражение в
творчестве Ярошенко.
Имя художника приобрело известность в связи с
созданием им картины "Кочегар" (1878). Первым среди русских
живописцев Ярошенко представил образ заводского рабочего, показав
его не только жертвой изнуряюще тяжелого труда, но и новой могучей
социальной силой. Два фрагмента сразу приковывают внимание к
картине: огромные натруженные руки кочегара и глаза, с
вопросительным упреком устремленные на зрителя.
Начиная с "Кочегара"
Ярошенко создает ряд произведений, рисующих различные социальные
типы его времени: революционной интеллигенции ("Заключенный", 1878;
"Старое и молодое", 1881), передовой учащейся :молодежи ("Студент",
1881; "Курсистка", 1883). В этих работах художник стремится
представить обобщенный образ нового поколения - мыслящего,
целеустремленного, деятельного. Значительное место в творчестве
Ярошенко занимает портрет. Характерно, что его моделями всегда
являются люди, духовно ему близкие (портреты художников И. Н.
Крамского, 1876; В. М. Максимова, 1878; И. К. Зайцева, 1886; Н. Н.
Ге, 1890; писателей Г. И. Успенского, 1884; М. Е. Салтыкова-Щедрина,
1886; А. Н. Плещеева, 1887; В. Г. Короленко, 1898, и др.). Изображая
их, передавая их напряженную внутреннюю жизнь, художник раскрывает и
свой душевный мир.
Лучшим в портретной галерее Ярошенко является
"Портрет актрисы П. А. Стрепетовой" (1884). В образе, созданном
художником, выступает на первый план не знаменитая актриса, о
которой И. Н. Крамской говорил, что она может быть "не только
интересной, но замечательно красивой", а простая русская женщина, со
строгим, чуть печальным лицом и с выражением страдания в глазах. Она
точно вобрала в себя черты героинь А. Н. Островского, которых
великолепно воплощала на сцене. Среди жанровых работ Ярошенко
наиболее известной стала картина "Всюду жизнь" (1888). С искренней
теплотой художник повествует о короткой светлой минуте в жизни
арестантов, узников тюремного вагона. В подобревших лицах этих
людей, кормящих через решетку слетевшихся голубей, в печальном
облике молодой матери на первом плане заключен основной смысл
произведения - показать высокую человечность в людях, отвергнутых
обществом. Тонкой лиричностью проникнуты жанровые картины Ярошенко
1880-90-х гг. - "На качелях" (1888), "В теплых краях" (1890), "Песни
о былом" (1894). Последние годы жизни Ярошенко посвятил поездке на
Урал, где на угольных рудниках искал прототипы для задуманной
картины из жизни рабочих. Однако скоропостижная смерть не дала
осуществиться замыслам художника.
|