Яковлев Александр Евгеньевич
(1887-1938)
А. Е. Яковлев был сыном морского офицера.
Художественное образование получил в Петербургской АХ (1905-13), в
мастерской ,
уделявшего особое внимание обучению рисунку. Уже тогда Яковлев
увлекся графикой и начал сотрудничать в художественных журналах тех
лет как художник-график. Его рисунки появлялись в "Аполлоне", много
рисовал он для "Сатирикона", а впоследствии - для "Нового Сатирикона"
и "Нивы".
Художник рано, с 1909 г., начал участвовать в
выставках. Его большой групповой портрет "На Академической даче",
показанный на Балтийской выставке 1912 г. в Мальмё (Швеция),
заслужил одобрительный отклик .
В академические годы завязалась тесная дружба и
творческое сотрудничество Яковлева с
; современники
в шутку называли их художниками-близнецами.
Миновав в ученический период кратковременное
увлечение импрессионизмом, Яковлев обратился за вдохновением к
классическому искусству. Его конкурсные работы "Купание" и "В бане"
(обе 1913) демонстрировали ориентацию молодого художника на
искусство старых мастеров. Уже в них обозначилось его тяготение к
"неоклассицизму". За эти работы Яковлев получил звание художника и
пенсионерскую поездку за границу. 1913-15 гг. он провел в Италии,
где изучал старую живопись. Затем побывал в Испании, на острове
Майорка.
Наряду с огромным количеством натурных этюдов
художник выполнил в Италии свой автопортрет в образе Арлекина,
который стал частью двойного автопортрета Шухаева и Яковлева. Эту
картину художники считали одной из самых серьезных своих работ.
Яковлев изобразил себя в театральном гриме и ярком костюме,
придуманном художником Н. Н. Сапуновым. Театральности портрета как
нельзя лучше соответствуют средства из арсенала старого искусства:
точный рисунок, почти скульптурная лепка формы, локальный цвет,
некоторый примитивизм, идущий от русского лубка. Элементы
стилизации, подражания мастерам итальянского Возрождения или
искусству примитива заметны и в других произведениях художника,
например в картине "Скрипач" (1915).
Эту и некоторые работы, созданные в Италии,
Яковлев показал на выставке "Мира искусства" по возвращении в
Петроград в 1915 г. Они вызвали шквал самых разнообразных оценок.
Совет АХ, в частности, не принял живописные работы художника. Во
второй половине 1910-х гг. Яковлев занимался портретной живописью и
рисунком, достигнув больших успехов в технике сангины. К числу
наиболее значительных произведений этого времени относятся "Портрет
Казарозы (жены художника)" (1916) и "Автопортрет" (1917),
графические портреты Ф. И. Шаляпина, Н. Э. Радлова.
|