Врубель Михаил Александрович
(1856-1910)
Гениальный русский художник Михаил Александрович Врубель Родился
5 (17) марта 1856 года в Омске в семье строевого офицера, участника
Крымской кампании, который впоследствии стал военным юристом. Предки
со стороны его отца были выходцами из прусской Польши (“врубель” по-польски
— воробей.
Мать Врубеля умерла, когда мальчику было три года. Когда Врубелю
исполнилось семь лет, его отец женился во второй раз. Во втором браке
у отца родилось трое детей, один из которых умер в детстве. Отношение
к мальчику во вновь образовавшейся семье было замечательным. Мачеха
художника, Елизавета Христиановна (урожденная Вессель), была серьезной
пианисткой, и ее занятия музыкой способствовали духовному развитию маленького
Врубеля. По воспоминаниям старшей сестры Анюты, с которой Врубеля связывали
теплые дружественные отношения: “элементы живописи, музыки и театра
стали с ранних лет его жизненной стихией”.
Долг службы отца требовал частых перемещений. Врубель с детства испытал
много новых впечатлений, переезжая из Омска а Астрахань, затем в Петербург,
в Саратов, Одессу, и опять в Петербург.
Рисовать Врубель начал рано. В восемь лет во время недолгого пребывания
в Петербурге он, под руководством отца, посещает рисовальные классы
Общества поощрения художников. В Саратове Врубель обучается рисованию
с натуры у частного педагога; в Одессе посещает рисовальную школу. Художник
обладал прекрасной зрительной памятью. Девятилетний Врубель, по воспоминаниям
его сестры, после двух посещений саратовской церкви, в которой была
помещена копия “Страшного суда” Микеланджело, “наизусть, воспроизвел
ее во всех характерных подробностях”.
Врубель получил прекрасное образование. В 1874 году он окончил Ришельевскую
Классическую гимназию с золотой медалью и поступил на юридический факультет
Петербургского университета. Летом 1875 года Врубель совершил первую
поездку в Швейцарию, Германию и Францию с семьей, в которой он подрабатывал
гувернером и домашним учителем.
По окончании юридического факультета Петербургского университета,
осенью 1880 г. Врубель поступает в Академию Художеств. Здесь огромное
влияние на него оказали профессор П. Чистяков и В. Серов. На раннем
этапе своего творчества Врубель много внимания уделял акварели, одновременно
пробуя силы в станковой живописи.
В классе П. П. Чистякова Врубель занимается с 1882 года. Чистяков
рекомендует его как способного мастера композиции Адриану Прахову —руководителю
реставрацией древних церквей и фресок в Киеве, который впоследствии
курировал исполнение росписей во Владимирском соборе. Врубель был приглашен
расписывать иконостас Кирилловской церкви в Киеве (1884-85). Это стало
его первой крупной монументальной работой. Он создал “Сошествие Святого
Духа на апостолов” на хорах этой церкви и эскизы неосуществлённой росписи
Владимирского собора (четыре варианта композиции “Надгробный плач”).
Несколько месяцев в 1884 г. Врубель провел в Венеции, изучая живопись
раннего Ренессанса. После возвращения в Россию он продолжает работы
в Киеве. Там же художник пишет портрет-картину “Девочка на фоне персидского
ковра” (1886), живописная материя которой проникнута духом печали.
В 1887 г. Врубелю поручается исполнение фресок для Владимирского
собора по ранее сделанным эскизам. В том же году художник стал заниматься
скульптурой и создал и в этой области замечательные произведения.
Осенью 1889 г. Врубель переезжает в Москву, где начинается период
его наиболее плодовитой работы. В киевский и ранний московский период
Врубель ведет богемную жизнь: часто бывает в цирке, дружит с цирковой
наездницей и вместе со своими приятелями
и
ходит к ней в гости.
В Москве он знакомится с С. И. Мамонтовым, который принимает участие
в художественных начинаниях художника.
Творческой манере Врубеля, которая окончательно сложилась в начале
1890-х гг., характерны декоративность и обостренная экспрессия византийского
и древнерусского искусства, цветовое богатство венецианской живописи.
Врубель одухотворяет природу, превращает ее в своего учителя и наставника.
Он говорил, что в основе всякой красоты — “форма, которая создана природой
вовек. Она — носительница души… “Декоративно все, и только декоративно”.
Врубель, по его словам, “ведет беседу с натурой”, “вглядывается в бесконечные
изгибы формы”, “утопает в созерцании тонкостей” и видит мир как “мир
бесконечно гармонирующих чудных деталей...”. Художник до тонкостей изучал
строение и переплетение ветвей, стеблей и соцветий; кристаллики льда,
образующие узоры на стеклах; игру света и тени, и отражал свои знания
и чувства в своих произведениях: киевские цветочные этюды (1886 — 1887)
“Белая акация”, “Белый ирис”, “Орхидея”; панно “Богатырь” (1898), “Одиллия”
(1894), “Сирень” (1901), “Кампанулы”, “Раковины” и “Жемчужина” (1904)
,“Тени лагун” (1905) и т.д. К. Коровин писал о творчестве художника:
“Врубель поразительно рисовал орнамент, ниоткуда никогда не заимствуя,
всегда свой. Когда он брал бумагу, то, отмерив размер, держа карандаш,
или перо, или кисть в руке как-то боком, в разных местах бумаги наносил
твердо черты, постоянно соединяя в разных местах, потом вырисовывалась
вся картина”. В природном мире ближайшую аналогию описанному процессу
возникновения изображения из первоначально разрозненных линий и штрихов,
образующих причудливую орнаментальную вязь, в которой вдруг проступают
облики знакомых предметов, представляют собой кристаллизации инея на
морозном стекле”.
В московский период художник пишет портреты С. И. Мамонтова и К.
Д. Арцыбушева. Главной же темой творчества Врубеля в это время стала
тема Демона, в которой он в символической форме ставит “вечные” вопросы
добра и зла, изображает свой идеал одинокого бунтаря, не приемлющего
обыденность и несправедливость. Сама мысль создать “нечто демоническое”,
возникла еще в Киеве. Осенью 1886 года, Врубель показывая свои первые
наброски отцу, говорил что Демон — дух “не столько злобный, сколько
страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... величавый”.
Михаил Александрович обладал даром графической черты и формы, ни
одна работа не могла застать его врасплох. Он мог мастерски справиться
с любой работой, считая ее вызовом своему мастерству: написать картину,
расписать блюдо, изваять скульптуру, придумать различные ни на что не
похожие орнаменты и виньетки, сочинить театральный занавес. Врубель
мечтал соединить в своем творчестве искусство с жизнью, он постоянно
находился в поисках высокого монументального стиля и национальной формы
в искусстве и использовал в своих произведениях орнаментально-ритмические
решения. Все это сближало его со стилем “модерн”, вызов которого был
принят художником. Модернизм особенно свойственен некоторым панно Врубеля
(триптих “Фауст” для дома А. В. Морозова в Москве, 1856; “Утро”, 1897)”.
Но творчество художника выходит за рамки модерна и символизма. Он стремился
создать сложную одушевленную картину мира, соединяя в своих произведениях
мир человеческих чувств и мир природы (“Пан”, 1899, “К ночи”, 1900,
“Сирень”, 1900).
До 1896 года Врубель был одной из заметных фигур абрамцевского кружка,
“придворным художником” С. Мамонтова. Он занимался оформлением интерьеров
в особняках московских меценатов и буржуа, предпочитая использовать
в их оформлении фантазии на тему античного мира и средневековых рыцарских
легенд. Врубель выступал в роли архитектора и мастера прикладного искусства
— создал проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской улице
в Москве (1891), а для ворот дома Мамонтова в Москве — декоративную
скульптуру “Маска льва”. В оформлении особняков С. Т. Морозова на Спиридоновке
и А. В. Морозова в Подсосенском переулке Врубель работает вместе с самым
значительным архитектором московского модерна Ф.И. Шехтелем (“Полет
Фауста и Мефистофеля”).
В 1890-е гг. Врубель выполняет декоративные панно и станковые произведения
“Венеция” (1893), “Испания” (ок. 1894) и “Гадалка” (1895), “Принцесса
Греза” (1896); иллюстрирует произведения М. Лермонтова, изданные к 50-летию
со дня смерти поэта участвует в оформлении спектаклей в Московской частной
русской опере С. И. Мамонтова: опер Н. А. Римского-Корсакова “Садко”,
1897, “Царская невеста”, 1899, “Сказка о царе Салтане”, 1900; исполняет
скульптуры для майолик Абрамцевской фабрики “Снегурочка”, “Лель”, “Садко”,
“Египтянка” и др.; панно “Микула Селянинович и Вольга”; “Роберт и монахини”
(бронза, 1896), “Морской царь “ (керамика, 1899-1900). Музыка Н. А.
Римского- Корсакова, привлекавшая внимание художника поэзией водной
стихии, была одним из стимулов в обращении художника к “изобразительному
фольклору” (майолика “Купава” 1898 — 1899 г., “Морская царевна” 1897
—1900 гг., “Прощание царя морского с царевной Волховой” (1899), “Садко”
1899 — 1900 гг.)
|